будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
РАН Интервью ученых
Май 27, 2008
Архив проектов

Опрос о РАН: "Миссия РАН должна быть четко сформулирована" - статья Егора Задереева

Опрос о РАН: "Миссия РАН должна быть четко сформулирована" - статья Егора Задереева
egor-zadereev
Фото Е. Задереева

«Полит.ру» и «Троицкий вариант» обратился к представителям разных научных дисциплин, как работающим, так и не работающим в системе Академии наук, с просьбой подискутировать о настоящем и будущем РАН.

В качестве возможных вопросов для обсуждения им были заданы следующие: Нужна ли Академия наук России? Какая Академия наук нужна России? Нужны ли реформы РАН и если да, то какие? Какими Вам видятся перспективы развития нынешней РАН? Публикуем поступившие отклики.

* * *

Егор Задереев, кандидат биологических наук, ученый секретарь Института биофизики СО РАН (Красноярск), член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при президентском Совете по науке, технологиям и образованию:

Как известно, наука существует и вне стен Академии. В разных странах есть достаточное количество примеров организации фундаментальной науки как в рамках университетов, так и академических институтов. Так, рассматривая пример Красноярска, я не вижу принципиального отличия схемы «университет и несколько академических институтов», тесно сотрудничающих и обменивающихся как студентами, так и преподавателями и сотрудниками, от схемы «огромный американский университет», в котором степень независимости отдельных структур достаточно высока.

Чтобы закрыть вопрос о месте нахождения науки, приведу слова коллеги-профессора из Швейцарии, посетившего нас с лекциями в 2007 году (он многие годы был и профессором в университете, и директором лимнологической станции, в основном занимающейся фундаментальной наукой): «Нет никакого смысла решать, где должна находиться наука.

Решение о финансировании должно быть основано только на критериях эффективности и успешности организации, которая этим занимается».

Возникает вопрос: насколько критерии эффективности и успешности применяются в Российской Академии наук и влияют на финансирование той или иной организации или направления? В принципе, текущее финансирование организаций РАН не зависит от того, как функционирует организация. Фактически это означает, что, с точки зрения самой Академии как распорядителя средств, выделяемых на фундаментальные исследования, функционирование всех институтов РАН является необходимым для покрытия потребностей России в науке.

В качестве контраргумента чиновники Академии могут сказать, что в РАН существует процедура аттестации институтов, которая формально способна приводить к закрытию неэффективных институтов. Однако не следует забывать, что периодическая аттестация проводится силами самой Академии, т.е. данная форма контроля является внутренним аудитом (или самоконтролем); с точки зрения менеджмента – элементом необходимым, но недостаточным для решения вопроса о соответствии или не соответствии организации внешним критериям.

Каковы же внешние критерии? Это вопрос немаловажный, так как необходимо помнить, что в конечном итоге заказчиком результатов деятельности Академии является государство (основной источник её финансирования) и именно государство должно оценивать деятельность РАН по понятным и известным ему критериям, которые являются внешними для Академии.

С этим вопросом далеко не всё ясно. В настоящее время от Академии хотят всего, да и сама РАН позиционирует себя как организация, которая может всё: проводить фундаментальные исследования, вести образовательную деятельность, внедрять инновационные разработки и даже вести коммерческую и предпринимательскую деятельность. Именно такой широкий спектр ответственности приводит к тому, что в рамках Академии практически невозможно вести речь о каких-то более или менее формальных и строгих критериях эффективности, – слишком широкий спектр специализаций и направлений (не в области фундаментальных исследований, а в области выполняемых работ) деятельности. Мне представляется, что должна быть четко сформулирована миссия РАН – как Академии, объединяющей институты фундаментальных исследований. Определенным примером такого объединения можно рассматривать общество Макса Планка в Германии или Королевскую академию наук в Нидерландах.

Я не вижу опасности в «отрыве» Академии от университетов или прикладных исследований. На примере Красноярска, да и Новосибирска, я вижу, что взаимодействие институтов и университета выстраивается естественным образом до тех пор, пока в эти отношения не вмешиваются внешние дестабилизирующие факторы. Не могу не отметить, что в настоящее время политика Министерства науки и образования, к сожалению, зачастую направлена на развитие конфронтации между академическими институтами и вузами.

Что касается прикладных исследований, то всё, что приносит прибыль, не должно жестко контролироваться государством; в этом случае задача государства состоит в том, чтобы создать условия, а реализация перспективных технологий – дело бизнеса в его разных формах.

