Мы публикуем второй раздел (предложения по реализации) ежегодного экономического доклада «Деловой России» «Основные направления «Политики Роста» (полностью документ доступен на сайте «Деловой России»), подготовленного экспертным советом этой организации (Антон Данилов-Данильян, Сергей Васильев, Александр Аузан и др.) и широко обсужденного с представителями "среднего" бизнеса.
Данный доклад был представлен 15 марта в рамках диспута на экономическом факультете МГУ (оппоненты – ректор «Высшей школы экономики» Евгений Ясин, председатель комитете Госдумы по собственности Виктор Плескачевский и др.). Несмотря на свойственной культуре написания экономических программ в России компилятивности (немного обо всем), данный текст имеет, кажется, ясный и сильный стержень.
Во-первых, развитие общественной и политической позиции организации бизнеса – в том числе создание органа досудебного разбирательства внутри предпринимательского сообщества и создания общих саморегулирующих правил в бизнес-среде. Во-вторых, требование к государству по проведению настоящей налоговой реформе (то есть такой, которая позволит конкурировать бизнесам, а не схемам ухода от налогов и коррупционным механизмам), откуда предложения по снижению ЕСН до 15% с одновременным введением прозрачных механизмов и критериев налогового администрирования. И, в-третьих, требование к разумному использованию ресурсов хорошей внешней конъюнктуры для развития, откуда следуют предложения созданию новых и реформированию существующих институтов в кредитной и инвестиционной сфере.
Главная задача сегодняшнего дня – экономический рост. Только обеспечив стабильный сбалансированный рост экономики, мы сможем решить проблему повышения уровня благосостояния и улучшения качества жизни наших граждан, сможем победить бедность, ликвидировать огромный разрыв между бедными и богатыми.
Поддерживая основные реформы, проводимые Правительством РФ, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» обращает внимание на то, что подавляющее большинство из них относится к социальной сфере и сфере перераспределения. Эти реформы должны быть дополнены комплексом мер, нацеленных на быстрое развитие производства, особенно в области высоких технологий. Видимые успехи в экономике и социальной сфере не должны затмевать наличия массы нерешенных проблем, которые требуют активных действий со стороны Правительства РФ и Банка России при мощной поддержке бизнеса и всего общества.
Выводы из приведенного в первом разделе настоящего доклада экономического анализа, подготовленного специалистами Центра макроэкономических исследований компании БДО «Юникон», подтверждены членами Экспертного совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», объединяющей в своих рядах опытных специалистов – как экономистов, так и представителей бизнеса различного уровня и отраслевой принадлежности.
Это позволяет нам обратиться к Президенту Российской Федерации, Правительству, иным государственным органам, предпринимательским объединениям и структурам гражданского общества со следующими выводами и сделанными на основе этих выводов предложениями, обеспечивающими реализацию «Политики роста».
1. Создание условий для экономического роста
Проведенный в разделе 1 настоящего доклада анализ показывает, что без продолжения курса на изменение макроэкономических условий в сторону дальнейшей либерализации Россия обречена на углубление сырьевой специализации и снижение темпов роста. Условия ведения бизнеса в России по-прежнему недостаточно конкурентоспособны по сравнению со многими другими странами, что обрекает нашу страну на поражение в борьбе за инвестиции.
Главный вывод, сделанный «Деловой Россией», – сложившиеся уникальные предпосылки (стабильность финансовой ситуации, благоприятная конъюнктура мировых товарных рынков, возможность оперативного принятия решений как следствие политической консолидации в стране) необходимо использовать для ускорения экономического развития, диверсификации экономики, снижения до минимума зависимости от экспорта сырья.
От политики стабилизации необходимо перейти к «Политике роста»
Правительство должно изменить приоритеты: вместо антикризисной политики удержания инфляции необходимо сконцентрировать усилия на стимулировании роста товарного производства, опережающего роста денежного предложения, а также активной государственной экономической политике по развитию рынка, свободной конкуренции, стимулированию инвестиций, прежде всего в несырьевой сектор, в малый и средний бизнес.
Основным принципом «Политики роста» должен стать принцип эффективного партнерства государства и бизнеса, направленного на развитие полноценного рынка, отечественного производства, защиту частной собственности.
Нормализовать отношения в треугольнике
«власть – бизнес – общество»
Бизнес – такая же часть общества, как и власть. Решить вставшие перед нашей страной проблемы возможно только в гармоничном взаимодействии всех общественных групп страны.
Поддержка широкими слоями общества проводимых в стране экономических преобразований – непременное условие их реализуемости и эффективности. Расширяющееся сотрудничество власти с бизнесом и бизнеса с другими слоями общества является залогом укрепления инвестиционного климата в стране, социальной стабильности и обеспечения высоких темпов экономического роста.
Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» вынуждена констатировать отсутствие как в обществе, так и во власти правильного понимания роли бизнеса в экономике и социальной сфере. Чиновники всех рангов смотрят на предпринимателей, собственников, высших менеджеров и инвесторов прежде всего как на лоббистов, преследующих корыстные антигосударственные цели, и как на источник незаконного увеличения доходов государственных и муниципальных служащих. Простые граждане, включая большинство предпринимателей без образования юридического лица и иное самозанятое население, относятся к вставшему на ноги бизнесу с недоверием, часто даже с осуждением и неприятием к их удаче и высоким заработкам.
Оба взгляда имеют под собой объяснимую основу в виде стереотипов советского прошлого, особенностей молодого «рваческого» бизнеса в России начала 90-х годов, низких доходов чиновников и пр. Отсутствие детального законодательства, регламентирующего взаимоотношения бизнеса и государства, и традиций корпоративной этики и стандартов в деловом сообществе привело к тому, что вакуум во взаимоотношениях между деловыми кругами, государством и обществом был быстро заполнен системой неформальных «теневых» отношений. В результате была создана основа как для административного произвола со стороны государства в отношении предпринимателей, так и для игнорирования предпринимателями действующего законодательства путем установления неформальных отношений с отдельными представителями власти.
Однако объективный характер этих взглядов не повод для пассивного их восприятия. Сложившееся отношение к бизнесу надо преодолевать, в том числе на основе правильного понимания роли бизнеса в экономике и социальной сфере.
Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» убеждена, что в основе рыночной экономики лежит деловая активность людей, их стремление обеспечить лучшую жизнь себе, своим семьям, своим потомкам. Предприниматели – люди, наилучшим образом реализующие деловую активность и тем самым обеспечивающие себе высокие доходы, а другим – выпуск конкурентоспособной продукции, рабочие места, достойную зарплату и налоги, а стало быть, экономический рост страны и социальную стабильность в обществе. Поэтому предпринимательство не менее значимо для страны, чем государственные органы и профсоюзы, научные институты и музеи, школы и больницы, СМИ и армия.
С другой стороны, власть в сфере экономики призвана отнюдь не только создавать равные условия для различных участников предпринимательской деятельности. Поощрение конкуренции, реализация антимонопольной политики – лишь необходимое, но отнюдь не достаточное условие для обеспечения устойчивого долгосрочного роста. Государство должно исправлять перекосы рынка, не допускать однобокого развития одних отраслей в ущерб другим. Применительно к России это означает разработку комплекса мер по недопущению закрепления сырьевой ориентации нашей экономики.
Предложения:
Дальнейшее развитие России невозможно без кардинальной реформы административной системы государства, главной целью которой должна стать ликвидация непомерного административного бремени, которое испытывают все граждане России и прежде всего представители делового сообщества.
Российский бизнес неоднозначно оценил результаты завершившихся этапов административной реформы. С одной стороны, проведена инвентаризация выполняемых государственными органами функций, разделены функции правоустановления, правоприменения и контроля между различными типами федеральных органов исполнительной власти. С другой стороны, налицо разрыв между реально исполняемыми и фактически прописанными функциями, продолжается неразбериха в ведомственном подчинении организаций, затормозилась реализация реформы технического регулирования.
Мало внимания уделяется поддержке создания и развития существующих саморегулируемых организаций и профессиональных ассоциаций (объединений). Не идет процесс передачи им части регулирующих функций органов государственной власти, которые они смогут выполнять более эффективно. Сохраняется раздробленность единого экономического пространства страны, продолжается разделение предпринимателей на «местных» и «неместных», что является грубейшим нарушением статьи 8 Конституции России.
Предлагается:
модернизировать действующее законодательство в направлении установления персональной ответственности государственных и муниципальных служащих за нарушения, допущенные в ходе контрольных и надзорных мероприятий;
полностью исключить возможность принятия внесудебных решений должностными лицами по приостановлению хозяйственной деятельности;
реализовать принцип «одного окна» не только при регистрации юридических лиц, но и при любом обращении предприятия или гражданина в государственный орган;
как того требует Конституция (ст. 55, п. 3), не допускать ссылок на ведомственные акты при предъявлении обязательных требований, ограничивающих права и свободы предпринимателей;
приступить к проведению программы усиления взаимодействия бизнеса и административных органов совместно с ФАС России, Экспертным управлением Президента Российской Федерации и всеми заинтересованными предпринимательскими объединениями. Ввести в повседневную практику использование журнала посещения предприятий представителями различных инспектирующих организаций;
создать в рамках работы Общественной палаты и Комиссии по борьбе с коррупцией при Президенте России специальный общественный Комитет по досудебному рассмотрению связанных с коррупцией претензий предпринимателей к чиновникам и государственных органов к представителям бизнеса.
Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» убеждена, что Россия превратится в богатую процветающую страну только тогда, когда основу ее экономики будет составлять динамично развивающийся и социально ответственный частный сектор, получающий полную поддержку со стороны государства и активно участвующий в решении всех проблем развития российского общества. Задача бизнеса и государства – преодолеть апатию и скепсис во взаимных отношениях и создать мотивационные стимулы для экономически активных слоев общества.
Создать благоприятные экономические условия для развития предпринимательства
Экономический рост невозможен, если не созданы выгодные условия для развития бизнеса. Если в стране неконкурентоспособная система административного, налогового и таможенно-тарифного регулирования, которая не создаёт мотивов развития, не благоприятствует инвестиционному климату, не обеспечивает равных условий конкуренции, то рынок здесь развиваться не будет, бизнес найдет другие, более выгодные места для вложения своих средств. Это произошло, в частности, при повсеместной оффшоризации нашей экономики, когда бизнес, не доверяя государству, предпочитал выводить всю свою прибыль в иностранные оффшорные зоны , а не вкладывать в развитие России.
Нам необходимо решить приоритетную задачу создания в России благоприятных условий для развития бизнеса, в первую очередь несырьевого и малого и среднего бизнеса, для вывода его из тени.
Необходимо от налоговой системы, ориентированной прежде всего на фискальные цели, перейти к использованию системы «налогов развития»:
с целью стимулирования бизнеса к переходу к полной прозрачности снизить ставку ЕСН до 15% . Для уменьшения рисков снижения доходов Российского пенсионного фонда на переходный период в два года нужно снизить ставку только для малых и средних предприятий (с оборотом до 1,5 млрд. рублей в год), затем, в зависимости от результатов и объёма поступлений налога - для всех остальных предприятий;
для создания условий активного освоения малых и средних месторождений и увеличения эффективности уже используемых, вовлечения в бизнес ресурса небольших компаний, занимающихся добычей полезных ископаемых, ввести дифференциацию ставок НДПИ в зависимости от исчерпанности эксплуатируемых месторождений, их расположения по отношению к транспортной инфраструктуре, рынкам сбыта и комплекса других показателей;
восстановить 50-процентную льготу по налогу на прибыль, направляемую на прямые инвестиции (капиталовложения), а также в сферы образования и науки;
расширить практику применения инвестиционного налогового кредита путем снижения бюрократических барьеров при его получении с одновременным совершенствованием мер, обеспечивающих возврат получаемых средств и судебный контроль над органами, в чьей компетенции находится принятие решений о предоставлении такого кредита;
ввести механизм ускоренной (с коэффициентом «3») амортизации на новое оборудование;
отменить все импортные пошлины на технологическое промышленное оборудование, аппаратуру и приборы, ввозимые в Россию, в целях обеспечения ускоренной модернизации технологического парка российских предприятий;
разрешить выплаты НДС как по импортному оборудованию, так и по оборудованию, покупаемому внутри страны, в соответствии с графиком начисления амортизационных платежей;
в целях более широкого использования упрощенной системы налогообложения и более активного создания новых малых предприятий повысить для малых предприятий планки по доходам от реализации до 30 млн. рублей и по численности персонала до 200 человек;
по завершении перехода на систему «налогов развития» ввести 10-летний мораторий на любые изменения налогов, не связанных с индексацией сумм по инфляции.
Улучшить налоговое администрирование:
упростить систему бухгалтерского учёта, перейти от ежеквартальной к ежегодной отчетности;
перейти на взимание ЕСН единым платежом («Единый налог – единая платежка»), реализовав принцип «одного окна» в сфере администрирования ЕСН;
обеспечивать безусловный возврат в 10-дневный срок НДС всем экспортерам, одновременно ужесточив персональную уголовную ответственность руководителей предприятий, участвующих в незаконных операциях по лжеэкспорту;
запретить проведение налоговых проверок одного предприятия чаще, чем 3 раза в год, в том числе налоговыми инспекциями разного уровня. Проверки качества работы нижестоящих инспекций должны проводиться без запросов новых документов у предприятий. Объединять в одну проверку работу по оценке правомерности уплаты разных налогов. Ужесточить критерии продления срока проведения проверок;
упорядочить полномочия налоговых органов, избавиться от многочисленных отсылочных норм в законодательстве, позволяющих контролерам трактовать те или иные положения по своему усмотрению;
с целью анализа и обобщения судебной практики, выработки рекомендаций по применению налогового законодательства в наиболее важных и сложных ситуациях следует рассмотреть целесообразность создания при Высшем арбитражном суде экспертно-консультативного совета по налогам с участием представителей исполнительной и законодательной властей, бизнеса и науки;
на смену практике сбора пеней и штрафов должна придти налоговая профилактика, для чего следует закрепить право налогоплательщиков превентивно оспаривать разъяснения финансовых и налоговых органов в суде;
развить институт мирового соглашения налогоплательщиков и налоговых органов в судебном процессе. Стимулом к заключению мировых соглашений может быть только реализация на практике принципа возмещения расходов на защиту в налоговых спорах, а также оплаты налоговыми органами государственной пошлины в случае проигрыша судебного дела;
законодательно ввести единый 5-процентный критерий при определении крупного размера уклонения от уплаты налогов с одновременным установлением административной ответственности за «некрупное» уклонение, а также включением в уголовное законодательство специального порядка освобождения от ответственности за налоговые преступления;
установить трёхлетний срок исковой давности по налоговым претензиям.
