Возникновение в начале XXI века глобальной террористической угрозы в качестве главного вызова позициям США в мире привело к коренной переоценке подходов к проблемам национальной безопасности США. Неспособность Вашингтона полностью снять эту угрозу за счет проведения военных операций в Афганистане и Ираке, а также новые реалии мировой политики и экономики, в частности, обострение экономической конкуренции США с ЕС, резкое повышение цен на нефть, диктуют правящим кругам США необходимость коррекции глобальной стратегии.
Рамки новой глобальной стратегии Вашингтона были заданы Стратегии национальной безопасности, принятой в 2004 году. Главным тезисом данной стратегии является необходимость придания более агрессивного, наступательного характера всей линии поведения США на международной арене, не только в военной сфере, но и в политике и экономике.
Одним из ключевых аспектов внешнеполитического курса США с 1970-х годов является борьба за контроль над регионами, ключевыми для функционирования мировой энергетической системы. Резкий скачок цен на нефть в 2005 году дополнительно обострил ситуацию. Учитывая сложность текущей ситуации на Ближнем Востоке, для Вашингтона стала очевидна необходимость получения контроля над другими перспективными с точки зрения энергоресурсов районами, и в частности, арктическими территориями.
Можно констатировать, что, военно-политическое руководство США начинает уделять повышенное внимание перспективам освоения Арктики и склоняется в сторону выработки стратегии, направленной на занятие доминирующих позиций США в этом регионе.
С одной стороны, это означает усиление политической, экономической и военной активности в Арктике, с другой - поиск возможностей для оказания решающего влияния на деятельность других стран в регионе.
По существу уже сейчас в политической, финансовой, промышленной и военной элите США полным ходом идет дискуссия на тему освоения таких регионов и Арктики в том числе. В этой связи можно считать «программной» опубликованную 28.11.2004 в тесно связанной с республиканским и консервативным истэблишментом газете The Washington Times статью председателя совета директоров нефтяной компании Chevron Texaco Д.О'Рейли, связанного с умеренным кругом республиканской администрации США. В частности, в статье подчеркивается: «Мы можем принять меры для того, чтобы убрать непостоянство из энергетического рынка и заменить его предсказуемостью и стабильностью - двумя предпосылками устойчивого экономического роста… Мы должны получить доступ к ответственному использованию многообещающих регионов с ресурсами в Арктике…».
Другой комплекс вопросов, требующих, по мнению военно-политического руководства США, усиления присутствия в регионе, связан с геополитической и военной проблематикой. Концептуальную основу для теоретического обоснования новой стратегии предоставила Комиссия США по арктическим исследованиям (орган, занимающимся разработкой политики США в отношении Арктики). В «Докладе по целям и задачам арктических исследований в 2005 году» сознательно подчеркивается именно арктический статус США, налагающий особую ответственность на Вашингтон. «США - это арктическая страна. Как результат присутствия в Арктике, у нас есть как возможности, так и обязанности в регионе». Ранее такая четкая увязка США с арктическим регионом оставалась на периферии концептуальных построений американской внешней политики.
Примечательно, что в этом документе комиссия особое значение придает военной составляющей подхода США к Арктике с точки зрения проблем национальной безопасности. Констатируется, в частности, существенное возрастание геополитического значения Аляски. Связывается это с двумя факторами - террористической угрозой, требующей укрепления пограничной безопасности, и созданием системы национальной ПРО, первые объекты которой возводятся на территории Аляски.
Таким образом, очевидно, что новая стратегия США будет включать в себя широкий комплекс мероприятий научно-исследовательского характера, которые должны помочь решить задачи по экономическому и военному освоению Арктики. При этом сотрудничество в научной сфере с другими странами, в том числе и с Россией, становится каналом влияния на партнеров. Учитывая преимущество США в ресурсном обеспечении, это делает данное направление стратегии Вашингтона весьма эффективным, что и было отмечено в докладе комиссии: «Экономические условия в России негативно сказались на ее исследовательских возможностях. Это создает для США возможность выстроить сотрудничество с российскими учеными в Арктике».
Очевидно, что новая стратегия США подразумевает и прямое или косвенное выдавливание других стран в качестве равноправных партнеров по освоению региона, формирует негативное отношение к России, как к непосредственному конкуренту за контроль над Арктикой. Соответственно можно прогнозировать, что в рамках данной стратегии будет задействована кампания, направленная на дискредитацию действий России в Арктике в глазах американского и международного общественного мнения и политических институтов. Одновременно для продвижения интересов США в Арктике предполагается задействовать рычаги влияния, которые можно использовать внутри России - американские нефтяные компании, которые претендуют на ведение экономической деятельности в Арктике, международные и российские экологические организации, деятельность в рамках сокращения и утилизации российской военной техники.
Изменение американских подходов к политике в Арктике ставит перед руководством Российской Федерации ряд принципиально новых вызовов. Необходимо, с одной стороны, использовать потенциальный позитивный эффект активизации процесса интеграции США в различные арктические проекты в т.ч. и на территории России, прежде всего, в плане встраивания в обновляемую систему обеспечения топливной безопасности США и смягчения нарастающего давления на Россию со стороны ЕС. Однако одновременно необходимо в т.ч. и с использованием внеэкономических средств пресекать интернационализацию экономических и социально-политических процессов в российской Арктике и нейтрализовать угрозу возникновения территорий, выведенных из-под прямого политического и юридического контроля федерального Центра.
В складывающихся условиях необходимо в кратчайшие сроки сформировать комплексную стратегию поведения России в условиях обостряющейся конкуренции за арктические ресурсы с учетом политических и экономических особенностей развития региона и потенциала его развития.
Андрей Брусенцов