Восемь тысяч комплектов самого современного оборудования для кабинетов физики, химии и биологии, мультимедийное оборудование и интерактивные доски планируется до конца года поставить в средних российских школах. 5100 школ страны смогут оснастить свои естественно-научные кабинеты благодаря национальному проекту «Образование». И еще 2900 комплектов поставят в школах сами регионы, в рамках программы «Внедрение современных образовательных технологий». Это оборудование будет поступать в обычные школы, материальное оснащение которых застряло на уровне середины прошлого века. В то же время лучшие гимназии и лицеи уже имеют современные естественно-научные кабинеты. В их число входит 3000 школ, выигравших в этом году миллионные Президентские гранты в рамках нацпроекта. Они могут потратить свои призы на то оборудование, которого им не хватает. Поэтому одно из условий программы технического оснащения школ – оборудование не должно направляться в лучшие школы, чтобы постепенно создавались равные стартовые возможности для участия в инновационных конкурсах большего числа образовательных учреждений...
Ученики могут постигать азы научной работы уже в школе. Они должны иметь как можно больше возможностей для того, чтобы развивались все заложенные в них природой таланты. К сожалению, пока что в большинстве наших школ физику и химию изучают с помощью устаревшего оборудования. Тогда как уровень современного производства постоянно растет, и для экономики необходимо готовить кадры соответствующей квалификации.
Необходимость повышения технологического уровня школьного оборудования понятна даже первокласснику. Ведь и он получит возможность учиться, играя, - вместо того, чтобы писать на обычной доске, пачкаясь мелом, он сможет водить пальцем по интерактивному экрану и видеть, как изображение на такой «доске» оживает по его указанию, словно по волшебству.
Чего уж говорить о современном лабораторном оборудовании для естественно-научных классов! В школах, где оно есть, ученики достигают прекрасных результатов, выигрывают на олимпиадах и других межшкольных конкурсах, и просто любят учиться. Ясно, что работа в настоящей современной лаборатории увлечет любого ребенка, а значит, у него повысится и интерес к учению в целом.
Одна из таких школ будущего – Центр Обучения "Царицыно". Приходишь в него, и просто не верится, что находишься на окраине Москвы, а не в какой-нибудь «элитной» центральной спецшколе. Кажется, здесь есть все, о чем только можно мечтать - прекрасно оборудованные естественно-научные кабинеты, электронные микроскопы в кабинете биологии, мультимедийное оборудование, теннисные корты, множество спортивных секций. Президентский грант, выигранный в этом году, школа потратила на расширение мультимедийной библиотеки. Директор ЦО «Царицыно» Ефим Рачевский полагает, что деньги, полученные по итогам конкурса, должны послужить мощным стимулом для качественного повышения уровня образования и внедрения инноваций в школе. По его мнению, российская государственная политика в области образования все больше отвечает запросам общества.
Школы, победившие в инновационном конкурсе нацпроекта, такие центры образования, как «Царицыно», уже начали делится своим опытом со всеми остальными школами. Тем более, теперь и там появится прекрасное современное оборудование, с которым большинство педагогов и школьников работать пока что не умеет. Но все, кто на самом деле хочет работать, смогут получить и техническую поддержку от государства, и помощь от лучших школ. Образовательные методики, которые в них применяются, размещены в открытом доступе, в том числе – в Интернете, а их учителя проводят мастер-классы для педагогов из других школ, куда новое оборудование пока только поставляется. При таком поощрении лучших школ и подтягивании остальных, действительно, можно говорить о том, что качество образования будет и дальше улучшаться. Тем более, со следующего года национальный проект "Образование" планируется существенно расширить. В частности, начнется комплексная поддержка региональных систем образования.
Получается, если все пойдет по плану, то в течение трех лет будет оснащено самым современным оборудованием порядка 33 тысяч школ - больше половины всех существующих в стране. В их число ежегодно будут входить 3000 учебных учреждений, победителей конкурса нацпроекта, и 8 тысяч школ, которым пока что мешает войти в ряды инновационных устаревшая материальная база. Наконец после периода распада, начавшегося в 90-е годы, можно надеяться, что качественное образование станет доступным для всех наших детей, независимо от того, где они живут - в столицах или на периферии.
Анна Новомлинская