будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 10, 2007
Архив проектов

Обман граждан в крупных размерах

Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин выступил с заявлением о необходимости принять новые нормы российского права, которые обязывали бы граждан, подающих жалобы против России в Европейский Суд по правам человека, обращаться в Верховный Суд РФ. И только потом, по мнению В.Д. Зорькина, граждане могли бы жаловаться в Страсбург.

Однако и действующая российская Конституция (ч. 3 ст. 46), и Европейская Конвенция (ст. 35) уже предусматривают необходимость исчерпать эффективные средства правовой защиты на национальном уровне, прежде чем обращаться в международные органы. И только Европейскому Суду подлежит решать, исчерпал ли заявитель эти средства или нет. Российские власти (как и власти любого другого государства-участника Совета Европы) не вправе и не способны ограничить право граждан обращаться в Страсбургский Суд.

Действительно, в современной российской системе обращение в Суд в Страсбурге возможно и после определения областного суда, и даже после решения районного суда (если гражданское дело по первой инстанции рассматривал мировой судья). Но критерий эффективности средств защиты не связан с уровнем суда в национальной судебной системе. Эффективность зависит от возможности гражданина самостоятельно, независимо от чьего-либо усмотрения, обратиться за судебной защитой – и получить ее в разумно короткие сроки. Надзорное производство (характерное для стран бывшего СССР и социалистического блока) не является эффективным: если по ранее действовавшим кодексам его возбуждение полностью зависело от усмотрения председателей судов и прокуроров, то новым законодательством введено многоступенчатое, длительное – и все равно неэффективное – разбирательство надзорных жалоб. Оно продолжает быть неэффективным, поэтому граждане, жалующиеся на Россию, должны обращаться в Страсбург после кассационного определения или апелляционного решения (в гражданском процессе), не ожидая надзорного рассмотрения, иначе они рискуют пропустить 6-месячный срок для обращения к европейским судьям.

Впрочем, это не первое заявление, исходящее с Ильинки, 21, которое стремится ввести российских заявителей в заблуждение. В Постановлении от 5 февраля 2007 г. № 2-П Конституционный Суд в полном составе заявил, что подача жалоб против России может быть возможна лишь после обращения с надзорной жалобой в Верховный Суд. КС РФ еще пользуется в обществе уважением, поэтому многие не будут сомневаться в правильности его позиций, а, прочитав это Постановление, будут ждать ответа из надзорной инстанции, пропуская срок для обращения в Страсбург.

Очевидно, российские власти желают сократить поток жалоб, поступающий против них в Страсбург. Но они выбирают для этого совершенно неадекватные меры. На самом деле, вместо бессмысленных ограничений необходимо исполнять уже вынесенные решения и положить конец системным нарушениям Европейской Конвенции, не допускать их в будущем, а также строить современную эффективную судебную систему, свободную от таких советских пережитков, как надзорное производство. Важнейшей необходимостью является ратификация Протокола 14 к Европейской Конвенции, реформирующего процедуру рассмотрения дел в Страсбургском Суде. Эти меры помогут сократить количество подаваемых жалоб и ускорить и упростить рассмотрение поданных.

А заявление В.Д. Зорькина, как и процитированное решение КС РФ, является ничем иным, как попыткой обмануть граждан. Обмануть – в крупных размерах.

К.Н. Коротеев, юридический советник ПЦ «Мемориал»

Источник:

Сайт «Мемориала»

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).