Поддержка развития малого и среднего бизнеса
Необходимо преодолеть сложившийся еще с советских времен стереотип гигантомании в экономике, избавиться от представления о том, что динамичный экономический рост связан прежде всего с развитием крупного производства. Сейчас фактически вся экономическая система России строится на поддержке развития крупного, в основном сырьевого бизнеса.
Мировой опыт свидетельствует о том, что только малый и средний бизнес способен обеспечить необходимые темпы роста страны при одновременном сохранении быстрой адаптации к изменяющимся внутренним и мировым условиям конкуренции. Так, если доля малого бизнеса в ВВП Великобритании составляет около 60%, Китая – около 35%, то в России, по разным оценкам, – от 7% до 17%.
Малый и средний бизнес – наш потенциал развития, и «Деловая Россия» видит основную задачу экономической политики государства прежде всего в создании благоприятных условий для развития именно этих секторов экономики.
Предлагается:
- государству и бизнесу приступить к реализации совместной программы строительства не менее 100 технопарков по всей территории России, утвердив порядок и сроки использования их площадей малыми предприятиями, обладающими перспективными инновационными технологиями;
- по аналогии с практикой в США закрепить обязательность передачи победителями конкурсов не менее 30% от полученного государственного заказа малым предприятиям-подрядчикам;
- узаконить право граждан на уведомительное ведение семейного бизнеса на основе ежегодно оплачиваемого патента и без права найма сторонней рабочей силы;
- организовать обучающую программу по малому бизнесу в утренние часы на ОРТ или РТР;
- запретить создание унитарных предприятий и участие органов государственной власти и местного самоуправления в уставных капиталах любых новых организаций (мораторий сроком на 10 лет), иначе как по решению Президента России;
- дать более четкие, чем сейчас, определения «злоупотребления доминирующим положением», допустимых видов и случаев предоставления государственной помощи малым и средним предприятиям;
- расширить с 3 до 10 млрд. рублей объем гарантий федерального бюджета, предоставляемых Российскому банку развития для кредитования малого бизнеса.
2. Создание «инструментов роста»
Инструменты роста – это целая сеть организаций разных форм собственности и управления, деятельность которых координируется государством и обеспечивает реализацию соответствующей экономической политики. Эффективный контроль над деятельностью этих организаций – насущная задача не только государственных органов, но и предпринимательского сообщества. Такой контроль возможно обеспечить, если проводить внешний аудит ведущих мировых фирм, а также следовать нескольким важным принципам, среди которых выделим следующие:
1) Не навязывать бизнесу проекты, в которых он не видит экономического смысла, даже в тех случаях, когда подобные проекты с успехом реализовывались за рубежом. Привлекать квалифицированных внешних экспертов для определения и анализа эффективности вложения средств.
2) Максимально строго регламентировать процесс принятия исполнительными органами названных организаций решений, в частности, по отбору отдельных проектов. Обеспечивать прозрачный механизм распределения финансирования (в противном случае соответствующий инструмент будет служить не экономическому росту страны, а интересам отдельных лоббистов).
3) Деятельность «инструментов роста» должна способствовать развитию конкуренции, в том числе через выравнивание норм прибыли в различных отраслях экономики с акцентом на высокотехнологичные и стратегические производства.
Реализуя «Политику роста» с опорой на вышеуказанные принципы, государство может повысить эффективность своих действий, если начнет использовать неоднократно опробованные в мировой практике «инструменты роста».
Предлагается создать:
Федеральное и региональные инвестиционные агентства,
система которых должна иметь форму частно-государственного партнерства и инвестировать до 35% средств в основной капитал компаний для обеспечения ими финансирования проектов развития. Остальные средства должны вкладываться частными инвесторами или привлекаться в виде проектного финансирования. Наполнение активов фонда должно происходить за счёт стартового капитала, предоставленного государством, из негосударственных, в том числе иностранных источников и от размещения собственных ценных бумаг на свободном рынке.
Российский банк развития,
задача которого – кредитовать компании малого и среднего бизнеса в форме проектного финансирования. Банк развития уже создан в нашей стране; необходимо в ближайшее время чётко определить порядок его функционирования и обеспечить соответствующими ресурсами под новые задачи.
Агентство по гарантированию иностранных инвестиций
для предоставления гарантий инвесторам по политическим и другим рискам, не связанным с их текущей экономической деятельностью. Источником гарантий может стать специальный гарантийный фонд федерального бюджета, образуемый на принципах, схожих с принципами наполнения стабилизационного фонда, либо сам стабилизационный фонд.
Агентство по страхованию потребительских кредитов
для страхования рисков невозврата кредитов, выдаваемых коммерческими банками физическим лицам на приобретение отечественных товаров длительного пользования (в размере до 25% от потребительского кредита).
Агентство по страхованию экспортных операций -
частно-государственное агентство, берущее на себя страхование рисков российских экспортеров в каждой стране - получателе российской экспортной продукции, что будет стимулировать экспорт машинотехнической продукции и российских технологий.
Агентство по страхованию ипотечных кредитов -
частно-государственное агентство, берущее на себя страхование до 25% рисков невозврата физическими лицами выдаваемых коммерческими банками ипотечных кредитов.
Фонд кредитования инфраструктурных проектов,
осуществляющий адресное финансирование за счет бюджетных средств и банковского кредитования конкретных проектов в рамках частно-государственного партнерства, связанных с созданием транспортной, производственной инфраструктуры, комплексным развитием территорий, реализацией федеральных и региональных целевых программ. Прозрачная система управления деятельностью фонда должна обеспечиваться путем привлечения независимых директоров от бизнес-сообщества (и даже специализированных независимых управляющих компаний) в управляющие органы банка.
Агентства взаимного кредитования малого предпринимательства
Государство должно стимулировать и законодательно максимально упростить схемы кредитования малых предприятий; поощрять формы касс взаимопомощи и кредитных товариществ; разрешить кредитование субъектов малого предпринимательства наличными денежными средствами; предусмотреть выделение бюджетных средств в агентства взаимного кредитования в качестве стартового капитала.
Российский фонд технологического развития
реализует мероприятия по созданию условий, обеспечивающих сохранение и развитие научно-технического потенциала России, и поддержке прикладных НИОКР, направленных на совершенствование технологической базы страны. Он осуществляет государственную инновационную политику, определяет первоочередные государственные интересы в области инноваций и адресного финансирования перспективных научных разработок и их последующего внедрения в производство.
Фонд содействия развитию малых форм в научно-технической сфере
берет на себя проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере; оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий; создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Оба последних фонда должны быть значительно докапитализированы государством как за счет средств федерального бюджета, так и за счет ресурсов частных компаний после их акционирования.
«Деловая Россия» ставит своей задачей в 2005 г. осуществить совместно с Правительством РФ в рамках работы Совета по конкурентоспособности и предпринимательству:
- разработку детальных концепций перечисленных «инструментов роста»;
- подготовку предложений о порядке организации данных агентств и фондов;
- разработку их уставных документов и иной нормативной документации в рамках действующего законодательства;
- обоснование изменений и дополнений действующего законодательства в случае его несовершенства применительно к конкретным «инструментам роста».
3. Развитие финансовой системы, обеспечение роста экономики оборотным и инвестиционным капиталом
Проводить стабильную валютную политику, отдающую на ближайшие 5 лет предпочтение опережающему предложению денежной массы для финансирования проектов развития и одновременному контролю за инфляцией.
Для развития экономики и роста промышленного производства нужен оборотный и инвестиционный капитал – «бензин экономики».
Одной из основных функций государства должно стать максимальное содействие предприятиям в обеспечении их этим капиталом, предложению денежной массы для финансирования проектов развития.
При этом основным инструментом борьбы с инфляцией должно быть не ограничение денежной массы, находящейся в обращении, а всемерное стимулирование появления новых производств конкурентоспособных товаров и услуг, спрос на которые уравновешивает эмиссию и рост гарантийных обязательств.
Инфляционно безопасное расходование бюджетных средств не миф, а реалистичная политика, проводившаяся в разное время многими государствами мира. Конечно, если тратить бюджетные ресурсы на активную индексацию зарплат, пенсий, пособий, денежного довольствия, то инфляция вряд ли уменьшится. Но если делать акцент на проекты в области транспортной и производственной инфраструктуры, гарантийную поддержку ипотеки, экспорта, технологического развития, то товарный потенциал подобных инвестиций полностью устранит риск раскручивания инфляционной спирали.
