будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Защита Куракина
Февраль 8, 2010
Архив проектов

Отзыв официального оппонента Эльны Орловой на диссертацию Дмитрия Куракина

ОТЗЫВ

официального оппонента надиссертационную работу Куракина Дмитрия Юрьевича «Сакральное как понятие ипроблема социологической теории: на примере американской «сильной программы»культурсоциологии», представленную на соискание ученой степени кандидатасоциологических наук по специальности 22.00.01 – «Теория, методология и историясоциологии»

В настоящее времявнимание к концепции культуры в рамках мировой социологии усиливается. Онаусложняется, перестает сводиться только к ценностям и все более приобретаеткультурноантропологический смысл. Иными словами, из «объекта» социологическогоисследования она привращается в конституирующий принцип – равноправный ссоциальностью – жизненного мира людей. Показательным примером такой позицииможно считать «сильную программу» культурной социологии (культурсоциологии),предлагаемую Дж. Александером и его коллегами. В ее пределах концепция припостроении общей социологической теории гарантирует полноту отображениясовместного существования людей.

Традиционно в социологическихи антропологических рассуждениях о его упорядочении занимает концепциясакрального. Это характерно и для культурсоциологии, где классическиепредставления Дюркгейма переосмысливается в свете новых культурных форм егопроявления. Соответственно актуальность темы диссертационного исследованияпредставляется обоснованной.

Чтобы определитьэвристический потенциал концепции сакрального в рамках «сильной программы»культурной социологии, автор выделяет ряд ключевых теоретических проблем,ответом на которые стало формирование направления:

- накопление расхождениймежду фактами и теоретическим допущением Дюркгейма, сформулированным как«принцип единства природы», или имманентное соответствие идей «объективнойреальности»;

- неправомерностьуниверсализации утверждения о гомеостатической природе социальной реальности;

- недостаточнаячувствительность классической позиции Дюркгейма сакрального к явлениям,характерным для сложных современных обществ.

В контексте культурнойсоциологии автор выделяет пути теоретического представления этих проблем последующим направлениям. Во-первых, деконструкция «принципа единства природы»,благодаря которой выявляется:

- каким образом в рамкахсоциологизма Дюркгейма устанавливается компромисс между эмпиризмом иаприоризмом через дихотомию «коллективное – индивидуальное сознание(представления)» и ее символическую репрезентацию в категориях «сакральное –профанное»;

- каковы следствия«принципа единства природы» для объяснения связей между коллективным сознаниеми социальной структурой через концепцию сакрального как ключевогосимволического механизма их реализации: имманентное соответствие, изоморфностьпознания и реальности;

- роль ритуала каксвязующего звена между социальной структурой и коллективным сознанием исакрального как «атома» социальности, в котором отображена дуальностьчеловеческой природы;

- в конечном итогепредставление о сакральном как далее нередуцируемой оппозии профанному,оправдывающей и обосновывающей онтологический статус социального и культурногопорядка.

Во-вторых, определение врезультате такой деконструкции возможности корректировки исходных допущений,позволяющей логически связать понятия социального и культурного в рамках новой«общей теории», подразумеваемой «сильной программой» культурной социологии. Вэтом отношении речь идет о преодолении представлений:

- об аналогии междуморфологией общества и символическими классификациями;

- о линейном характересоциальной интеграции;

- о культуре и еегенеративном начале – сакральном – как всего лишь о совокупности ценностей.

Переосмысление с этойточки зрения концепций свободы воли, морального императива, рациональногодействия позволяет сторонникам культурной социологии принять допущение обавтономности культуры, символических процессов по отношению к социальнымструктурам.

В третьих, критическийанализ самой «сильной программы» культурной социологии, обусловленнойзатруднениями при выявлении сакрального начала в феноменах современнойсоциокультурной жизни. Это позволило выявить усовершенствования теоретическогоинструментария программы в нескольких отношениях:

- переход отсубстанционального понимания сакрального к атрибутивному, что означаеттрактовку сакализации как процесса, а сакральных объектов как относительных вдиахронном измерении;

- использование понятия«осквернение», превращающего бинарную оппозицию «сакральное-профанное» впространство соотношений обоих качеств, порождающих многообразие культурныхфеноменов;

- теоретическоеразведение оппозиций «сакральное-профанное» и «чистое-скверное»; вторая оппозициякак раз и позволяет раскрыть механизм появления и изменения различныхсоотношений сакрального и профанного;

- обращение к логикеэтнонауки, которая позволяет установить концептуальную связь между дотеоретическимии социальнонаучными представлениями о сакральном;

- отказ от допущения обимманентном соответствии познания и реальности, ознаменовавший заменуимманентной трактовки символических процессов на контингентную, или, поопределению автора, «морфогенетический поворот» в этой области.

