будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 21, 2011
Архив проектов
Мокроусов Алексей

Пейзаж в апофеозе

Пейзаж в апофеозе
mokrzag.gif
Adam Elsheimer Die drei Marien am Grab Ca. 1603. Источник: Bonn. Rheinisches Landesmuseum

Художественной столицей Франции, да и всей Европы, в 1600-е годы был Рим. Сюда приезжали со всего континента – кто на годы, кто на десятилетия, а кто и на всю жизнь.
Сперва целью путешествий было научиться у итальянских мастеров искусству передачи движения человеческого тела. Но в начале XVII века произошло неожиданное: в Италии пейзаж стал обретать права самостоятельного жанра, и вскоре мода на него охватила Европу.

Из римлян публика вспоминает сегодня, прежде всего, французов Николя Пуссена и Клода Лоррена, с их пристрастием к эпическому (или героическому) пейзажу в первом случае, и лирическому во втором. Фламандские или немецкие коллеги остаются в тени двух мегазвезд. Хотя выставка «Природа и идеал» в парижском Гран-пале (с конца июня до 28 сентября 2011 г. ее покажут в мадридском Прадо) напоминает, что искусство не знает историй без родства, что здесь трудно чему-то прекрасному появиться из ничего, из ниоткуда – тем более, когда речь о пейзаже, переживавшем в Риме начала XVI века расцвет. Уже в античном искусстве мы видим немало примеров этого жанра, а с XIV века природу стали повсеместно инкорпорировать в картины с библейскими сюжетами. Наверняка бы рисовали и отдельно, но крупнейшим заказчиком искусства долгое время оставалась церковь, а ей «просто пейзажи» были ни к чему. С другой стороны, нельзя же свести историю живописи к деньгам (хотя и без них в этой истории никуда) и сделать вид, что лишь наплыв английских путешественников в «вечный город» сподвиг Лоррена на занятие пейзажами, и что это более важно, чем введенная Лорреном практика рисования этюдов красками на пленэре.

 
 

Nicolas Poussin (1594-1665) Nymphe et Satyres, huile sur toile, 1627. © The National Gallery, Londres, Dist. Service presse Rmn-Grand Palais /National Gallery Photography

Не в силах дождаться изобретения фотографии, англичане скупали виды Рима и его окрестностей, видя в них сувениры на память – дорогие, но точные. Но насколько реалистичными были эти пейзажи? Разглядывая 80 картин и 30 рисунков, расположенных в хронологическом порядке, понимаешь, что о точности никто из авторов не думал. С таким же успехом и «Грозу» Джорджоне, и виды на горы и моря, открывающиеся у фламандцев из окон в сценах с Мадонной, можно воспринять изображениями конкретного места. Но в эпоху Паскаля и художник должен был следовать принципу: жить следует так, словно Бог существует, даже если твердой уверенности в этом нет. Пейзажи оказывались попыткой обнаружить связь между прошлым опытом человечества, с его развитой иерархией мифов, и настоящим, когда развитие мысли и знания опережало возможности европейцев быстро адаптироваться к новому взгляду на мир. Поэтому допускалось совмещение деталей из разных пространств: руины были то натуральными, то вымышленными. Человек сначала решал, что он увидит (или что он сможет увидеть), а затем искал вокруг подтверждения своей идее.

Представления Пуссена и Лоррена о композиции и сочетании цветов долгие годы служили образцом для публики и живописцев, воспринимавших Италию райскими кущами, где остатки античной утопии о золотом веке человечества могут вернуть гармонию в отношения между природой и культурой. Так ностальгия сформировала ландшафт современности.

Революцию, случившуюся в искусстве XVII века, трудно переоценить. Природа стала соперничать с Библией, а библейские сюжеты постепенно перестали быть главными. «Природа и идеал» открывается работами болонца Аннибале Каррачи, фламандца Пауля Бриля и немца Адама Эльсхаймера (1578-1610). Все они приехали в Рим, чтобы работать здесь и умереть вдали от родных мест. Смешение культур дало поразительные результаты. Бриль, например, заселял ландшафты римского Форума фигурами не самых богатых современников – вполне в духе Питера Брейгеля. Судя по обилию повторов картин из жизни простого люда на фоне античных руин, те пользовались успехом у заказчиков. Это было новинкой для римской школы, в отличие от его совместного полотна с Рубенсом, запечатлевшего Психею в скалах с орлом-Юпитером, пьющим из кубка в ее руке.

 
 

Claude Lorrain (vers 1600 – 1682) Paysage avec l’embarquement de sainte Paule à Ostie. Paysage avec l’embarquement de sainte Paule à Ostie © Museo Nacional del Prado, Madrid

В то же время Эльсхаймер оставался верен библейским мотивам – в Париже показали, в частности, его «Три Марии у гроба» из бывшей коллекции Пауля Бриля (ныне Рейнский музей в Бонне). Но по сути его больше интересовали загадки света, чем христианские тексты. С точки зрения влияния на живопись XVII века Эльсхаймер оказывается в одном ряду с Караваджо. В немецком барокко нет равного ему по значению, его картины завораживали современников, им подражали Рембрандт и Рубенс, а количество фальшивок или выполненных под него работ - едва ли не главный показатель успеха у публики - поражает.
С годами наследие Эльсхаймера только сокращается. Еще Генрих Вайцзекер, издавший в 1938 году первую монографию о художнике, приписывает его кисти 60 полотен. Позднее исследователи сократили это число до 40 картин и 30 рисунков и гуашей.

