будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Сентябрь 29, 2009
Архив проектов

«Не надо ставить такие опыты на детях»

Решение о введении обязательногопреподавания основ культуры традиционных религий вызвало крайненеоднозначную общественную реакцию. Наряду с позитивнымиоткликами поступают и крайне негативные – со своей конструктивнойпрограммой. Мы публикуем письмо известного правозащитника, руководителяобщественной организации «Право ребенка, соратника академика А.Д. Сахарова подиссидентской деятельности Бориса Альтшулера. Правозащитник был недавно включенв первую – президентскую – треть нового состава Общественной палаты РоссийскойФедерации.

 

Д.А. Медведеву,

Президенту РоссийскойФедерации

 

Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич!

21 июля с.г. Вы высказались в поддержкуэксперимента, охватывающего примерно 250 тысяч детей, по введению в школах Россииобязательного преподавания основ культуры традиционных религий – по выборуучащихся и их родителей. Можно только приветствовать, что при этом не былизабыты и те, кто еще не определился со своим конфессиональным выбором, иатеисты, - для них, опять же по желанию, предлагаются в качестве обязательныхдисциплин история и культура мировых религий либо основы светской этики.

Итак, живет класс, самые разные детиделают одно дело – учатся в школе! А общее дело, как известно, сближает,развивает такие замечательные человеческие качества как дружество,взаимопомощь. И вдруг им предлагают разделиться «по интересам». Сама идеятакого подхода к преподаванию обязательного предмета представляется странной,тем более, когда речь идет не об иностранном языке, а о действительно глубокихматериях, формирующих личность ребенка. А дети, между прочим, склонны сбиватьсяв стаи, делиться на «своих» и «чужих». И вполне возможно, что в результатетакого эксперимента в тех регионах, где численное соотношение «православных»,«мусульман» и «атеистов» сопоставимо, в школах возникнут враждующие группы – наязыке подростков соответственно «правилы», «мюсли», «атасы».

А что делать детям других не стольмногочисленных конфессий? А что делать первоклашке из протестантской семьи,которого стали избивать одноклассники за то, что он не ходил на урокиправославной культуры? «Добровольный выбор», о котором Вы говорите, хорошосмотрится на бумаге. А в детском коллективе, где толерантность надо ещевоспитывать и воспитывать, это может оказаться очень жестокий опыт.

УважаемыйДмитрий Анатольевич, пожалуйста, не надо ставить такие опыты на детях. ПрошуВас пересмотреть свое решение о начале указанного эксперимента.

Прошутакже рассмотреть возможность введения в обязательную школьную программудействительно насущно необходимого единого предмета «История и культура мировыхрелигий, основы этики и права человека». Объединение этих тем в одномпредмете оправдано, поскольку известно, что именно в мировых религиях заложеныосновы современной, в том числе и светской, этики, а также базовых принциповправ человека. При этом известно также, что под лозунгом религиозных догмцерковь не раз в истории выступала гонителем всего живого, с позиций, никак несовместимых с гуманностью и справедливостью.

Наши дети вправе знать все это, вправезадуматься был ли прав или неправ Вольтер, сказавший о современной ему французскойцеркви «раздавить гадину!», и почему был неправ (во всяком случае, с точкизрения современных правозащитных позиций) Александр Сергеевич Пушкин, когданаписал: «Мы добрых граждан позабавим / И у позорного столба / Кишкойпоследнего попа / Последнего царя удавим». Дети должны знать, какие мерзкиереалии тех времен побудили Вольтера или Пушкина использовать столь резкиевыражения, и опять же задуматься о возможной связи этих слов со страшнымленинским: «мы должны расстрелять двести тысяч попов, История нам этотпростит». И как могло случиться, что великий гуманист и писатель Лев НиколаевичТолстой был отлучен от церкви, а высоко гуманные социалистические принципывсеобщего равенства и справедливости стали идейной основой массового террора,ГУЛАГа и государственного крепостничества. И, если говорить о современности,почему предыдущий президент США Джордж Буш мл., будучи глубоко верующимчеловеком, был в то же время ярым сторонником сохранения в США средневековойпрактики смертной казни.

Наши дети вправе знать и понимать, почему современное семейное право, включаятребования по соблюдению прав детей и женщин, зачастую вступает в противоречиес традиционными религиозными догмами христианства, мусульманства, иудаизма.

В предлагаемом учебном курсе, объединяющемисторию и культуру религий, этику и права человека, разумеется, должныприсутствовать имена великих мыслителей прошлого, в том числе АндреяДмитриевича Сахарова с его концепцией опасности любых тотальных идеологий и«внеидеологичности» по-человечески ясных и простых принципов соблюденияиндивидуальных прав человека.

С уважением

БорисАльтшулер,

Председатель Правления РОО «Праворебенка»,

эксперт Общественной палаты РФ, Уполномоченногопо правам человека в РФ, Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,женщин и детей,

член Московской Хельсинкской группы,Общественного совета при Минобрнауки России, Комиссии по деламнесовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области,Координационного совета Всероссийского Союза «Гражданское общество – детямРоссии».

От редакции

Атрибуция приписываемых А.С. Пушкину строк является дискуссионнымвопросом. Она не нашли ни однозначного подтверждения, ни однозначного опровержения.См., например, обзор дискуссий по этому вопросу: Рак В.Д. К историичетверостишия, приписанного Пушкину // Временник Пушкинской комиссии, 1973/ АН СССР. ОЛЯ. Пушкин. комис. Л. : Наука. Ленингр. отд-н
читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).