Уважаемые господа!
Третьего апреля в Интерфаксе прошла информация о письме, с которым вы обратились к руководству Союза Правых Сил, а четвертого апреля оно цитировалось в «Коммерсанте». Мы до сих пор никакого письма не получили, но, поскольку вы эти сообщения не опровергли, мы исходим из того, что письмо действительно существует, просто по каким-то таинственным причинам не дошло до нас, а его изложение в СМИ более или менее адекватно.
Вы обращались к руководству СПС, а значит и ко мне. Хочу выразить свое личное мнение по поводу вашего письма.
Прежде всего, позвольте поблагодарить вас за высказанную критику. Тот факт, что такие люди, как Вы, выражают неудовлетворение нашей деятельностью, говорит не только о недостатках в нашей работе, но и о том, что мы небезразличны российской интеллигенции, что с нами продолжают связывать определенные надежды – вы ведь не пишете ни Грызлову, ни Миронову, ни даже Явлинскому. Ваши оценки очень важны для нас, в том числе, и в тех случаях, когда они кажутся нам неверными – значит, мы виноваты в том, что позволили исказить наши слова, представить в ложном свете наши действия. Ваше письмо – серьезное основание для анализа того, что и как мы делаем. Еще раз, спасибо.
Не могу, однако, не высказать и определенного несогласия с вами. Конечно, наша мартовская кампания была бесконечно далека от идеальной, хотя и принесла неплохие результаты. В подготовке к выборам в Государственную Думу мы, разумеется, постараемся учесть ошибки февраля и марта, наша новая кампания ни в коем случае не будет повторением предыдущей. Однако, чего у нас не было, так это «левизны». Ни в лозунгах – «достройка капитализма» - мы единственная партия которая заявила тем самым о своих либеральных ценностях и о верности пройденному в постсоветский период пути, ни в содержании – все наши предложения по пенсиям базируются на разработках института Гайдара. Может быть, обвинения нас в «левизне» связаны с тем, что либералы до сих пор – и это, конечно, было нашей серьезнейшей ошибкой – почти ничего не говорили о том, как в результате последовательных либеральных реформ будет улучшаться жизнь простых, далеких от политики людей. Мы не объясняли того очевидного для нас, но далеко не очевидного для страны факта, что в либеральной политике заинтересованы все, причем, бедные – больше, чем богатые, слабые – больше, чем сильные, что только в либеральном государстве может быть обеспечена достойная жизнь для большинства. Мы отдавали эту тематику на откуп демагогам, сами оставаясь на уровне абстрактных рассуждений. Мы исправляем эту ошибку, мы и впредь будем доказывать, что несем не только свободу, но и достаток, не только развитие, но и защиту.
Кстати, неужели у Вас, Марк Григорьевич, у Вас, Александр Семенович, у Вас, Анатолий Алексеевич, при всей Вашей занятости было время лично следить за кампаниями, проходившими не в Москве – в Коми, на Ставрополье, в Сибири? Неужели вы, действительно, анализировали, что говорил Никита Белых, а что – другие кандидаты, какие статьи мы публиковали в местных газетах, какие плакаты вывешивали на дорогах страны? Вы бы, наверняка, не стали критиковать спектакль, который не видели сами, оценивать проекты, основываясь только на словах других людей. Почему же здесь вы изменили этим принципам?
Решение о том, что во всех регионах наши списки будет возглавлять Никита Белых, было принято партией на съезде после очень бурных дискуссий. Уверен, что и сейчас в СПС немало тех, кто считает это решение ошибочным. Но мы не обманывали избирателей – господин Белых не обещал работать во всех законодательных собраниях. Он возглавлял списки для того, чтобы всем было понятно, что в региональный парламент идет не просто группа людей, которые будут заниматься местными проблемами – идет федеральная партия, которая не прячет свою идеологию. Голосуете за нас - значит, голосуете и за вполне определенный курс в стране. Результаты выборов показывают, что в большинстве регионов избиратели нас поняли.
Не хочу комментировать брошенное вами обвинение в «откровенном обмане избирателей» - среди порядочных людей такое принято доказывать. Стилистика этого фрагмента вашего письма настолько не соответствует вам, что возникают ужасные и, надеюсь, несправедливые мысли о подписании не собственного, а кем-то заготовленного текста.
И еще одна странность. Двое из вас – Марк Григорьевич и Александр Семенович – прекрасно знакомы с бывшими и с нынешними руководителями СПС. Казалось бы, при имеющемся уровне наших отношений, самый простой способ выражения вашей неудовлетворенности или вашего возмущение – звонок любому из нас. Вряд ли можно себе представить, чтобы мы не ответили на звонок, например, Марка Григорьевича или уклонились от встречи с ним – до сих пор на его звонки мы отвечали мнговенно.
Вы, однако, выбрали другой путь – через СМИ. Вы предпочли донести - извините за многозначность этого термина – донести до общества, что мы не правая партия, а левая, что мы обманываем избирателей, а проекты наши являются мертворожденными. Жанр публичных обличений в нашей стране имеет давние традиции, развивался и во времена кровавые, и в «вегетарианские», ну а результаты вам, господа, известны не хуже, чем мне.
После 11 марта стало ясно, что при всех недостатках Союза Правых Сил – а их много и они более, чем серьезны – мы являемся единственной партией демократической оппозиции, которая имеет шанс пройти в парламент. Это стало ясно многим нашим сторонникам, это стало ясно и нашим противникам, прежде всего, тем, кто хочет сохранить «старые песни о главном» в качестве магистральной линии развития страны. И вот появляется игрушечная «Гражданская сила», единственная задача которой – отобрать у нас один-два процента, появляется и будет появляться еще многое другое. Как вы попали в эту компанию? Зачем вы позволяете использовать ваши имена в игре столь знакомой и столь безвыигрышной?
А за критику, еще раз, спасибо. Будем делать выводы.
С искренним уважением
Заместитель председателя Политсовета
Союза Правых Сил
Леонид Гозман
См. также: