Проект Константина Преображенского и Стивена Маклая "Выборы для чайников" призван в простой и доступной форме рассказывать о политических партиях и политиках России. Проект открывается публикацией, посвященной перспективам заявленного проекта "Жизнь+Родина+Пенсионеры".
Это неправда. Никакой «второй силы» этой осенью не возникнет. Конечно, новость об объединении партий Родины и Жизни (и примкнувших к ним Пенсионеров) обсуждалась очень оживленно. «Партия второй ноги», «левая оппозиция» – все эти определения (одно из которых, как считается, принадлежит кремлевскому политтехнологу Владиславу Суркову) должны были приоткрыть сердца неравнодушных (к выборам) избирателей навстречу важности этого события. Или, хотя бы, солидности этого события.
Все избирательные объединения впервые обкатывались на думских выборах 2003 года, где показали вполне пристойный результат. Пенсионеры набрали 3,09%, «Родина» так и вообще преодолела пятипроцентный барьер (9,02%). Подвела, пожалуй, Жизнь, заявившаяся на выборы вместе с «Партией возрождения России» экс-спикера Геннадия Селезнева, но и 1,88% - было для этого проекта вполне почетным результатом.
Не получится. Есть большое «но» – арифметически электорат не складывается – избирателю еще нужно будет доказать, что объединились именно те, за кого он по каким-то причинам голосовал в 2003 году. А сделать это будет довольно сложно. На сегодняшний день, по социологическим опросам (доверять им или не доверять – это тоже сложный вопрос) рейтинг партии Жизни с Родиной составляет по выборным регионам 9-12 процентов в зависимости от региона. Что сравнимо, с одной стороны, с долей неопределившихся «протестников», и, с другой стороны, несильно отличается от рейтингов той же «Родины» до объединения. Больше того – если не случится какого-то чуда, РПЖ с союзниками может уступить по результатам выборов КПРФ и (возможно) ЛДПР. А это будет несомненным провалом для объединения, обещавшего поставить нашу страну на ноги. Представляю, как это будет обидно!
Совершенно верно. Эта песня – отличная иллюстрация для того, чтобы взглянуть на позиционирование нового блока и с точки зрения маркетинга. Казалось бы! У кошки имеются и четыре ноги, и длинный хвост! Ну чего еще надо? А вот, поди ж ты... Её хочется пожалеть, но голосовать за неё не хочется, голосовать за неё не пойдешь. В некоторой степени, это наследие, так называемого «теплого PR-а», которым всю дорогу злоупотребляли идеологи РПЖ. Приведем пример:
Невероятно трогательная история! Живописная картина! Прекрасная иллюстрация! Но эффект производит совсем не тот, которого добивались пропагандисты-жизненцы.
Конечно, есть. И вот – самый главный: административный ресурс пополам не делится.
Считается, что проект получил одобрение у Владимира Путина. Однако само по себе одобрение президента вряд ли может гарантировать безоблачную жизнь. Правда, жизненцам разрешили использовать изображение президента в ходе своей предвыборной кампании. Но только в Липецке.
Жизненцы поспешили продемонстрировать внимание к себе и главного политменеджера России – Владислава Суркова – выложили стенограмму мартовской встречи Суркова с партийцами (еще необъединенными). Впрочем, из той же стенограммы становится ясным, что никакой административной поддержки человек, похожий на Владислава Суркова, жизненецам не гарантировал. Иными словами, он проводил их в свободное плавание без спасательного жилета.
Это так и есть. На левом поле очень серьезная конкуренция. Первым конкурентом «Жизни» станут, разумеется, коммунисты. Традиционный стабильный электорат, разветвленная сеть отделений, работа с избирателем за счет использования актива – все это до сих пор считается сильной стороной КПРФ. Ничем подобным «партия Жизни» похвастаться не может.
Есть и другие претенденты на левую нишу: «Патриоты» Геннадия Семигина, и региональные «экс-родинцы», значительная часть которых восприняла объединительный процесс без должного энтузиазма.
