Это письмо – для тех, кому безразличны ценности свободы и демократии.
Для тех, кто не сильно расстраивается по поводу закрытых телеканалов, карманных судов и униженного парламента, кого не особенно волнует война в Чечне, усиление роли спецслужб в общественной жизни и преследование предпринимателей, инакомыслящих, кого вполне устраивают однопартийная система и советская символика.
Мы обращаемся к большинству российского общества. К тем, кто любит и уважает президента за его энергию и трезвость, за регулярные выплаты зарплат и пенсий, за укрепление рубля и авторитета России на мировой арене, за его активную борьбу с олигархами. Одним словом, это письмо – для тех, кто собирается 14 марта проголосовать за Владимира Путина.
России в ее истории не часто везло с обстоятельствами так, как это происходит последние четыре года. Стабильно высокие мировые цены на нефть, внешнеполитическое спокойствие, построенный за годы правления президента Ельцина каркас рыночной экономики – все это позволяло власти безо всяких усилий обеспечить экономический рост и социальную стабильность. В первое время Путин предпринимал шаги в налоговой сфере, в области правовой реформы, земельных отношений и трудового права. Однако вторая половина его первого срока ознаменовалась застоем и реставрацией.
Благоприятнейшие условия бездарно упускаются. Вместо экономической и социальной модернизации в нашей стране построен колосс на глиняных ногах – авторитарный режим личной власти Путина и его приспешников по бывшему КГБ, основанный на видимости социально-экономического благополучия. Эта видимость, принятая российским обществом за подлинное улучшение, держится всего на двух факторах – высоких ценах на нефть и цензуре. Сочетание нефтяного фактора и виртуальной телекартинки и является основой режима. Созданная в России социально-экономическая система, нестабильная по своей сути, ставит жизнь и благополучие десятков миллионов российских граждан в зависимость от непредсказуемых движений на мировых топливных рынках. А авторитарная политическая система – от настроения и здоровья одного-единственного человека.
Таким образом, основываясь на опыте последних четырех лет, можно констатировать факт появления и укрепления новой общественно-политической формации – путинизма. Его формула такова: однопартийная система, цензура, марионеточный парламент, прекращение независимого правосудия, жесткая централизация власти и финансов, гипертрофированная роль спецслужб и бюрократии, в том числе в отношении бизнеса. Одним словом, путинизм – это жизнь по кремлевским “понятиям”.
Какое отношение имеет отказ от либерально-демократических ценностей к судьбе и благосостоянию миллионов россиян? Самое прямое. Мы выделяем пять основных угроз путинизма – угроз для того самого большинства, которое поддерживает президента.
Первая угроза
– казарменный бандитизм и развал Вооруженных сил. Каждый год 20 тысяч российских юношей страдают от “дедовщины”, каждый год от неуставных отношений в Российской армии гибнет целый батальон. И это помимо Чечни, где за четыре года военных действий погибли более 5 тысяч военных (а погибших мирных жителей вообще никто не считал). Несмотря на то, что тема боеготовности Вооруженных сил РФ превращена в табу, широко известно, что в России сегодня нет ни одной боеспособной дивизии. Армия превратилась в машину издевательств над людьми и не может выполнить своей единственной функции – обеспечить безопасность государства. Между тем отношение нынешнего режима к теме военной реформы хорошо выразил в своей недавней поездке по Дальнему Востоку министр обороны РФ Сергей Иванов (еще один близкий соратник Путина по КГБ), заявивший, что “период кардинального реформирования Вооруженных сил России… завершен”! На горизонте снова маячит возможность отмены отсрочек от военной службы для студентов.Вторая угроза
– нищенская старость для 70 миллионов работающих россиян. Пенсионная реформа по-путински предполагает накопление пенсий в Государственном пенсионном фонде. Такая система существует только в африканских странах. На горьком и богатом опыте нашей страны в этой области мы знаем, что деньги, которые для граждан “сберегает” государство, имеют привычку моментально испаряться. Так происходило со сталинскими, хрущевскими и брежневскими “добровольно-принудительными” облигациями государственного займа, так произошло в конце 80-х – начале 90-х с вкладами населения в Сбербанке. Государство редко думает дважды перед тем, как “позаимствовать” средства у своего населения, – и уж тем более не откажется от этого в случае падения цен на нефть (что неизбежно произойдет). “Накопленная” гражданами государственная пенсия может в одночасье превратиться в ноль.Третья угроза
– разгул преступности. На выборах 2000 года кандидат Путин обещал избирателям жестко бороться с криминалом. По данным Госкомстата РФ, за прошлый год уровень преступности в России вырос на 8%, при этом количество бытовых преступлений (краж, грабежа, мошенничества) увеличилось на 20%. Раскрываемость же преступлений в целом по России, по информации пресс-центра МВД РФ, за прошлый год снизилась на 18,2%. И тенденция сохраняется.Четвертая угроза
