Вероятность начала широкомасштабной военной операции против Ирака увеличивается с каждым днем.
В выступлениях ряда политических лидеров, в первую очередь - лидеров США, звучит мысль о том, что эта военная операция направлена не против иракского народа, а против режима Саддама Хусейна, представляющего угрозу миру и международной безопасности, ставшего оплотом международного терроризма, подавляющего свободу в собственной стране.
Мы не испытываем к режиму Саддама ни малейшей симпатии. Но мы должны отдавать себе отчет в том, что в предстоящих сражениях будут гибнуть в первую очередь не соучастники преступлений диктатора, а его ни в чем не повинные подданные. Хотя бы поэтому отношение к грядущей войне должно определяться тем, насколько она совместима с ценностями современной цивилизации. В первую очередь - с правом.
К сожалению, сегодняшние нормы международного права, регламентирующие силовое воздействие на диктаторские режимы, довольно расплывчаты и противоречивы и не всегда отвечают естественным человеческим представлениям о справедливости. То же можно сказать и о многих международных институциях и организациях, призванных оценивать угрозы, исходящие от этих режимов и осуществлять по отношению к ним необходимые санкции.
Совсем недавно, в 1999 г., мир уже столкнулся с дефицитом права при осуществлении «гуманитарного вмешательства» на Балканах. Уже тогда стало очевидным, что современное международное право катастрофически отстает от вызовов новой эпохи. Свободный мир был фактически поставлен перед дилеммой: равнодушно наблюдать за тем, как Милошевич разрешает свои «внутренние дела» в Косово или, отбросив действующие правовые нормы, поставить на их место произвол самого опасного толка - опирающийся на силу и применяемый во имя идеалов гуманизма.
Общество «Мемориал» еще тогда призывало европейскую общественность извлечь урок из произошедшего и инициировать выработку мировым сообществом новых - одновременно эффективных и справедливых - международных норм, регулирующих подобные акции. К сожалению, этого не произошло, и дефицит права по-прежнему остается реальностью современного мира.
Каково же, с учетом данного обстоятельства, наше отношение к грядущей войне в Месопотамии?
Мы согласны с тем, что нельзя допустить, чтобы в руки Саддама - беспринципного диктатора, уже развязывавшего агрессивные войны и применявшего боевые отравляющие вещества против собственного населения, - попало оружие массового поражения. Сейчас инспекторы ООН проводят в Ираке широкомасштабные проверки. Если руководство Ирака в нарушение резолюций ООН будет препятствовать этим проверкам, то применение военной силы станет не только возможным, но и неизбежным. Равным образом Объединенным Нациям придется прибегнуть к силе, если при обнаружении неопровержимых доказательств того, что Ирак производит и хранит такое оружие, правительство Саддама откажется разоружиться.
Но пока что сообщений о наличии подобных неопровержимых доказательств не было. Инспекторы продолжают работать в Ираке. И, тем не менее, правительство США открыто заявляет, что оно готово начать военные действия, не дожидаясь окончательных результатов инспекций и вне зависимости от решений Совета Безопасности. Механизмы ООН используются администрацией президента Буша лишь постольку, поскольку они могут придать легитимность уже назначенной военной операции. Иными словами, США не намерены ограничиваться рамками Устава ООН и, в отсутствие эффективного международного судебного механизма, готовы взять на себя роль обвинителя, судьи и судебного исполнителя одновременно. Эти намерения чреваты крахом всей существовавшей во второй половине ХХ столетия системы международной безопасности (пусть весьма несовершенной) и воцарением на ее месте закона джунглей - перманентной войны всех против всех. Единственным регулятором нового мирового порядка, основанного на силе, станут политические сделки между лидерами ведущих держав по модели «свобода рук в Ираке - в обмен на свободу рук в Чечне».
Возможно, для политиков этот новый мир будет удобнее старого - но не для народов.
Немаловажно и то, что готовность к бесконтрольному применению силы во внешней политике исходит от руководства страны, не подписавшей ряд ключевых международных документов в области прав человека и требующей вывести из-под юрисдикции Международного уголовного суда своих военнослужащих, вне зависимости от того, в какой точке земного шара они действуют.
В течение ХХ века мы пережили несколько страшных войн и трагедий. Одной из таких трагедий была попытка «железной рукой загнать человечество к счастью». Опыт, в частности, российской истории показывает, что единственным способом избежать подобных катастроф остается неуклонное соблюдение основных норм действующего права, с одновременным их совершенствованием.
Казалось, что мы, пусть медленно и непоследовательно, продвигаемся к созданию всеобъемлющей правовой системы на всех уровнях - от обеспечения и защиты прав личности до международных отношений.
И вот начало XXI столетия знаменуется отходом от идеи строительства мирового порядка, основанного на ПРАВЕ. Вместо этого, под аккомпанемент ссылок на гуманистические и демократические ценности, мир может скатиться к порядку, основанному на СИЛЕ и ПРОИЗВОЛЕ.