Формирование финансовых источников роста
Первый источник - переход к системе «налогов развития», что позволит оставить в руках предпринимателей большее количество ресурсов для роста бизнеса. Этот переход может привести к кратковременному (сроком до 1 года) сокращению поступлений в бюджеты и Государственный пенсионный фонд, что отчасти может быть компенсировано средствами Стабилизационного фонда, а также внутренними и внешними заимствованиями.
Второй источник – бюджетные гарантии на сумму не менее половины от величины ежегодного сокращения государственного внешнего долга, а также на сумму активов государственного стабилизационного фонда. При этом доходы бюджета после наполнения стабилизационного фонда необходимо в первую очередь направлять на покрытие выпадающих поступлений Пенсионного фонда, на реструктуризацию внешнего долга путем пролонгации и погашения краткосрочных обязательств, а также финансирование «инструментов роста» и проектов в рамках частно-государственного партнёрства.
Третий источник – «Заём развития» - государственные долгосрочные (до 30 лет) облигации и иные займы, размещаемые на финансовом рынке как внутри страны, так и за рубежом и целевым образом направляемые на создание и докапитализацию и кредитование Российского банка развития и иных «инструментов роста». Опыт развитых государств показывает, что выпуск такого займа будет способствовать не только обеспечению роста инвестиционными ресурсами, но и стабилизации всей финансовой системы государства, удлинению сроков и улучшению условий предоставляемых банками кредитов. Государственные долгосрочные ценные бумаги – неотъемлемый элемент финансовой системы страны.
(Полагаем, что задействование второго и третьего источников на безопасном для финансовой системы страны уровне возможно, если ориентироваться на недопустимость превышения 50-процентной планки отношения государственного долга к ВВП).
Четвертый источник - кредиты банков. Более полное использование этого источника возможно, если:
- банки увеличат долю долгосрочных пассивов в структуре привлеченных средств. Для этого:
- банки ускорят наращивание собственной капитализации. Для этого:
целесообразно упрощение требований государства к оценке активов инвесторов, формирующих уставные капиталы банков;
- Банк России упростит систему и расширит инструменты рефинансирования банков; создаст Фонд финансирования межбанковского рынка.
- Государство примет решение о выведении заложенного в обеспечение кредита имущества из конкурсной массы.
- Государство будет последовательно снижать инфляцию в стране путем реализации реформ в естественно-монопольных отраслях, контроля над ценообразованием в сохраняющихся монополиях, укрепления курса рубля и выправления деформаций на валютном рынке, борьбы с административным капиталом.
- Предприятия-заемщики продолжат курс на обеспечение прозрачности своей деятельности, корпоративной культуры, начнут более профессионально готовить документы на получение кредитов.
Пятый, пока слабо задействованный источник средств для предприятий – это фондовый рынок. Необходимо:
активно пропагандировать полезность превращения частных предприятий в публичные, особенно на фоне повышения инвестиционных рейтингов нашей страны;
развивать систему первичного размещения акций на российском фондовом рынке путем:
упрощения технических требований при подготовке компаний к первичному размещению акций, дополнительным размещениям и эмиссии долговых обязательств;
развития инфраструктуры рынка ценных бумаг и долговых обязательств с помощью расширения листинга действующих и увеличения количества торговых площадок;
стимулирования интереса инвесторов через снижение до 3% налога на дивиденды по акциям компаний, приобретенным в ходе первичного размещения.
4. Разработка программы микрорегулирования экономики
Необходимо в ближайшее время провести детальный анализ и определить ключевые проблемы, сдерживающие развитие производства в каждом отдельном секторе рынка, подготовить среднесрочную индикативную программу стимулирования инвестиций в приоритетные направления, где концентрация ресурсов будет способствовать достижению наибольшего кумулятивного эффекта.
Государственная политика роста в современных условиях – это обеспечение приоритетного развития самых эффективных, передовых отраслей, в основном выпускающих продукцию конечного потребления. Нет ничего зазорного в том, что государство в полном объеме станет использовать имеющиеся у него организационные и финансовые возможности для поддержки развития не только рыночной инфраструктуры, но и конкретных отраслей и стратегически важных производств. Зато принципиально важен выбор формы такой поддержки. Цель – обеспечить максимальную регламентацию принятия соответствующих решений, исключить возможность для коррупции, обеспечить жесткую отчетность и общественный контроль над расходованием государственных ресурсов на эти цели.
