Вторая часть репортажа будет не столько даже о фестивале "Белые ночи", сколько об истории с превращением Перми в культурную столицу. Но это не публицистика, а репортаж с большим количеством картинок.
Есть история про то, как Пермь через совр.искусство делается культурной столицей. История уже с прошлым, но понятнее от этого она не стала. Реляции о завозе такого-то количества деятелей искусств с целью производства культуры, сообщения об их триумфальных успехах в деле создания у горожан эмпатии по любому культурному поводу делаются именно что в формате реляций, причем — если кому-то и адресованных лично, то некому Невидимому начальнику.
Также и сообщения на тему борьбы старого и нового (архаистов и новаторов) адресовались явно тому же Начальнику. При этом ее характер, то есть — формат ее описания предполагал что-то типа жестокой битвы в какой-то слободке между сторонниками общепита в лице распивочной "Бутербродная" (уже 71 лет как стоит и у нее народные корни) и заезжей бригадой, которая хочет осчастливить слободку, открыв в ней "Макдональдс" (путь в Европу, типа).
Все это, дополняемое пафосом в вариантах "Пермь - культурная столица" или "скептики будут посрамлены" делало ситуацию уж и вовсе мутной. Хрен с ними, со скептиками, хотя и странно, что проект так уж ориентирован на чье-то просрамление, но - скептики относительно чего? Сообщили бы конкретно предмет бучи. Идея, что совр.искусство, выбранное механизмом проведения культуры в отдельный, более чем губернский городе, реально преуспеет в этом деле?
У меня по этому поводу лежали два вопроса. Вот этот был первым, про роль совр.искусства в обустройстве городской среды. Второй: какой выход из сценария предполагается авторами проекта? Не может быть так, что сценарий вечен.
По первому пункту следует уточнить, что то совр.искусство, которое тут действует, оно не так, чтобы ровно декоративно-прикладное, но -ориентировано на аттракцион. К этому претензий нет. Напротив, это разумно даже из цинических соображений: коль скоро пипл склонен хавать, то пусть он хавает что-нибудь радостное. Некоторая проблема в подмене: то же современное искусство (и соответствующие ему поляны из других сред жизни), это, в общем, не только аттракционы. Тут, понятно, не место для сопутствующего ликбеза, но — вовсе не только они. А в аттракционной трактовке и последующем юзании совр.искусства в этом духе именно этот joy-art узурпирует термин. Что потенциально вредно для другой, не чисто joy-части жизни.
Разумеется, данной претензией организаторов культурного процесса в Перми не удивить, да это и не их проблема. О претенции сообщается ровно затем, чтобы обозначить существование некоторой разницы. Иначе уж чисто политтехнология какая-то: вот, типа, у нас партия либералы-либералы. А кто не из этой партии — никакие не либералы вообще. Как пиар это естественно, но дает возможность сказать и так: о, либералы — да поглядите, сколько их там вообще на митинг пришло! Вывод: а тогда все остальные, как один, за толстую вертикаль власти и возвращение колхозного строя.
Но рассуждать об этом в теоретически было совершенно некорректно, потому что надо видеть саму поляну. А я в Перми не был. Теперь же приехал на книжную ярмарку, а тут еще и фестиваль. Все сразу вместе и вполне наглядно. Уточнения начались сразу же. Во-первых, "Макдональдса" в Перми нет (из традиционных для Москвы сетей что ли только "Ростикс"), обходятся своими вариантами. И, уж разумеется, Пермь никак не слобода, а большой и, есть подозрение, богатый город. И уж точно он не черно-бело-серый, а цветной.
Ну, допустим, это тут самый центр. Вот тогда не самый центр.
Или, скажем, совсем уже обыденная подворотня. Ведь могли бы и каким-нибудь темно-коричневым мраком стены покрыть, а они оранжевеньким, причем - давно уже.
Также предмет роскоши – кафе "Пастернак". А сразу слева, понятно, обязан быть и ресторан (он там и есть, просто вывески не видно). Тот будет, разумеется, " Живаго".