– преследование предпринимателей. Того самого класса, который в нормальных условиях призван формировать устойчивый экономический рост. По обвинениям, предъявленным Генпрокуратурой РФ акционерам ЮКОСа (неуплата налогов путем предпринимательской деятельности без образования юридического лица), можно посадить за решетку еще 15 миллионов российских предпринимателей. То есть вместо создания благоприятных условий для инвесторов режим грозит им нарами. Неудивительно, что, повернувшись к бизнесу лицом прокурора Колесникова, режим спровоцировал новый виток оттока капиталов из страны: по данным Центрального банка РФ в III квартале 2003 года (то есть после раскручивания “дела ЮКОСа”) из России “утекло” 8,6 млрд. долларов США.Пятая угроза
– обнищание российской провинции и развал коммунальной инфраструктуры городов. Если при президенте Ельцине 50% налоговых сборов оставалось в распоряжении регионов, то сегодня федеральный Центр отнимает у провинции 65% доходов. На фоне процветающей Москвы, где чуть ли не каждый день вырастают новые небоскребы и торговые центры, в десятках регионов страны люди едва сводят концы с концами. Разрыв в уровне бюджетной обеспеченности между столицей и регионами продолжает расти: если в Москве среднедушевой доход составляет 20 тысяч рублей в месяц, то в среднем по регионам – не более 3–5 тысяч. То есть отличается в 4–5 раз. Очевидна и угроза благосостоянию миллионов врачей, учителей, работников культуры и социальной сферы России: при выборе между их заработной платой и содержанием спецслужб режим неизменно делает выбор в пользу последних. В бюджете-2004 резко увеличены расходы на военно-полицейскую машину (армия получит на 19,5% больше, милиция и ФСБ – на 26,7%) и на “функционирование президента” (рост 20%). Зарплаты учителей и врачей заморожены. И это при запланированном бюджетном профиците в 83,4 млрд. рублей. Ничто лучше не показывает истинные приоритеты нынешнего режима и его отношение к тем, кто учит и лечит наших граждан.Угрозы, в отличие от иллюзии экономического улучшения, более чем осязаемы. Они касаются каждого гражданина России. Для их восприятия необязательно быть экономистом или политологом, необязательно понимать связь между политической свободой и кошельком. Путинизм сравним с родственными ему историческими примерами диктатур третьего мира, в которых политический авторитаризм также сочетался с удручающими социальными тенденциями. Достаточно вспомнить Латинскую Америку, Филиппины и Индонезию времен Маркоса и Сухарто.
Многие российские либералы вначале согласились на поддержку путинизма, рассчитывая, что политический зажим и отказ от свобод будет использован для проведения экономических реформ. Сегодня очевидно – надежды на реформы не оправдались. По степени реформизма режим Путина существенно уступает, например, Нурсултану Назарбаеву, который провел в Казахстане пенсионную и коммунальную реформы, – при том что по уровню политической свободы Россия Путина равняется на Казахстан и приближается к Белоруссии Александра Лукашенко.
Вместо экспорта свободы и демократии в страны СНГ, о котором говорил Анатолий Чубайс, Россия импортирует диктатуру а-ля Лукашенко, Назарбаев и, не дай бог, Туркменбаши. Путинский курс – это курс в третий мир, курс на окончательное превращение России в сырьевой придаток. Это тупик.
Мы абсолютно не согласны с таким курсом. Мы убеждены, что наша страна заслуживает лучшего. Мы выступаем за качественно иную стратегию государственного развития – демократическую альтернативу путинизму. За систему, основанную на гражданском обществе, выборной демократии и парламентаризме, на свободе печати и независимом правосудии, на федерализме, самоуправлении и динамичной рыночной экономике, построенной на малом и среднем предпринимательстве. Это – тот путь, который привел к процветанию страны “золотого миллиарда” (Западная Европа, США, Япония). Именно на эти страны, а не на диктаторские режимы Средней Азии и Латинской Америки мы призываем ориентироваться в выборе стратегии государственного развития.
Мы прекрасно понимаем, что российское общество (а точнее, путинское большинство) прозреет не раньше, чем рухнет экономическая основа режима – высокие цены на нефть. Но тем не менее мы твердо убеждены в том, что если президент Путин получит на мартовских выборах 80–90 процентов (а такое, как показывают социологические данные, вполне возможно), то это даст власти безграничный карт-бланш как на позитивные решения, так и на бесчинства. Со столь мощным мандатом режим имеет возможность сделать много полезного: провести социальные и экономические реформы, перевести армию на контрактную основу, стимулировать развитие предпринимательства. Но точно так же подобный мандат дает власти карт-бланш на изменение Конституции, на отмену еще остающихся демократических свобод, на установление полномасштабной диктатуры – иными словами, мандат на беспредел.
Мы обращаемся к сторонникам Владимира Путина. Деятельность президента за последние четыре года дает все основания полагать, что в его руках 80-процентный мандат от избирателей будет означать карт-бланш, в том числе на произвол. Это не нужно никому.
Поэтому, даже если вы доверяете Путину, не голосуйте за него – во имя благополучия своего и своих семей.
Борис Немцов – соучредитель общественно-политического Комитета “2008: свободный выбор”.
Владимир Кара-Мурза (мл.) – соучредитель общественно-политического Комитета “2008: свободный выбор”.