Для проведения этой работы при Минэкономразвития необходимо создать группу специалистов с закреплением за каждым сектором экономики двух человек. Эти специалисты должны осуществлять постоянный мониторинг отрасли, формировать и реализовывать микроэкономическую программу, учитывать позицию отрасли при определении условий для вступления России в ВТО и ЕЭП.
Программа поддержки несырьевого экспорта
Если продукция в течение нескольких лет поставляется на экспорт, это верный признак ее высокой конкурентоспособности. Однако, несмотря на это, российские экспортеры часто сталкиваются с ограничениями на отдельных мировых рынках. Еще более жесткие условия предъявляются за рубежом для тех отечественных производителей, которые не имеют опыта экспорта своей продукции. Трудности в первую очередь подстерегают предприятия, осуществляющие экспорт продукции высокой степени переработки и высоких технологий.
Преодоление этих трудностей – совместная забота государства и бизнеса.
Предлагается:
- разработать программы стимулирования экспорта продукции отдельных отраслей промышленности, в первую очередь производителей готовой продукции, путем развития экспортной инфраструктуры – транспортных и энергетических магистралей, портов и пр.;
- подготовить перечень налоговых преференций, предоставляемых любому инвестиционному проекту на территории России, реализация которого позволит наладить новый канал экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;
- изменить оценку деятельности загранпредставительств (торгпредств и экономических отделов посольств), сместив акцент на увеличение темпов роста несырьевого экспорта из России в страну пребывания и темпов роста прямых инвестиций из страны пребывания в Россию. Получив новые принципы оценки своей работы, загранпредставительства станут самым активным образом реагировать на экспортные запросы российских компаний;
- вменить в обязанность каждого загранпредставительства организацию оперативной юридической поддержки экспортеров в случае их дискриминации на внешних рынках, а также при прохождении процедур международной сертификации их продукции.
Поддержка импортозамещения
Импорт – признак наличия платежеспособного спроса. Если товар, аналогичный импортному по качеству, технологически может быть произведен в России, то бизнес будет изучать возможности соответствующих капиталовложений. Государство должно подсказать объем соответствующих рынков, подготовить перечни импортируемых товаров, ранжированных по валютному объему импорта.
Только при совпадении интересов всех сторон, участвующих в реализации импортозамещающего проекта – и государства, и импортеров, и банков, и иностранных партнеров – возможна эффективная политика импортозамещения.
Целесообразно создание в Российском банке развития подразделения для проработки импортозамещающих проектов. Возможно также образование Фонда финансирования импортозамещающих программ в форме саморегулируемой организации, объединяющего как заинтересованные деловые круги, так и государственные и международные финансовые организации. Участие государства в реализации импортозамещающих инвестиционных программ возможно путем предоставления государственных гарантий в размере 25% от стоимости инвестиционного проекта.
Следует иметь в виду, что государство в наибольшей степени заинтересовано в отборе проектов, которые обеспечивают:
- мультипликативный эффект, когда появление импортозамещающего объекта приводит к росту смежных производств;
- возможность своего дальнейшего развития/расширения на долгосрочную перспективу;
- увеличение занятости, особенно в районах с высокой локальной безработицей.
К такого рода проектам можно отнести строительство современных целлюлозно-бумажных и химических комбинатов, различных сборочных производств и пр.
5. Повышение эффективности защиты прав собственности
Для развития рыночной экономики одним из важнейших условий является защита прав собственности –прав каждого гражданина владеть, управлять и в соответствии с законом распоряжаться своим имуществом и средствами производства. Для создания высокой степени защищенности прав собственности прежде всего необходим развитый справедливый свод законов и эффективная, непредвзятая, прозрачная судебная система.
Предлагается:
для обеспечения независимости и непредвзятости принятия решений ввести в практику назначения судей в государственных арбитражных судах третейские механизмы;
с целью совершенствования конституционного судопроизводства и адекватного реагирования на поток жалоб и обращений в Конституционный Суд продолжить развитие процессуальных норм в Законе о Конституционном Суде;
в условиях предоставления широких возможностей для использования в ходе правосудия оценочных категорий и расширения области судебного усмотрения требуется повысить профессиональный уровень судей и специалистов судов, а также усилить общественный контроль за деятельностью судов, обеспечить прозрачность работы судов;
создать специализированные (налоговые, таможенные и иные) суды, призванные решать сложные специальные споры, возникающие в различных сферах экономики. Активнее использовать квазисудебные органы (механизмы), создаваемые деловыми кругами и обществом для разрешения споров. «Деловая Россия» уже создала такого рода механизм - Объединенную комиссию по корпоративной этике. Следующим этапом является создание специального Центра по разрешению корпоративных споров, который будет объединять все виды внесудебных процедур и общественный арбитраж, третейский суд, а также центр медиации (посредничества);
в связи с конституционным требованием и необходимостью исправления высшими судебными инстанциями собственных ошибок предусмотреть в арбитражном, гражданском и уголовном процессуальном законодательстве строгую процедуру пересмотра решений в таких случаях;
установить универсальный срок исковой давности в три года по всем сделкам, а также по всем уголовным и административным статьям, связанным с этими сделками;
внести необходимые уточнения в инвестиционное законодательство с целью практической реализации института «дедушкиной оговорки» (предоставление инвесторам, осуществляющим долгосрочные проекты, гарантий от неблагоприятного изменения налогового и иного экономического законодательства, законодательства о пользовании недрами, контролируемых государством цен и тарифов);
создать Фонд страхования исполнения решений иностранных судов в России, который возьмет на себя гарантии исполнения решений иностранных судов по возмещению сумм, присужденных к выплатам истцам – иностранным юридическим лицам. Фонд формируется за счет государственных и частных средств с последующей компенсацией произведенных выплат за счет ответчика или государства при отсутствии надлежащего ответчика;
продолжить курс на опережающее улучшение материального положения судей.
