26 февраля прокуратура г. Москвы вынесла исполнительному директору Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал» Е.Б.Жемковой письменное предостережение «О недопустимости нарушения закона». Поводом для этого стало размещенное на сайте «Мемориала» экспертное заключение муфтия Азиатской части России Нафигуллы Аширова по четырем брошюрам запрещенной в России организации «Хизб ут-Тахрир» (http://www.memo.ru/hr/jbl/doc/2005ashirov.html).
Прокуратура обвиняет «Мемориал» в нарушении Федерального Закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности». Как стало известно, московской прокуратурой рассматривался вопрос о возбуждении в связи с данной публикацией на сайте «Мемориала» уголовного дела, однако было принято решение о вынесении предостережения.
По нашему мнению, это не что иное, как ограничение свободы слова, попытка незаконной цензуры, противоречащие Конституции и международным обязательствам РФ.
Заключение Н.Аширова было подготовлено по просьбе председателя Комитета «Гражданское содействие», члена Совета Правозащитного Центра «Мемориал» Светланы Ганнушкиной в связи с тем, что начиная с осени 2004 в регионах Центральной России, Поволжья, Урала и Сибири были возбуждены десятки уголовных дел в отношении граждан России и стран СНГ, обвиняемых в хранении, изучении и распространении литературы «Хизб ут-Тахрир». При этом ни по одному делу не проводилась компетентная религиоведческая экспертиза.
Муфтий Нафигулла Аширов - признанный российский эксперт, имеет высшее исламское образование. Изучив брошюры «Система ислама», «Исламская личность», «Хизб ут-Тахрир» и «Концепция Хизб ут-Тахрир», он пришел к выводу, что в указанных изданиях отсутствуют призывы к насилию, разжиганию межрелигиозной розни, ущемлению прав граждан по признаку отношения к религии, оскорбление религиозных чувств или человеческого достоинства представителей других конфессий. Он также обратил внимание на неправомерность использования в судебно-следственных документах для обоснования экстремистского характера некоторых исламских изданий формулировок типа «призывы в скрытой форме» или «косвенное способствование возбуждению вражды». Эксперт высказал сомнение в правомерности возбуждения уголовных дел в отношении распространителей этих изданий, что, по его мнению, противоречит Закону РФ «О свободе совести и религиозных организациях».
Очевидно, мнение эксперта может совпадать или не совпадать с официальной позицией. Однако законодательство РФ гарантирует ему право на высказывание и обнародование такого мнения. Поэтому нелепым и странным выглядит обвинение в том, что, публикуя это мнение, «Мемориал» якобы нарушил статью 12 Закона «О противодействии экстремистской деятельности» и «использовал сети общего пользования для осуществления экстремистской деятельности».
Абсурдна также ссылка прокуратуры на статью 17 вышеупомянутого закона, запрещающую распространение материалов запрещенной организации, а равно иной информационной продукции, содержащей материалы данной организации. Текст Аширова не только не является «материалом» указанной организации, но даже не содержит ни одной цитаты из такого рода материалов.
При таком произвольном и расширительном толковании закона любая публичная критика решения суда о запрете той или иной организации или публикация, где, пусть даже с критическими комментариями, цитируются издания запрещенной организации, могут быть расценены как уголовно наказуемая «экстремистская деятельность». Таким образом, любое публично высказанное сомнение в обоснованности обвинения организации или человека в террористической деятельности может быть истолковано властью как оправдание действий террористов. Именно так прокуратура и поступила по отношению к обществу «Мемориал».
Обращает на себя внимание и то, что предостережение прокуратуры Москвы основывается на некоем «заключении социально-психологической экспертизы», составленном неизвестными авторами, с текстом которого представители общества «Мемориал» ознакомлены не были.
В «предостережении» прокуратуры также есть ссылка на решение Верховного Суда РФ от 14 февраля 2003 года, текст которого до сих пор официально не опубликован.
Общество «Мемориал» расценивает действия прокуратуры Москвы как противоречащие Конституции РФ и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и намерено обжаловать «предостережение» в суде.
27 февраля 2006 г.