Слух о том, что губернатор Омской области Леонид Полежаев поставил вопрос о доверии перед Президентом Российской Федерации так и не нашел своего подтверждения. Но это не помешало соискателям губернаторского кресла объявить о выходе на финишную прямую и самим себе определить дату их назначения на это «вакантное» место.
Среди всего кажущегося разнообразия соискателей, чьи планы на успех обсуждают омские аналитики, есть одно обстоятельство, которое, с одной стороны, подтверждает высокую вероятность того, что назначение губернатора Омской области может состояться в обозримой перспективе, а, с другой стороны, заставляет задуматься над вопросом: чем в действительности заняты отдельные федеральные министры. Оба момента в равной степени достойны анализа.
Во-первых, ситуация в Омской области является подтверждением тенденции, характерной для многих российских регионов (которая уже не раз критиковалась), что реальными субъектами политических процессов в регионе являются конкурирующие между собой региональные олигархические группировки коррумпировавшие представителей региональных правоохранительных структур.
Во-вторых, яркая любовь апеллировать к авторитету высокого государственного чиновника, который, по мнению соискателей, и является основным гарантом и лоббистом данного назначения. Причем, по версии распространяемой либо самими соискателями, либо их ближайшим окружением выступает один и тот же министр – Герман Оскарович Греф. Все без исключения соискатели омского губернаторского кресла, кто громче, кто менее внятно уже многократно заверяли, что господин Греф «порешал» их вопрос о назаначении губернатором Омской области. Соискатели улыбаются и придумывают аргументы почему их назначение не произошло в тот день, который ранее, ссылаясь на Грефа, они называли. Или Греф не так всемогущ, или не в то «окошечко» стучались просители. И символ победы в состязаниях за право называться губернатором Омской области совсем не оскаровский.
Теперь, собственно, об «оскаровских» номинантах.
Группа первая: Андрей Голушко (Омский Горгаз) дружен с Прокурором Омской области Сергеем Казаковым. По легенде – Голушко и Греф вместе учились в ОмГУ. Не исключено, что дополнительным аргументом этой пары могут оказаться финансовые документы, которыми с высокой долей вероятности могут поколебать позиции Леонида Полежаева.
Группа вторая: Виктор Шрейдер (действующий мэр Омска, контролирует городской транспорт и «Водоканал») выступает в паре с Виктором Камерцелем – начальником УВД Омской области. В частности, контроль над автоперевозками в городе устанавливался с помощью силовой поддержки УВД, о чем неоднократно писали федеральные СМИ. Эта группа расчет делает на услугу Олега Дерепаски (имеющего влияние на Германа Грефа) в обмен на вхождение группы «Базэл» в Омск. В качестве аргумента против Леонида Полежаева используется стандартный политический конфликт: город-область.
Группа третья: Владимир Варнавский (председатель Законодательного собрания Омской области, контролирует игорный бизнес и оптово-розничную торговлю как через своих сыновей, так и через депутата Законодательного собрания Александра Третьякова), его партнер – Виктор Миронов – главный федеральный инспектор по Омской области, бывший начальник УФСБ по Омской области. Занимаемые ими должности позволяют «обсудить» интересующий вопрос на официальных мероприятиях. В последнее время в Омске обострился вопрос о сохранении контролируемого бизнеса, поэтому в качестве резервного варианта проигрыша на выборах рассматривается губернаторский пост – как возможность сохранения контроля за бизнесом.
При кажущейся разнонаправленности данных групп соискателей в любой момент каждый из них может быть предложен Губернатором Леонидом Полежаевым на свой пост. Леонид Полежаев всегда играл большую роль в политической карьере всех этих соискателей. Занимая высокие посты в области и работая в связке с губернатором Полежаевым все они обладали возможностями проявить себя и воспользоваться шансом завоевать авторитет в глазах населения. Однако, на этих высоких должностях все они занимались исключительно формированием собственного бизнеса, поэтому ни один из этих трех групп соискателей не будет воспринят населением как гарант выхода Омской области из многолетнего экономического и политического кризиса. Но если все-таки кому-нибудь из них достанется «оскароносная» победа, то проигравшим соискателям придется оставить свой бизнес и лучше будет из области уехать.
Максим Калашников