Разменяв премьера и проверив ход нацпроектов в Чебоксарах и Белгороде, Владимир Путин прибыл вчера в Сочи. К нему сразу пожаловали ведущие западные аналитики, члены так называемого «Валдайского клуба». Раньше эти люди назывались советологами, а когда СССР распался, стали именоваться кремленологами, типа знатоки кремлевской политики. Впрочем, степень их осведомленности, похоже, преувеличена: возбудившись сменой Кабинета министров России, они собрались еще накануне, в среду, но так и не смогли вспомнить имени предшественника Зубкова - Михаила Фрадкова.
Кстати, через полчаса после отставки Фрадкова западные политологи встречались с Сергеем Ивановым. Чисто случайное совпадение. Вчера известный немецкий политолог Александр Рар, присутствовавший на этой политтусовке, рассказал мне: половине экспертов показалось, что Иванов был удивлен произошедшим, а другой половине - что Иванов абсолютно «в курсе всего». В общем, Сергей Борисович мастерски «запутал следы».
- А не пугает ли Запад возможный приход к власти в России еще одного президента, вышедшего из спецслужб? - спросила я Рара.
- Уже нет, - ответил политолог. - Иванова хорошо знают на Западе. Но если будет не Иванов, а «технический президент» и при этом сам Путин останется «теневым» лидером страны, то Западу тоже не страшно. Лишь бы в России была стабильность.
«Члены правительства сбавили обороты»
Президента, когда он пришел на встречу, мы, российские журналисты, решили о политике не пытать. Его сейчас и без нас загрузят по полной. Потому ограничились курортными темами.
- Вы уже окунулись в море? - спросила я.
- Нет еще, - ответил Путин.
- А смотрели матч Россия - Англия?
- Нет, но узнал счет и расстроился.
Ну а первым со стороны Запада, разумеется, был вопрос о смене правительства: почему именно сейчас и почему именно Зубков?
Путин сказал, что ему самому хотелось бы, чтобы смена правительства прошла после выборов.
- Но члены правительства тоже люди, они сбавили обороты и начали больше подумывать, как будет складываться их личная судьба после выборов, - признался Путин. - А я бы хотел, чтобы правительство работало, как швейцарские часы, молотило, не переставая, между мартом и маем 2008 года. Мне надо, чтобы это был отлаженно функционирующий организм без передышек на отдых.
А если, по словам президента, кто из членов правительства «готов оставить работу», пусть сделают это сейчас. В преддверии и после выборов должна быть «дееспособная команда».
- Я не подталкивал к этому премьер-министра, он сам принял решение, - сообщил Путин, - он прекрасно увидел настроения, которые складываются в коллективе, которым руководил, и я с ним согласился. Совпало.
«Людям будет из кого выбирать»
- Может ли Зубков принять участие в президентских выборах? - спросили Путина.
И снова он похвалил своего протеже. Путину понравился ответ, который сам Зубков дал на этот вопрос - о том, что если его действия на посту премьера будут удовлетворять граждан, то он не исключает возможности баллотироваться на пост президента.
- Это взвешенный и спокойный ответ, - заключил Путин. - Год назад говорили, что голое поле, не из кого выбрать, а сейчас называют как минимум пять человек. Если появится еще один реальный кандидат - людям будет из кого выбрать.
То есть Зубков «как минимум» шестой кандидат в президенты? Впрочем, после этого Путин решил поговорить с Западом уже с глазу на глаз, без российской прессы.
«Честно, еще не знаю, кем буду работать в 2008-м»
Впрочем, «КП» все же удалось разузнать, о чем шла речь на закрытой части встречи.
Так, президент заметил, что недоволен нынешней структурой правительства и ее следует поменять. Он рассказал, что, как только тот или иной либерал становится министром, тут же начинает вызывать подчиненных на ковер. Мол, иначе система не работает. Значит, по мнению Путина, пришло время ее менять.
Спросили политологи о судьбе «Единой России». Президент сказал, что будет и дальше ее поддерживать. Только еще не знает, жестко или мягко. Если «Единая Россия» выживет - значит, будет сильной правящей партией. Нет - придет другая партия, социал-демократическая, «Справедливая Россия». Путин считает, что сейчас у «Единой России» есть проблемы и он не хотел бы, чтобы его самого полностью ассоциировали с ней. Политологи напомнили президенту, что его помощник Сурков заявил, что «Единая Россия» будет править долго. На что Путин ответил: «Это ведь он у меня работает, а не я у него. А разброс мнений свидетельствует о либерализме отношений в Кремле». А еще президент не совсем согласен с термином «суверенная демократия». Он считает, что суверенитет - это внешнее, а демократия - внутреннее.
Спросили президента, будет ли он баллотироваться на пост президента в 2012 году. Он ответил, что еще не знает, но уверен, что будущий президент будет с ним советоваться. Это обеспечит преемственность курса. И еще он сказал, что не заинтересован в слабом будущем президенте, хочет, чтобы он был самодостаточным и эффективным и соответствовал ожиданиям народа. «Не для того я столько лет пахал, чтобы пришел слабый президент!» - сказал Путин. А еще по поводу будущего президента он заметил: «Победа не за тем, у кого сила, а у кого правда».
О своей работе после 2008 года президент сказал, что найдет для себя что-то интересное. Но что именно - еще не знает. «Честно, не знаю», - сказал президент. Политологи спросили, встретится ли он с ними в будущем году. Путин ответил, что если его примут в «Валдайский клуб», «чтобы я сидел на вашей стороне и задавал вопросы новому президенту». «Смотрите, запишите, не забудьте».
КТО ЭТИ ПЯТЬ КАНДИДАТОВ?
Сергей КАРАГАНОВ, глава Совета по внешней и оборонной политике:
«Вот он!» - скажут во втором туре
- Думаю, о пяти кандидатах президент сказал условно, на самом деле их может быть и больше. Обсуждаемые - это Иванов, Медведев, Сердюков, Матвиенко плюс теперь новый премьер Зубков. Возможно, еще высветятся пара губернаторов. Думаю, президентские выборы будут интересными. Выйдут несколько человек, всех их будет поддерживать партия власти. И только в конце второго тура президент скажет: «Вот он!»
Виталий ТРЕТЬЯКОВ, главный редактор газеты «Московские новости»:
Это сигнал - соревнуйтесь
- Когда я посмотрел по телевизору, как Путин произнес фразу о «пяти кандидатах», понял, что он просто ссылался на слухи в прессе. Но все-таки это, конечно, Иванов, Медведев, Якунин и Матвиенко.
С пятым сложнее, их сразу двое: Нарышкин и Чемезов. Думаю, Путин сказал «пять» лишь потому, что эта цифра у нас чаще соскакивает с языка.
Кстати, фразу Зубкова о его возможном президентстве чиновники обычно могут позволить себе только с одобрения Путина. И потому она может свидетельствовать о двух вещах. Либо Зубков - это очередная «операция прикрытия». Либо Путин дает остальным кандидатам сигнал: соревнуйтесь, показывайте, на что способны в сравнении с Зубковым. Но пока все реверансы Путина новому премьеру нельзя расценить как окончательный выбор 2008 года.