Опять, же чтобы не казалось, что там чисто эстетический рай, предъявлю предмет иного типа, например – троллейбус.
Надо полагать, ощущение того, что Пермь не является слободкой, из данных фактов возникнуть уже должно. Равно как и художественная жизнь там проистекает не только в рамках проекта "Культурная столица". Этот человек с картиной вряд ли является ее непосредственным участником.
Теперь возвращаемся к месту первой фотографии и, собственно, к самой теме. Фестиваль и все такое прочее. Если теперь от этого угла идти вперед, то начнется Эспланада – длинное и широкое поле, которое упирается где-то вдали в некое крупное общественное здание, которое окажется впоследствии театром.
Вроде, утверждается, что это самая большая площадь Европы. Не знаю, вроде в Харькове перед Госпромом побольше. Но эта, может быть, длинней. В этом ее конце стоит основная сцена "Белых ночей", причем там все время кто-то играет.
В данном случае человек с гитарой у микрофона (ну, можно разглядеть) производит что-то темпераментное латинское. Чисто Ману Чао, который в программе был объявлен, но на позже. Кто ж его знает, может распеться пришел. А что народу никого – ну так два часа для четверга. Бессмысленным дело назвать тоже нельзя, поскольку по сторонам от площади ходят люди и все это слушают.
А вот это - любопытный момент. Ну, Ману Чао плюс Децл, почему бы и нет. Но плакатик о днях мусульманского чего-то (обрезалось) и кукольный Годо на татарском языке уже сообщают о некотором нюансе на тему искусств в этнических вариантах. Что есть некоторое изменение общей линии – в смысле, несколько в сторону от заявленной темы совр.искусства. То есть, почему бы и нет, но это уже очевидное расширение исходной идеи. А тот факт, что прибывший на закрытие г-н Рапота, полпред президента РФ в ПФО, собственноручно ковал в рамках фестиваля некий гвоздь, сообщает о потенциале этники с точки зрения развития проекта. В следующий раз, можно предположить, там и ковать будут, и на лошадях ездить и, вообще, произойдет полное сближение архаистов и новаторов. Без фольклора точно не обойдется.
Если идти дальше вдоль этого здания, то по левой стороне вскоре будет книжная ярмарка, уже описанная в предыдущем репортаже. Поскольку эта тема уже отражена, теперь время предъявить некоторые базовые единицы всей программы. Например - немного о пермских специалитетах нового времени. Их, основных, два. Буква П и красные человечки, которые сидят на некоторых, в том числе — государственных зданиях.
Это то ли центр городской власти, то ли краевой. Скорее — городской, потому что вторая (будет ниже) еще больше. Так вот, человечки сделаны неизвестным мне художником правильно — во всяком случае, их модуль странным образом совпадает с изломами Театра-театра. Случайно, скорее всего. Но совпало.
А это он же, чтобы не показался таким уж мрачным.
В человечках также видят определенный коммерческий потенциал. В связи с чем ими торгуют в разных сувенирных лавках на Эспланаде.
Красно-белая, в общем, гуманность. Второй специалитет — буква П, тоже красная.
Тут с модулем тоже все в порядке, но это еще проще, - если взглянуть из этой точки чуть правее, то вот, фактически, она и есть, П. Причем, сделанная вовсе не в рамках данного имджевого проекта.
Это просто угол Ленина и чего-то еще. А на переднем плане видна неплохая соцреклама.
Еще одна соцреклама. Внизу написано "Мода на мозги". Ну, мода так мода, чего уж. Есть еще учетверенная П, типа табуретка Полисского, из которой в разные стороны выпирают бревна. Эту штуку я не видел, не добрался. Она возле вокзала. Но в центре есть некоторое продолжение Полисского в смысле древесины. В частности, на лужайке возле "Урала" выстроено всякое такое.
Там это дело по всей длине, в кадр не лезет.