Одна из причин того, что в Академии присутствуют все формы научно-образовательной деятельности – от фундаментальных исследований до прикладных разработок, – мне видится в культивируемой системе научных школ. Логичным развитием научной школы являются углубление в предмет исследования, выход на прикладные исследования, проведение массы рутинных исследований всё более широким кругом исследователей, работающих в рамках «научной школы» и зачастую скованных этим направлением.

То, что школы становятся заложниками своих направлений, не случайно: базирующаяся на иерархии управленцев и системе компромиссов в распределении бюджета, каждая школа имеет свой бюджет, который можно получать практически автоматически в случае постоянного присутствия в научном пространстве. Под бюджетом я понимаю пул текущих бюджетных средств, грантов из различных российских фондов, зачастую опирающихся на критерии принадлежности к школе, и т.п.

В итоге мы наблюдаем всё новые и новые исследования, которые фактически направлены на решение одних задач, но в качестве ключевых слов вынуждены использовать совершенно другие термины и направления, соответствующие той школе, которая является «именной» школой организации, выполняющей данное исследование.

Одной из причин такой узкой привязки организаций к школам, школ – к направлениям исследований и соответственно сотрудников организации – к возможности реализовать собственные научные интересы, по моему мнению, является отсутствие ограничений по возрасту и срокам пребывания на руководящих должностях как в рамках институтов, так и в рамках административных структур в Академии. Более того, подобная клановость заметно снижает и мобильность ученых: нормой и даже гордостью является работа в одной организации, с момента поступления в аспирантуру до пенсии, при этом в другом месте чужака из другого научного клана могут и не принять. У насильственной ротации есть много контраргументов и недостатков, но, учитывая те негативные последствия, которые рождаются в результате формирования косной системы школ-направлений-институтов, мне она представляется необходимой.

В этой заметке я не пытался дать ответы на все вопросы – я выделил те моменты, которые, по моему мнению, могут быть решены относительно просто и способны дать Академии

новый импульс к развитию.

Еще раз выделю отмеченные выше несколько простых шагов, которые необходимо реализовать для придания РАН динамичности:

1. Процедура аттестации научных институтов должна проходить с участием внешних, желательно международных экспертов. Внутренний аудит (текущее состояние дел в Академии) является нормальным инструментом самоконтроля, но для решения соответствия или не соответствия организации внешним критериям необходима внешняя оценка.

2. Должна быть четко сформулирована миссия РАН – как Академии, объединяющей институты фундаментальных исследований. В настоящее время от Академии ждут всего – начиная от фундаментальных исследований и образования, заканчивая внедрением прикладных разработок  практику. Подобное смешивание областей ответственности не позволяет ввести четкие внешние и внутренние критерии оценки эффективности деятельности организаций.

3. Должны быть четко сформулированы ограничения по возрасту и срокам пребывания на строго административных руководящих должностях как в рамках институтов, так и в рамках административных структур в Академии. Отсутствие ротации и возможность многолетнего руководства – прямой путь к созданию «научных школ» – консервативных направлений исследований, приводящих к безальтернативному распределению бюджета и застою в науке.

P.S. Комментарий Е. Задереева о результатах встречи В.В. Путина и Ю.С. Осипова 22 мая 2008 г.: На мой взгляд, доплаты за степени членам Академии необходимо отменять. Не секрет, что сейчас академическое звание не всегда означает наличие высоких научных заслуг, а зачастую является отражением административного веса его обладателя. Теоретически я могу допустить, что обладатели академического звания получают финансовую компенсацию, – в такой ситуации членство в Академии следует сравнивать, например, с должностью полного профессора в американском университете: человек достиг высоких показателей в научной деятельности и получает признание, подкрепленное финансовой обеспеченностью.

Однако в этом случае процедура выбора академиков должна быть принципиально иной: при количестве научных сотрудников в РАН порядка 20-30 тыс. человек нормой должны быть конкурсы на место академика в несколько сотен человек со строгой, в том числе и формальной оценкой претендентов, по крайней мере, на первой стадии отбора. Подобное звание должно присваиваться ученому тогда чаще всего в возрасте 40-50 лет и служить основанием для успешной дальнейшей реализации научной (а не административной) карьеры. Подобное же решение об увеличении академической стипендии без видимости даже косметических реформ в РАН лично явоспринимаю как использование политического ресурса в борьбе за руководство и явный сигнал на сохранение текущей схемы управления и политики в организации науки в РАН.

Статья Е. Задереева опубликована также в газете "Троицкий вариант", №4(N), 27 мая 2008 г.

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).