Эксперты журнала «Компания» полагают, что проекты, считающиеся «медведевскими» - модернизация и инновации - разделят судьбу приоритетных нацпроектов, о которых сейчас предпочитают не вспоминать. По мнению политологов и экономистов, лидеру списка партии власти не с чем выйти к избирателям и кремлевские технологи спешно «множат сущности», заменяя отсутствующие реальные достижения риторикой о «большом правительстве».
Эксперты приходят к неутешительным выводам: «Спрос на инновации формируется в промышленных странах, а у нас в обрабатывающей промышленности создается всего 6% ВВП, основной объем ВВП генерируется за счет сырья, – подчеркивает управляющий партнер Strategy Partners Group Александр Идрисов, – тогда как 80% спроса на инновации формируется технологичным сектором, которого в России практически нет».
То есть, инновационная и модернизационная повестка – не более, чем внешний стиль первого лица, полагают эксперты. «Почему Дмитрий Медведев уделяет столь пристальное внимание инновационным проектам? – пишет автор журнала. - Вероятно, это его новый конек – вице-премьером в правительстве он курировал национальные проекты».
«Их раскручивали, чтобы обосновать способности Дмитрия Медведева и он смог занять президентское кресло, – рассуждает директор департамента стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев. – Сейчас президент уходит на вторую позицию в стране».
Напомним, в 2005 году приоритетные нацпроекты казались новым словом в российской социально-экономической сфере, выглядели реальной возможностью разгрузить бюджетную сферу, снять социальную напряженность. В качестве приоритетных направлений выделялось четыре: здравоохранение, доступное жилье, образование и сельское хозяйство. А что в итоге? «Обо всем этом благополучно забыли и стараются не вспоминать», отмечает автор.
История повторяется: «Ведомости» изучили документы Минфина к заседанию последней комиссии по модернизации при президенте и обнаружили, что отношение чиновников к теме инноваций резко изменилось. Комиссия стала заседать реже, финансовая поддержка ее инициатив сокращается: «на проекты, одобренные комиссией в 2013 г., предусмотрено 6,3 млрд руб., а не 10 млрд руб., как в 2010–2012 гг., в 2014 г. – 3,6 млрд руб»., пишут «Ведомости». Появления новых модернизационных проектов, судя по документам, не предусмотрено. Видимо, по мнению чиновников, модернизация себя исчерпала.
Как отмечает Росбалт, политологи предполагают, что модернизационная и инновационная риторика продолжится и после выборов. "Будут отчитываться новыми лампочками и планшетниками, доказывая, что модернизация идет полным ходом, - полагает аналитик ФБК Игорь Николаев. - На самом деле, с точки зрения результативности все очень печально: ничтожно мало делается для развития конкуренции и появления спроса на инновации".
По мнению экспертов, провал «модернизации» совпал и с провалом кадровой политики Медведева. Точнее, с тем, что под таковой принималось: по оценке политолога Александра Кынева, изложенной на «Газете.ру» , эта сфера деятельности президента отличалась «сиюминутностью и поверхностностью».
Президент сменил ровно половину губернаторов, все руководство правоохранительных органов (кроме министров), много говорил – сформировал «кадровую тысячу» - но при этом так и не сумел обзавестись собственной командой. «Медведев – член путинской команды, которую нельзя назвать либеральной, - полагает экономист Никита Кричевский. – Собственную же команду ему так и не удалось создать за четыре года пребывания на посту главы государства».
«Однако, эксперты напоминают: Медведев легко отказывается от людей, что он демонстрировал уже не раз и не два», подчеркивает АиФ. «Кадровая непоследовательность президента, ставит под определенные сомнения и реализацию его нынешней первоочередной задачи по формированию так называемого большого правительства», отмечают эксперты «Компании».
Эта новая вброшенная Медведевым тема – создание «большого правительства» - вызывает у экспертов больше всего вопросов. «Откуда для всего этого возьмут квалифицированных людей, если с собой из Кремля президент, по мнению экспертов, забирать никого не станет?», спрашивает «Компания». По слухам, министрами этого «расширенного правительства» будут ведущая Тина Канделаки, актриса Маша Кожевникова, комиссары «Наших» - такой состав дает уверенность в пиар-ценности проекта, но заставляет сомневаться в реальных его успехах.
Известно, что Медведев легко отказывается от людей, быстро выдвигает и так же уверенно сбрасывает со счетов. Примером – Николай Винниченко, которого передвигают с одного полпредства на другое. Из правительства в Кремль он почти никого в 2008 не взял. «Где гарантии, что он (Медведев – Ред.) со Старой площади заберет своих на Краснопресненскую набережную на этот раз?», полагает политолог Алексей Мухин.
Зато президент легко уволил вице-премьера Алексея Кудрина, которого называл « ценнейшим профессионалом», благодаря которому стране удалось избежать последствий кризиса 2008 г. Схожая история и с Михаилом Прохоровым. «Слишком явно Медведев симпатизировал партийному проекту главы «ОНЭКСИМа», но, оказалось, что президентская любовь, как и девичья, недолга: как только «запахло жаренным» и зашла речь о том, чтобы оказать реальную поддержку, «праводельцев» оставили на растерзание технологам», отмечает Мухин.
Причем, и тезисы программы «правых» были президентские –прорыв в развитии России, модернизация экономики, либерализация общественного устройства. По мнению экспертов, Кудрину президент явно прочил пост в «ПД», но «планы Дмитрия Медведева изменились, и проект Михаила Прохорова моментально «закрыли» за ненадобностью».
Эксперты приходят к выводу, что не либеральные взгляды, а именно такая «невыносимая легкость» кадровой политики – и есть главная «стилистическая особенность», по определению политолога Кынева, президента Медведева. Это – его отличие от Владимира Путина, который «своих» не сдает, а, наоборот, прикрывает: большинство министров занимают посты на протяжении многих лет, поскольку для премьера важна его команда. Причем, ради этого он шел даже на репутационные риски, в чем не был ни разу замечен Медведев.
Подобное поведение президента эксперты отмечают особенно: от собственных проектов, важность и полезность которых была подчеркнута сотни раз, равно как и от людей, их реализующих, Медведев отказывается чрезвычайно быстро, как только те перестают быть нужны. Так было с задумками либерального переустройства общества, такое будущее аналитики прочат и нынешней медведевской модернизации. Никто не поручиться, что и тема «большого правительства» через год сожмется до размеров одноименного сайта в интернете.