По крайней мере данные объекты не вызывают в местных жителях (если эта тема вообще может существовать всерьез) никакого внутреннего неприятия и душевного дискомфорта. Еще один как бы специалитет, точнее — отдельное арт-самовыражение, имеющее прикладной, хотя и тавтологический характер. Потому что там и так все понятно.
Гражданка сидит на букве В слова власть, остальные буквы которого будут на следующей фотографии. Сама Власть, собственно, на заднем плане. Видимо — все же краевая. Рекомендую обратить внимание на очаровательный балкончик по горизонтали.
Собственно, во всем этом есть какая-то закономерность. В центре весь этот дизайн весьма мил. Или вот еще одна картинка того же рода.
Это заборчег сбоку от Власти. Так вот, все это в центре, где все эти акценты начинают как-то шуршать совместно с объектами другой природы. Но когда им шуршать не с чем, то начинается, хм, некоторая семантическая недостаточность, приводящая к определенному искажению Генерального плана эстетического улучшения местности.
Например, Стена Цоя. Наверное, надо, чтобы такая стена была, но что-то не сходится. Ладно, людей я там не видел, ибо был днем в рабочее время. Но вот как-то она странно сооружена. В смысле — надписи (они там левее) это строго строчки из песен. Фанаты, понятно, так бы не писали и, уж тем более - не единственным шрифтом. А указание 100.fm делает историю еще более унылой. И чего, собственно, фэйки-то сооружать?
С буквой П — та же фигня, и даже хуже. Потому что она ж типа выставляется как тиражируемый лейбл. Что проходит тоже не всюду. Получается примерно, как плакаты "Слава КПСС!" на всем подряд в советские времена.
Это в начале (или конце?) Компроса, возле той церкви, в которой деревянные боги.
Вот, раз уж удалось упомянуть деревянных богов, то следует сделать признание: это вся та же тема недостаточности адекватных описаний данного места. Нет, ну ничего тут не поделаешь — вариант, при которой Пермь является не то слободой, не то райцентром, как-то обосновался в ноосфере, несмотря даже на Пастернака. Деревянные боги в этой схеме выглядят единственным пунктом, который соотносит Пермь с миром живых существ вообще (не Пастернак, он что — побыл и уехал, пусть даже потом что-то и написал). Ну а поскольку, как уже видно, никакой это не райцентр, то и с богами сложнее. В смысле, вот они - уж точно не местный специалитет, а явление абсолютного уровня.
Боги — внутри.
Вообще, в галерее не только они. Там хорошие голландцы, а также приличное русское искусство — Лентулов, Петров-Водкин, Гончарова (ну, так...). Рокотов хороший, Верещагин опять же — причем, снежный пейзаж. Откуда, собственно, и возникает суровая мысль о том, что неплохо было бы, чтобы галерея продала двух-трех своих дежурных Айвазовских, выстроила бы себе новое здание и выставила бы там, среди прочего, на главном месте всех своих деревянных богов: а то сейчас экспонируется десятая, вроде, часть. Ну, если на это дело у местного бюджета денег почему-то нет. Что до совр.искусства, то сейчас там в прихожей перед богами выставка разных современных деревянных штучек — Флоренские, кто-то еще. Что ли вводят в контекст материала.
Что ж, раз уж опять упомянулось совр.искусство, то о нем и дальше. Потому что в этот момент мы с коллегами как раз повернули направо и пошли в сторону Речного вокзала - основного логова совр.искусства в Перми. Но тут такое дело — мы до него не дошли. Собственно, не дошли потому, что шли вовсе не туда, а есть еду, вероятно — в виде шашлыка. Делать это было разумнее всего на набережной, а набережная в городе имеется именно возле речного вокзала. В остальных местах она не есть часть светской городской среды, а что-то более-менее производственное плюс ж/д пути вдоль реки.
По дороге нам уже попадались отдельные объекты искусства (об архитектуре, которая также попадалась, здесь не будет, не профильно, увы). Например - вот такая стена или даже забор, на котором можно разглядеть различных медведей, в том числе и президента Медведева. Так что моя теоретическая версия, согласно которой совр.искусством в данном случае называется то, которое приносит радостные эмоции, ничем пока не опровергалась, а наоборот.