 
 

Adam Elsheimer Die drei Marien am Grab Ca. 1603. © Bonn, Rheinisches Landesmuseum

Живописи он учился у франкфуртского художника Филиппа Уфенбаха, ценившего, в свою очередь, Дюрера. В возрасте 20 лет Эльсхаймер навсегда покидает Германию. После недолгой работы с Хансом Ротенхамером в Венеции он прибывает в Рим. Его пристрастия определили Тициан, Веронезе и Тинторетто, прежде всего предпочтением сине-желто-красной цветовой гаммы. В Риме он дружит с Рубенсом (тот был лишь на год его старше), а также с будущим учителем Рембрандта Питером Ластманом, создает работы в духе «поэтической живописи», многое предвосхитившую в эстетике романтизма, и удивляет коллег (в 1606 году художник вступает в профессиональную гильдию, Академию св. Луки). Те писали, что он diavolo per glie cose picole – «чертовски хорош в малых вещах». Эльсхаймер предпочитал малый формат, в котором обнаружил неизвестные до той поры возможности. Он видел в библейских сюжетах универсальная модель мира, вдохновлялся «Метаморфозами» Овидия (среди привезенного в Гран-пале и вдохновленная Овидием «Издевающаяся Церера» из Прадо), испытывал интерес и к Млечному пути, и к жизни эвкалипта, рисуя все это на меди, и был несравненен, на взгляд Рубенса, в ландшафтах. Ими восхищались и миниатюристы, и авторы голландской школы пейзажа, и Клод Лоррен, на чье понимание пространства Эльсхаймер повлиял больше других.

 
 

Adam Elsheimer (1578-1610). Bonn, Rheinisches Landesmuseum

Ранняя смерть автора, как часто бывает в искусстве, способствовала появлению легенды вокруг его имени. В ХХ веке по-своему сложную жизнь Эльсхаймеру обеспечили трудности при воспроизведении его работ, темных по колориту, наполненных той сложной игрой теней, что нелегко различить и при «живом» разглядывании, не говоря уже о репродукциях.
Несмотря на любовь к Овидию, разделяемую Эльсхаймером с веком, в нем нет той литературности раннего Пуссена, которая кажется источником сухости и безжизненности у великого классициста. То ли дело поздний Пуссен, где логическая работа над идеальным пейзажем заменяется живым чувством, фигуры полны грации и энергии, а природа не выглядит приложением к теории, хотя еще и не оказывается тем зеркалом человеческой души, которое позднее увидели в ней романтики.

Пуссен был первым французским художником, достигшим международной известности. Он обязан этим Риму, где Пуссен и Лоррен стали в глазах коллекционеров образцовыми итальянскими авторами. Но что именно ценили заказчики? Лорреном увлекались англичане, относившиеся к его картинам, с их особой передачей атмосферных явлений, как к идеальным сувенирам из обязательного путешествия на Апеннины.

В Лувре сейчас открыта выставка «Клод Ле Лоррен, рисовальщик лицом к природе» (до 18 июля; затем в музее Тейлера в голландском Харлеме). Вот где автономность пейзажа достигает своего апофеоза, пусть это даже не конкретный, но идеальный пейзаж Кампании. Вот где спонтанность оказывается важнейшей характеристикой, актуальной для пейзажа и столетия спустя, даже у импрессионистов! В графике исчезает та театральность, которая, согласно Полю Валерии, присутствует во французском пейзаже до XIX века. Но, хотя Лоррен был первым «чистым пейзажистом», соседство с современниками, как и в Гран-пале, лишний раз напоминает о железном единстве эпохе. Не зря многие работы последовательно приписывались многим авторам. Так, выставленный на Елисейских полях «Вид с деревьями» из марсельского музея изящных искусств (ок. 1640; в Мадриде показан не будет) урожденного римлянина Гаспара Дюге (1615 – 1675) из-за своего качества считался выполненным его учителем Пуссеном. До конца не ясно, писался ли он на пленэре или уже реконструировался по памяти в ателье.

Пейзажи, появившиеся в Риме в начале XVII века, выглядят последовательной и одновременно отчаянной попыткой сохранить идеальный облик цивилизации, понимаемой как единство мифа, истории и природы.

 
 

Wals Goffredo, Country Road by a House, c. 1619-1620. Fitzwilliam Museum, Cambridge

Три столетия спустя, в статье «Три картины о вине», Ортега-и-Гассет заметил, что, «будучи творением человеческого гения, она [цивилизация. – А.М.] оказалась его ошибкой, стала дорогой, ведущей в никуда. Природа совершеннее культуры, или, другими словами, зверь ближе к богу, чем человек». ХХ век легко подтвердил правоту испанца, потратив на это гораздо меньше сил, чем в свое время ушло на создание мифологии пейзажа.

 

Мокроусов Алексей
читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).