Из сказанного следует,что теоретическая значимость работы заключается не только в выявленииэвристических функций концепции сакрального в рамках «сильной программы»культурной социологии. Речь идет также о способах маркирования аналитическогопространства, объединяющего социальные и культурные переменные, связанных собращением:

- к проблемно-ситуативнойлогике: разметка смыслового пространства соотносится с противоречиями,конфликтами, нарушениями, возникающими в связи с осквернением сакрального;

- «интеракционистскойтеории метафоры» в качестве оператора при интерпретации социокультурного опыта,что позволяет, во-первых, высветить динамическую природу сакрализации какмеханизма культурогенеза, а во-вторых, выйти за рамки прямого соотнесениясоциальной структуры и культурных (символических) классификаций;

- к несистемнымхарактеристикам совместного существования людей, что оказывается возможнымпутем деконструкции исходных допущений об имманентном соответствии познания иреальности, с одной стороны, и субстанциональности сакрального – с другой.

Таким образом, в работепредставлен один из убедительных вариантов формирования некоторых вариантовновой социальнонаучной парадигмы на базе решения важной для постмодернапроблемы логического совмещения структурной и процессуальной трактовоксоциокультурной реальности. В рамках социологии ее решение видится вустановлении теоретической связи между «структурой» и «культурой», социальнымиформами и символическим содержанием совместного существования людей.

 Научная новизна и значимость работы может бытьпредставлена в нескольких аспектах. Так, существенно новым следует считать самвыбор темы и ракурс ее рассмотрения. Обычно в отечественной социологии принятоуделять внимание банальному теоретическому мейнстриму. Инновациифундаментального характера, как правило, не подвергаются серьезному анализу. Авторобращается к новым тенденциям в западной социологии и антропологии –логическому объяснению представлений о формах (социальная структура) исодержании (культура) совместного существования людей. И хотя они еще необразуют целостной познавательной парадигмы, автор продемонстрировалэвристический потенциал такого объяснения.

Далее, работаспособствует заполнению важного пробела в российских социальных науках, гдефактически не было вековой полемики между социологами и антропологами о природеи формах существования социокультурной реальности. Поэтому необходимостьсближения теоретических рамок обеих наук остается для большинства отечественныхсоциологов неким отвлеченным соображением. Автор не только убедительнопоказывает познавательную значимость такого сближения на примере одной изцентральных для социологии и антропологии тем – дихотомии «сакральное –профанное». Он демонстрирует также ограниченность классических социологическихпостроений при трактовке современных проявлений сакрального и возможностиантропологического знания для их обоснованной интерпретации и достоверногообъяснения.

Наконец, автор выявляетте проблемы в социологическом познании ответом на которые стала «сильнаяпрограмма» культурной социологии с ее базовыми объяснительными схемами. Вработе представлен набор новых понятий и методологических принципов, отличныхот используемых в рамках социологического мейнстрима и помогающих ответить нанеразрешимые в этих пределах вопросы. Эвристичность представляемойтеоретической позиции, ее интерпретативные возможности демонстрируются напримерах исследований, в том числе собственных.

При неоспоримыхдостоинствах работы хотелось бы, однако, уточнить и прояснить ряд значимых длянее положений. Прежде всего, автору следовало бы более четко обозначитьсобственную методологическую позицию на шкале между полюсами реализма и конструктивизма.Отсутствие такой рефлексии обусловливает использование ключевого для работыпонятия «сакральное», то в субстанциональном, то в инструментальном значении,причем, без всяких оговорок.

Далее, можно было быболее четко определить само понятие сакрального. При условии, что авторсвободно владеет техникой интерпретации (обоснование выделения «позднейпрограммы» Дюркгейма, реконструкция конфликта метафор, связанных с авторством),ему не составило бы труда герменевтическим путем уточнить то общее значение,которое присутствует при любом употреблении понятия сакрального.

Наконец, неопределенностьсохраняется и в отношении понятия «культура». Почему в рамках культурнойсоциологии оно ограничивается только символической областью, какойпознавательный смысл это имеет для социологии? В каком смысле культураавтономна по отношению к социальной структуре и какова эвристичность ихразведения? Что дает основания авторам «сильной программы» культурнойсоциологии претендовать на построение общей социологической теории? Обобщенноедля программы определение понятие «культура» позволило бы ответить на значимыедля ее обоснования вопросы.

Высказанные замечания нив коей мере не снижают высокой оценки работы в целом. Диссертационноеисследование выполнено на высоком профессиональном уровне и не только отвечаетвсем требованиям ВАК к кандидатским диссертациям, но и превосходит их.Автореферат и публикации автора точно отражают содержание заявленной темы. Соответственно,Д.Ю. Куракин безусловно заслуживает присуждения ученой степени кандидатасоциологических наук по специальности 22.00.01 – «Теория, методология и историясоциологии».

Директор Институтасоциальной

и культурной антропологииГосударственной

академии славянскойкультуры,

д. филос. н.,профессор                                                          Э.А. Орлова

29 декабря 2009 г.

См. также:

  • Виктор Вахштайн. Басманный Совет
  • Александр Филиппов. Я считаю диссертацию Д. Ю. Куракина основательной, защиту – блестящей, а решение специализированного совета – позорным
  • Стенограмма защиты Д.Ю. Куракина
  • Отзыв официального оппонента Виталия Куренного
  • Явочный лист
читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).