Вообще, тема заборов в данном проекте существенна и я это серьезно. Дело в том, чтов Перми полно промзон, которые огорожены стандартными глухими бетонными секциями — ну, плоскость которых как бы из тупых четырехгранных выступов. На проекте их по всякому разукрашивали, а заборы длинные. Возле Власти один уже был, но это проект предыдущего года, а про нынешние полнее у И.Ф.Давыдова, тут. А я их мало видел. Вот, разве что, этот.
Там по всей длине забора эти персонажи вступают в различные пространственные и смысловые отношения друг с другом.
Ну и вот, слева Кама, вдоль которой ж/д пути. Потом мост, ж/д пути ушли направо, а с моста видна такая картина.
Но туда - в музей - мы (группа интеллектуальных работников — Липовецкие, Калинин, Скидан, Толстов, я) не пошли. Потому что мы шли есть еду, которая имелась перед Речным вокзалом. Там, оказывается, так и осталась площадка, которая функционирует как речной вокзал. В смысле — там швартуются разного размера корабли и кораблики. Есть, разумеется, и окружающая инфраструктура, предназначенная для получения положительных эмоций. Что там и происходило во всех легко представимых формах. Там, между делом, даже легко покончили с лингвистическим противостоянием Петербурга и Москвы:
По набережной, вроде, происходят какие-то гулянья - тем более, что это был день выпускных вечеров. Но потом оказалось, что не гулянья, а люди имели желание покататься по Каме на корабликах, которые причаливали и отчаливали - вполне заполненные - минут через двадцать.
Причем, это происходило еще не по случаю выпускных вечеров, к этому времени они еще и не могли закончиться, а народ был одет даже и не обязательно празднично.
Сообщается об этом исключительно с точки зрения добросовестного описания всех параметров местности, прилегающей к месту нахождения совр.искусства.
Словом, это к тому, что самой природой, то есть — топографией совр.искусство в данном месте объективно должно служить получению позитивных вибраций, цветных эмоций и прочих леденцов в шампанском. Так что общее аттракционное отношение к предмету тут вполне уместно. Токо вот не надо по этому поводу утверждать, что некое совр.искусство как таковое тут же изменит онтологические основы жизни данной территории и всех ее, без изъятия, жителей. Не, понятно, что промоушен, но это - перебор. Вообще, кому тут что втюхаешь? В этой местности живут чрезвычайно конкретные люди. Где на мастерских вдоль обочин по дороге из аэропорта можно увидеть настолько конкретную рекламу: "Промывка жиклера". Или, например, "Поршневая группа"? Понятно, что данные гаджеты есть и в других местностях, но где еще столь точно указывают данные услуги?
А конкретика тут важна. Потому что конкретика внедрения искусства в город присутствует. Например, тротуары в центре размечены зелеными или оранжевыми линями — задающими маршрут между достопримечательностями, указанными и на картах. Да, я понимаю, что это гостевые маршруты, но все же.
Следующая штука уж точно не имеет отношения к разовым и фестивальным делам, поскольку представляет собой весьма долговременную сущность.
То есть, это уже мой второй вопрос из начала репортажа: а как представляется выход из сценария? Ну, в нем есть фестивали, какие-то городские действия в пользу художников. Скажем, передача под мастерские и/или сквот быв.табачной фабрики.
Мне, разумеется, не ведомо, как там предусмотрено выходить из сценария (он же не вечен). Но ощущения, что привозными людьми тут надули чисто пустое место - отсутствует. Не просядут. Больше денег, меньше, но про жизнь с культурой тут что-то понимают. Но другая проблема — почему же все это в натуре оказалось лучше, чем в описаниях? И ведь это я еще читаю "Соль", а уж без "Соли"-то вообще было бы что-то совсем странное. Это заявление не является скрытой формой благодарности коллегам за приглашение в Пермь, а просто оценкой их деятельности. А уж спасибо им можно сказать и прямым образом — чем эту историю и закончу.