будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Декабрь 8, 2005
Архив проектов

О разработке США новой стратегии освоения Арктики

Возникновение в начале XXI века глобальной террористической угрозы в качестве главного вызова позициям США в мире привело к коренной переоценке подходов к проблемам национальной безопасности США. Неспособность Вашингтона полностью снять эту угрозу за счет проведения военных операций в Афганистане и Ираке, а также новые реалии мировой политики и экономики, в частности, обострение экономической конкуренции США с ЕС, резкое повышение цен на нефть, диктуют правящим кругам США необходимость коррекции глобальной стратегии.

Рамки новой глобальной стратегии Вашингтона были заданы Стратегии национальной безопасности, принятой в 2004 году. Главным тезисом данной стратегии является необходимость придания более агрессивного, наступательного характера всей линии поведения США на международной арене, не только в военной сфере, но и в политике и экономике.

Одним из ключевых аспектов внешнеполитического курса США с 1970-х годов является борьба за контроль над регионами, ключевыми для функционирования мировой энергетической системы. Резкий скачок цен на нефть в 2005 году дополнительно обострил ситуацию. Учитывая сложность текущей ситуации на Ближнем Востоке, для Вашингтона стала очевидна необходимость получения контроля над другими перспективными с точки зрения энергоресурсов районами, и в частности, арктическими территориями.

Можно констатировать, что, военно-политическое руководство США начинает уделять повышенное внимание перспективам освоения Арктики и склоняется в сторону выработки стратегии, направленной на занятие доминирующих позиций США в этом регионе.

С одной стороны, это означает усиление политической, экономической и военной активности в Арктике, с другой - поиск возможностей для оказания решающего влияния на деятельность других стран в регионе.

По существу уже сейчас в политической, финансовой, промышленной и военной элите США полным ходом идет дискуссия на тему освоения таких регионов и Арктики в том числе. В этой связи можно считать «программной» опубликованную 28.11.2004 в тесно связанной с республиканским и консервативным истэблишментом газете The Washington Times статью председателя совета директоров нефтяной компании Chevron Texaco Д.О'Рейли, связанного с умеренным кругом республиканской администрации США. В частности, в статье подчеркивается: «Мы можем принять меры для того, чтобы убрать непостоянство из энергетического рынка и заменить его предсказуемостью и стабильностью - двумя предпосылками устойчивого экономического роста… Мы должны получить доступ к ответственному использованию многообещающих регионов с ресурсами в Арктике…».

Другой комплекс вопросов, требующих, по мнению военно-политического руководства США, усиления присутствия в регионе, связан с геополитической и военной проблематикой. Концептуальную основу для теоретического обоснования новой стратегии предоставила Комиссия США по арктическим исследованиям (орган, занимающимся разработкой политики США в отношении Арктики). В «Докладе по целям и задачам арктических исследований в 2005 году» сознательно подчеркивается именно арктический статус США, налагающий особую ответственность на Вашингтон. «США - это арктическая страна. Как результат присутствия в Арктике, у нас есть как возможности, так и обязанности в регионе». Ранее такая четкая увязка США с арктическим регионом оставалась на периферии концептуальных построений американской внешней политики.

Примечательно, что в этом документе комиссия особое значение придает военной составляющей подхода США к Арктике с точки зрения проблем национальной безопасности. Констатируется, в частности, существенное возрастание геополитического значения Аляски. Связывается это с двумя факторами - террористической угрозой, требующей укрепления пограничной безопасности, и созданием системы национальной ПРО, первые объекты которой возводятся на территории Аляски.

Таким образом, очевидно, что новая стратегия США будет включать в себя широкий комплекс мероприятий научно-исследовательского характера, которые должны помочь решить задачи по экономическому и военному освоению Арктики. При этом сотрудничество в научной сфере с другими странами, в том числе и с Россией, становится каналом влияния на партнеров. Учитывая преимущество США в ресурсном обеспечении, это делает данное направление стратегии Вашингтона весьма эффективным, что и было отмечено в докладе комиссии: «Экономические условия в России негативно сказались на ее исследовательских возможностях. Это создает для США возможность выстроить сотрудничество с российскими учеными в Арктике».

Очевидно, что новая стратегия США подразумевает и прямое или косвенное выдавливание других стран в качестве равноправных партнеров по освоению региона, формирует негативное отношение к России, как к непосредственному конкуренту за контроль над Арктикой. Соответственно можно прогнозировать, что в рамках данной стратегии будет задействована кампания, направленная на дискредитацию действий России в Арктике в глазах американского и международного общественного мнения и политических институтов. Одновременно для продвижения интересов США в Арктике предполагается задействовать рычаги влияния, которые можно использовать внутри России - американские нефтяные компании, которые претендуют на ведение экономической деятельности в Арктике, международные и российские экологические организации, деятельность в рамках сокращения и утилизации российской военной техники.

Изменение американских подходов к политике в Арктике ставит перед руководством Российской Федерации ряд принципиально новых вызовов. Необходимо, с одной стороны, использовать потенциальный позитивный эффект активизации процесса интеграции США в различные арктические проекты в т.ч. и на территории России, прежде всего, в плане встраивания в обновляемую систему обеспечения топливной безопасности США и смягчения нарастающего давления на Россию со стороны ЕС. Однако одновременно необходимо в т.ч. и с использованием внеэкономических средств пресекать интернационализацию экономических и социально-политических процессов в российской Арктике и нейтрализовать угрозу возникновения территорий, выведенных из-под прямого политического и юридического контроля федерального Центра.

В складывающихся условиях необходимо в кратчайшие сроки сформировать комплексную стратегию поведения России в условиях обостряющейся конкуренции за арктические ресурсы с учетом политических и экономических особенностей развития региона и потенциала его развития.

Андрей Брусенцов

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).