При этом все левые партии обещают избирателю одно и то же – что они будут:
Перед вами программа любой российской партии. Партия Жизни в 2003 году позиционировалась, как партия поддержки президента. Эта же идея эксплуатировалась мироновцами на выборах президента (среди москвичей за Мироновым закрепилось выражение «друг Путина»). Но партий поддержки президента в России завались! Это практически все силы, так или иначе, присутствующие в политическом поле. За исключением совсем уж маргиналов, в основном, играющих на поле молодежной политики. Все остальные – за Путина. И все спорят с правительством и критикуют «Единую Россию». Как свидетельствуют агитационные печатные материалы (АПМ) жизненцев они также, не мудрствуя особо, сосредоточились на «конструктивной критике» «партии власти». Что по большому счету бессмысленно. Ну и ладно.
Однако основной проблемой жизненцев является то, что на левом поле играет и сама «Единая Россия». И если оппозиционным партиям трудно что-то демонстрировать избирателю, то ЕР спокойно запишет себе в актив все достижения федерального и регионального уровня в социальной сфере (Владимира Путина, губернатора и отчасти свои собственные). Повышение зарплат бюджетников, национальные проекты, строительство школ, ремонт домов – все это станет безусловной заслугой единороссов. А провалы будут эффективно списываться на недоработки федерального-как-им-не-стыдно-правительства.
Кроме того, отсутствие узнаваемых лидеров также является большой проблемой для «Жизни». Харизматики Рогозин, Глазьев, Гартунг – действительно яркие персонажи. Рейтинг узнаваемости новых лидеров (Зотова и Бабакова) партий близок к нулю.
Проблема лидера весьма серьезна и отсутствие харизматического и яркого главы партии ставит серьезное препятствие.
Конечно, это яркие фигуры, но спросите сами себя: верите ли вы в то, что они будут держаться за партию Жизни и дальше? Может быть, им просто не хватило места в региональных списках «Единой России». Списки же не резиновые.
А сейчас – и по количеству ярких фигур, федеральное ЕдРо намного опережает жизненцев. На каждого Ройзмана найдется Розенбаум.
Действительно, эти опасения не напрасны. Проект может заглохнуть существенно раньше. Скорей всего, финансирование объединенного партийного проекта на федеральном уровне предусмотрено до подведения результатов региональных выборов (выборы состоятся 8 октября). И если «объединенные левоцентристы» не докажут потенциальным спонсорам свою административную и электоральную привлекательность, им не удастся уговорить бизнес продолжать спонсировать проект.
«Полит.ру» уже цитировал политолога Дмитрия Орешкина: «пока у Миронова налицо – если не считать Бабакова из «Родины» источником денежных средств – достаточно ограниченные финансовые ресурсы». Между тем, как бизнес, который может выступить потенциальным спонсором второй партии в предстоящих выборах, предпочитает вкладывать средства в ЕР. Убедить бизнесменов в привлекательности нового проекта будет практически невозможно. Для этого нужно триумфальное (как минимум) выступление на региональных выборах. А «новая оппозиция» пока претендует на результат в районе 10 процентов.
Их - выше крыши! До избирателя пытаются донести идею, что партии уже объединились, но идея эта пока воспринимается неважно. Причин для этого много – от существования независимых штабов партий и необъединенного по сути актива до отсутствия общей символики.
В Подмосковье, например, партийцы используют актив «Родины» (у «Жизни» его, похоже, вообще нет), причем, используют старые «родинские» майки и флаги. Лидеры общественного мнения в регионах также активно поддерживают ЕР, и не очень активно стремятся в партию родины и жизни. А самое главное – в «группу поддержки» губернаторы вообще не вошли.
Губернаторы, как известно, на региональных выборах поддерживают «Единую Россию». Список свердловских единороссов возглавил губернатор Россель, пермских – Чиркунов, липецких – Королев… Список можно продолжить. Губернаторы в большинстве российских регионов являются абсолютными лидерами общественного мнения в сфере политической и именно их присутствие будет определять выбор избирателя. А они присутствуют в списках «ЕдРа».
Мотивация лидеров регионов проста: губернаторам крайне невыгодно дробить региональные элиты и региональный бизнес на «условных жизненцев» и «условных единороссов». А в регионе вроде Липецкой области, где областной центр (и значительная часть областного бюджета) зависит от Новолипецкого металлургического комбината – это и вовсе невозможно.
Константин Преображенский и Стивен Маклай
Проект «Выборы для чайников»