Вчера был хороший день. В России прошел национальный PR-субботник по преодолению глобального финансового кризиса. Главным героем был, как всегда, Чубайс, в роли пиарщиков выступили «олигархи», и вообще ощущение было такое, что на дворе 1996 г. и пора выбирать президента. Как и предполагалось в Полит.Ру вчера, формат встречи Ельцина с наиболее могущественными бизнесменами определялся итогами поездки Чубайса в Америку и запахом денег, который вокруг нее витал, а также изменением состава участников. Прежде всего - кого не было. Не было бизнесмена-стратега Березовского, окончательно превратившегося в Чичикова и разъезжающего, по слухам - в бричке, между деревеньками б.СССР, а также хозяина Инкомбанка Владимира Виноградова, неизменно участвовавшего во всех олигархических раскладах 1996-1997.
Что касается Березовского, то его неприсутствие на прошлой встрече в сентябре 1997 г. выглядело как проявление силы и исключительности его положения: его отношения с президентской администрацией, дескать, были столь тесны, что формального присутствия на такой встречи ему совершенно не нужно, кроме того интересы его представляла целая группа банкиров (прежде всего - Гусинский). Теперь отсутствие на очередной олигархической встрече для Березовского болезненно - так и из олигархов исключить могут. К тому же вчера президент Грузии Шеварнадзе заметил по поводу намерений Березовского примирить его с Ардзинбой, что у секретаря СНГ нет для этого ни рычагов, ни полномочий. - И это правда. В шахтерско-финансовой суматохе незамеченным почти осталось распоряжение Ельцина, поручавшее координацию российской политики в СНГ первому замминистра иностранных дел Пастухову, которому даже придан статус министра по этому случаю. А Рыбкин, соответственно, вроде как получается представителем снгэшных государств при российском дворе.
Однако еще более существенно присутствие на встрече с Ельциным новых людей, среди которых глава банка «Национальный кредит» Малкин, президент ЛУКОЙЛа Алекперов, президент нефтяной компании «Сургутнефтегаз» Богданов, а также два «государственника» - Чубайс и Вяхирев. Собственно, их присутствие, в совокупности с успехами Чубайса в Америке и изменением после смены правительства общего политического расклада, и задало в конце концов основную тональность, которую в искренние и нужные слова облек Рем Вяхирев: мы страну не бросим, мы здесь работаем и никуда от нее не денемся, наша, мол, страна. - Собственно, ровно это Кремлю и было нужно.
Однако это, так сказать, стилистическая сторона дела, содержательная же в том, что вчерашняя встреча должна подвести черту под финансово-политической войной, идущей в России с осени 1997 г. Конечно, борьба конкретных финансово-промышленных групп и альянсов никуда не денется, однако сформировавшееся на протяжении осени и зимы противостояние «группы четырех» (Березовский, Гусинский, Ходорковский, Смоленский) с группой Потанина, продублированное противостоянием Черномырдина и его первых заместителей внутри правительства ушло в прошлое. По всей видимости, Кремль и Белый дом предпринимали после отставки правительства вполне целенаправленные и продуманные усилия по расколу «группы четырех»: последовательно сыпались совместные глобальные проекты, долженствовавшие закрепить экономически этот альянс (ЮКСИ, почтовый банк). Кроме того МЕНАТЕП оказался, пожалуй, единственной структурой, о которой можно говорить (с некоторой осторожностью), что она усилила свое политическое влияние в результате смены правительства. И это, на самом деле, вполне соответствует продекларированной властями программе борьбы с влиянием «олигархов»: наличие собственных каналов политического влияния избавляет МЕНАТЕП от необходимости Березовского, что и было оформлено распадом ЮКСИ. Характерно, что и вчера, после объявления нового конкурса по «Роснефти», МЕНАТЕП объявил, что попытается самостоятельно ее купить.
Еще одной очень существенной деталью является то, что, если в 1996 г. «олигархи» выступали в функции «денежных мешков» и назывались поголовно «банкирами», то в сегодняшнем пейзаже они представляют скорее интересы своих промышленных групп, заняв определенные ниши в разных отраслях нар.хозяйства. Из этого два следствия: - что все, собственно, заинтересованы в более или менее стабильном функционировании финансовой системы, а второе - что самым интересным и конкретным моментом дискуссии оказался вопрос о тарифах. (Ну, просто собрание не олигархов, а «красных директоров» какое-то! госплан, панимаешь!) И это тоже предопределило лидирующую роль государственников - Чубайса с Вяхиревым, которые пообещали проработать вопрос о снижении тарифов на вверенные им газ и электричество.
Наконец, олигархи получили от Ельцина и конкретное задание (потому что от президента Ельцина никто не уходит без конкретного задания). Как признался Виталий Малкин газете «Коммерсант», президент сказал, что если олигарх не выступил с объяснением действий правительства и капитала по преодолению кризиса, то день олигарха потерян! Олигархи, натурально, не желающие терять дни, пошли раздавать интервью о единстве правительства и бизнеса по преодолению кризиса. - Но, конечно, первоначальный заряд всей PR-акции задал Чубайс. Никто ничего конкретного не знает или не говорит, а по прессе бродят разные цифры возможной западной помощи: от 6,5 до 30 млрд. долларов. Замминистры финансов стран семерки сегодня сидят на телефонах и договариваются о предстоящей на следующей неделе встрече в Париже по русскому вопросу.
Как мы уже говорили, не столь важно, когда, в каком объеме и как получены будут деньги (хотя, конечно, хотелось бы, чтобы они были получены). Существенно, что Чубайсу в очередной раз удалось выступить символом «благоприятного шанса» для России - это, собственно, его фирменная политическая марка. В очередной раз оказалось, что именно как политик он, возможно, еще более силен, чем как экономический управленец. Второй по силе наглядности (после президентских выборов) раз ему удалось, замкнув информационные сюжеты, ожидания экономических игроков и либеральные идеологические постулаты, изменить «картинку», причем, - в глазах как внутренних, так и внешних зевак и болельщиков. Именно это, а не гипотетические суммы ожидаемых кредитов, побудило не самую восторженную в мире публику на международной конференции по иностранным инвестициям, устроить вчера почти овацию после его выступления.
Собственно, результаты всего этого налицо - и без всяких пока кредитов. Вчера индекс РТС вырос более, чем на 12%, а сегодня на