19 августа 2011 г. в здании Пермской государственной художественной галереи в рамках поэтапной передачи здания церкви прошло первое богослужение. 28 августа состоялось второе богослужение.
Для того чтобы в ходе службы не был нанесен ущерб произведениям искусства, галерее пришлось убрать в запасники более двух десятков произведений живописи XVIII-начала XIX вв. А это значит, что экспозиционные площади сокращаются, т.е. одна из лучших в России коллекций русской живописи всё дальше и дальше прячется от зрителя.
Еще более тревожным обстоятельством является то, что богослужение, в силу характера соответствующего ритуала, создаёт в галерее пожароопасную ситуацию. Однако пожарная инспекция почему-то не возражает против открытого огня в залах музея. Словно и не бывало в Перми трагических прецедентов.
Организация богослужений стала этапом на пути передачи здания художественной галереи Русской православной церкви. Процесс этот должен завершиться в 2015 г. Однако сегодняшние шаги в этом направлении представляются преждевременными и весьма опасными.
Пермская галерея – не склад, который можно легко освободить от содержимого. Это художественный музей со славной многолетней историей. В следующем году ей исполнится 90 лет. Все эти годы она провела в церковном здании не по своей недоброй воле, а в силу сложившихся обстоятельств. Коллекциям Галереи уже давно тесно в архитектурном памятнике культового назначения. Галерее, конечно, нужно переезжать. Но переезжать некуда. Власти города до сих пор не предложили реалистичного сценария переезда. Мало того, Галерее без объяснения причин не продлили договор на оперативное управление объектом культурного наследия федерального значения, находящегося, естественно, в федеральной собственности. Иными словами, сегодня Пермская галерея находится в здании, в котором провела 89 лет, на птичьих правах. Смысл создавшейся юридической коллизии заключается в том, что отныне Галерея не вправе распоряжаться недвижимым имуществом, не может возражать против осуществления в стенах здания нецелевой деятельности, но несёт полную ответственность за его сохранность, и в принципе может быть в любой момент закрыта, поскольку не располагает условиями для нормального выполнения своей уставной деятельности.
Сложившаяся ситуация представляется недопустимой, угрожающей существованию художественной коллекции и требует урегулирования на основании соответствующей законодательной базы – а именно статьи 5 Федерального закона РФ №327-ФЗ от 30 ноября 2010 г. «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», где в частности сказано следующее:
«4. Передача религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, осуществляется уполномоченным органом после прекращения в установленном законодательством Российской Федерации порядке права хозяйственного ведения либо права оперативного управления на указанное имущество. В случае если передача религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, невозможна без предоставления указанным предприятиям либо учреждениям обеспечивающих их деятельность служебных и производственных помещений вследствие отсутствия иного принадлежащего указанным предприятиям либо учреждениям недвижимого имущества или его недостаточности для осуществления уставных видов деятельности, а также в случае предварительного предоставления организации культуры равноценных здания, помещения, обеспечивающих уставные виды деятельности указанной организации культуры, взамен здания, помещения, занимаемых организацией культуры и передаваемых религиозной организации (далее - мероприятия по высвобождению имущества), такая передача осуществляется в соответствии с формируемым по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления планом передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения.
5. Порядок формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в отношении имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности. Внесение изменений в указанный план осуществляется в порядке, установленном для формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения.
6. План передачи религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, содержит:
1) перечень государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, планируемого для передачи религиозным организациям;
2) наименование государственных или муниципальных унитарных предприятий либо государственных или муниципальных учреждений, которым принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления недвижимое имущество религиозного назначения, планируемое для передачи религиозным организациям;
3) наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, в ведении которых находятся соответствующие государственные или муниципальные унитарные предприятия либо государственные или муниципальные учреждения;
4) перечень мероприятий по высвобождению имущества, органы, ответственные за их осуществление, а также срок осуществления таких мероприятий;
5) перечень мероприятий по передаче религиозной организации имущества религиозного назначения, органы, ответственные за их осуществление, а также срок осуществления таких мероприятий;
6) сведения об источнике (средства соответствующих бюджетов, внебюджетные источники финансирования) и о размере финансового обеспечения мероприятий по высвобождению имущества, мероприятий по передаче религиозной организации имущества религиозного назначения;
7) иные сведения в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления».
В ФЗ-327 есть еще одна – девятая – статья: «Урегулирование разногласий и обжалование решений, действий (бездействия) уполномоченного органа». Процитируем ее:
«1. В целях урегулирования разногласий, возникающих при рассмотрении заявлений религиозных организаций, создаются комиссии с участием представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, руководящих органов (центров) религиозных организаций, а также специалистов, в том числе специалистов в области религиоведения, культурологии, права. Принимаемые такими комиссиями решения являются основанием для принятия уполномоченными органами решений о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Порядок создания и деятельности таких комиссий устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении имущества религиозного назначения, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в отношении муниципального имущества религиозного назначения.
2. Физические лица и юридические лица вправе обращаться в уполномоченный орган и (или) созданную в соответствии с настоящей статьей комиссию с заявлением о возможных нарушениях их прав и (или) законных интересов в связи с принятием решения о передаче религиозной организации имущества религиозного назначения либо действием (бездействием) уполномоченного органа в связи с рассмотрением заявления религиозной организации.
3. Физические лица и юридические лица, которые полагают, что их права нарушены в связи с передачей религиозной организации имущества религиозного назначения, вправе обратиться в суд за защитой своих прав и (или) законных интересов».
Опираясь на эту законодательную базу, мы, группа физических лиц, просим Правительство Российской Федерации и Правительство Пермского края:
– сформировать и опубликовать План передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в Пермском крае в целях реализации требований Федерального закона от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ (согласно ст. 5 327-ФЗ);
– создать комиссию с участием представителей органов государственной власти, общественных организаций, руководящих органов религиозных организаций, а также специалистов для урегулирования разногласий, возникающих при передаче недвижимого имущества религиозного назначения религиозным организациям (согласно ст. 9 327-ФЗ);
– продлить договор с Пермской государственной художественной галереей на оперативное управление объектом культурного наследия федерального значения на время работы комиссии и выработки и осуществления Плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения.
Подписать письмо можно здесь http://www.permstategallery.org/wp/petition/