Собственно говоря, речь идет о том, кто будет страдать за кризис.
Есть несколько оригинальных предложений.
У сырьевых экспортеров (нефть и газ) своя беда - падение цен на мировом рынке. Удрученные и озлобленные они считают: однозначно - население и банковский сектор. Т.е. все, у кого есть рублевые активы - от пенсий до крупных пакетов ГКО. - Этот вариант, как известно, называется девальвация. Приятность его в том, что все текущие проблемы решаются за одно утро. Неприятность в том, что злобивое население потребует компенсаций и индексаций, а когда их проведут через три-четыре месяца, то ситуация вернется ровно в ту же точку.
У Думы по вопросу о том, кто должен страдать, позиция государственная: только не «Газпром»! - Вообще, танцы вокруг «Газпрома» - очень интересный сюжет последней недели. В пятницу, как известно, прошло заседание совета директоров «нашего дома» на Калужской и прошло оно как торжественное собрание накануне международного женского дня: т.е. представители государства в один голос клялись в любви к «Газпрому» и лично Рэмванычу, обещая не только их не обижать, но и всячески... Избрали новый совет директоров в полном соответствии с пожеланиями. Даже от легкой попытки контроля путем избрания в председатели совета директоров Лившица (все-таки - прежде всего человека Кремля) пришлось отказаться. Избрали министра госимущества Газизуллина. Газизуллин, как вы помните, был назначен на свой пост после разгрома чубайсовской команды осенью 1997 г. по протекции Черномырдина, который впал по тому случаю в непривычную экзальтацию и пообещал ставить Газизуллину памятники по всей стране. По всей видимости, сохранение Газизуллина на своем посту было одним из главных закулисных кадровых требований НДР при формировании правительства Кириенко. Так что сюжет прозрачен: Газизуллин в правительстве будет представлять интересы «Газпрома», а в свободное от основной работы время - и представлять правительство в «Газпроме».
Этот восхитительный и исполненный благолепия мир, воцарившийся между правительством и «Газпромом», понятное дело - тактический выбор правительства в кризисной ситуации. В обмен «Газпром» должен не лоббировать девальвацию (Вяхирев так и сказал на вопрос о девальвации: не все, что выгодно «Газпрому», выгодно России), заплатить побольше налогов и перечислить государству дивиденды по его, государства акциям в концерне (порядка 50 млн. американских баксов, между прочим), но, вероятно, главное - использовать свое, почти безграничное влияние в Думе на благо антикризисной программе.
Еще одним знаком любви и уважения государства к Рэмванычу стала готовность правительства выхолостить собственную любимую идею о понижении тарифов на услуги монополий. Согласно принесенному Ельцину указу тариф снижается на 50% для тех, кто будет живыми деньгами делать за газ предоплату. Т.е. - если вам надоело за газ не платить, если вы - ну, совсем устали, то можете половину заплатить. С другой стороны, однако, один из внесенных в Думу антикризисных правительственных законопроектов устанавливает оплату акциза на газ по факту отгрузки.
Это имеет непосредственное отношение к тому излюбленному тезису сторонников всенародной любви к «Газпрому» (дает каждый пятый рубль бюджета), который мы обсуждали в Полит.РУ недавно. Что, мол, это все-таки не вполне «Газпром», а прежде всего - российский газ дает каждый пятый рубль. - Так вот идея в том, что, если государство передало концерну фактически монопольные права на этот газ, то платить за это право он должен безусловно и в первую очередь. В конце концов, система, при которой цена на газ заведомо превышает возможности потребителя и газ ему отпускается бесконечно в долг, это проблема прежде всего самого «Газпрома», а не всей страны, передавшей концерну права на свой газ.
Но не тут-то было. Прагматический коммунист и спикер Г.Селезнев заявил вчера газете «Время МН», что о принятии этого законопроекта не может быть и речи. Это совсем, мол, надо не понимать нужд трудового населения и издеваться над культурой, наукой и здравохранением, чтобы идти против «Газпрома». Да и на вчерашнем заседании бюджетного комитета, где обсуждались правительственные законопроекты и при том наиболее лояльным к правительству образом, защита «Газпрома» была объявлена приоритетной в деятельности Думы. Так, например, законопроект о взимании НДС по факту отгрузки был завернут на том основании, что он ударит в том числе и по «Газпрому». - На этом фоне весьма примечательно, что, согласно вчерашним сообщениям, Ельцин не подписал принесенный ему Кириенко проект декоративного указа о снижении тарифов «Газпрома», а оставил у себя - почитать. Весьма вероятно, что именно он станет одним из рычагов торга с «Газпромом» за поведение Думы: если она не примет некоторый минимальный пакет, увеличивающий поступления в казну, то в указе могут появиться коррективы не в пользу «нашей крыши».
Думские ужимки и прыжки сейчас определяются одной задачей: ругая правительственную программу, изобразить ее вдумчивое обсуждение и, приняв часть законопроектов, минимализировать собственную ответственность за возможную девальвацию. Поэтому, забавным образом, комментарии представителей фракций совершенно ничем не отличаются в содержательной части, а лишь разнятся своей персонажной риторикой: коммунист должен выглядеть оппозиционно, НДРовец - государственно и экономически основательно, а яблочник - принципиально.
Параллельно, однако, думцы готовят себя запасные аэродромы. В отличие от политических вопросов здесь вообще нет никаких намеков на разногласия, а просто восторженное единодушие младших школьников, принимающих в день непослушания закон о бесплатной раздаче мороженого. Яблочник и жириновец бросаются в экстазе на шею друг другу. - Честное слово!!
Представляла поправки к закону о статусе депутата в прошедшую пятницу принципиальная «яблочница» Мизулина, а Дума, выслушав очередную поправку, разражалась шквалом аплодисментов и приняла их все 369 голосами «за». А поправки такие (следите за мыслью!):
- если Думу распускают, то депутату обязаны выплатить всю зарплату за то время, что он не доработал (а зарплату у думца как у федерального министра);
- депутату предоставляется право выкупить служебную квартиру;
- в качестве жилья депутату, по его выбору, предоставляется номер в гостинице или служебная квартира, или компенсация денежная из расчета стоимости двухместного номера в гостинице высшей категории на протяжении всего срока полномочий; деньги эти он, в принципе, должен на беспроцентной основе вернуть в конце срока, а вот, если распустят, - то не должен.
Последнее поистине восхитительно. Дело в том, что большинство думцев в политике не новички и уже успели обзавестись квартирами (в частности, бесплатными в прошлый срок думских полномочий). - Так что ж им как козлам каким теперь сидеть без приза?! Восхитительно даже не само корыстолюбие, а эта радостная и беззастенчивая наглость, детский ажиотаж. И, конечно, - долгожданный консенсус, когда ретроград и демократ, забыв про распри и обиды, хлопают и хлопают ладошами приятной женщине Елене Мизулиной, которая строгим юридическим языком предлагает им нахапать побольше денег. - Так что парламенту «яблочники» нужны. Вот, к примеру, та же Мизулина очень активно все время что-то рассказывает в телеке про комиссию по импичменту. Ну, к примеру, вылезает какой толстомордый коммунист говорить про импичмент - гадость, и все. Никто даже слушать не будет - надоело. А тут культурная, принципиальная женщина говорит: надо, говорит, соблюдать процедуру, выработать регламент. И вся дешевая комедия приобретает некий вид, блеск какой-то, знаете. И интеллигентные люди делают погромче звук: чего, чего? это - Мизулина, из «Яблока».
«Я отведу тебя в музей, сказала мне сестра...»
Грустно. Тошнит.