Разработать и принять новое антимонопольное законодательство
От акцента на выдачу разрешений на слияние компаний и концентрацию капитала необходимо перейти к противодействию злоупотреблениям монопольным положением.
Следует полностью устранить какие-либо запреты на объединение компаний и на создание холдингов. Сведения о таких слияниях должны направляться в антимонопольные органы в уведомительном порядке. В создании крупных транснациональных компаний на базе российского капитала нет ничего страшного; опасность возникает лишь когда такие компании начинают злоупотреблять монопольным положением на внутреннем рынке.
Именно тогда государство вправе применять такие формы антимонопольной борьбы, как принудительное разделение бизнеса, продажу его частей неаффилированным структурам, регулирование цен, закупочной и иной политики монополий.
6. Совершенствование системы подготовки кадров, науки и трудовой иммиграции
В ведущих промышленно развитых странах экономический рост носит качественный характер и основывается на достижениях научно-технического прогресса. В перспективе устойчивое развитие России, ее конкурентоспособность в системе международного разделения труда будут определяться наличием развитой национальной инновационной системы, обеспечивающей реализацию достижений научно-технической мысли. При этом развитая НИС – это всегда следствие мощных систем образования и науки, традиции которых пока еще у нас сохраняются.
К сожалению, в последние 15 лет в России по отношению к образованию и науке фактически осуществлялся жесткий подход, рассматривающий их деятельность как убыточную часть социальной сферы, неизбежное социальное бремя и даже как дополнительный резерв для сокращения расходов федерального бюджета. По доле затрат на науку в ВВП (1,16% в 2001 г.) Россия не дотягивает даже до Чехии (1,35%); в Австралии, Австрии, Бельгии, Норвегии и Нидерландах - странах со средним по величине научным потенциалом - этот показатель составляет 1,5-2%, в Германии, Южной Корее, США, Швейцарии и Японии - 2,5-3%. Эти цифры убеждают, что без кардинального изменения государственной политики в отношении науки и образования этот разрыв может стать непреодолимым.
В настоящее время назрела необходимость формирования стратегий развития образования и науки, учитывающих современные экономические условия и основные направления социально-экономического развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что развитие науки и образования самым существенным образом зависит от эффективности государственной поддержки.
Вместе с тем система профессионального образования у нас в стране в настоящее время неэффективна, не ориентирована на потребности рынка труда – огромное количество специалистов, которых выпускают российские учебные заведения, не находят работы, тогда как в экономике существует огромный дефицит квалифицированных трудовых ресурсов.
Подбор кадров также осложняют проблемы как внутренней, так и, особенно, внешней трудовой миграции, которая вызвана неоправданной жесткостью и нерыночными основами иммиграционного законодательства.
Предлагается:
включить научно-образовательную сферу в группу приоритетных направлений финансирования из средств федерального бюджета, четко разграничить полномочия (с учетом политики в области субвенций из федерального бюджета) в финансировании системы образования между федеральным бюджетом, бюджетами регионов и муниципальных образований;
разработать новую систему бюджетного финансирования сферы профессионального образования, исходя из объективных критериев оценки эффективности по конечному результату - количества и качества выпущенных специалистов;
четко координировать программы обучения в вузах с потребностями в кадрах у предприятий, организаций и потребностей рынка труда в целом;
с целью постоянного мониторинга и оценки качества работы учебных заведений в области профессионального образования, создать рейтинговое агентство в форме саморегулируемой организации участников рынка;
обеспечить системную интеграцию образования и науки путем создания новых форм образовательных учреждений, например, научно-образовательных комплексов на базе университетов. Государственную поддержку соответствующих мероприятий целесообразно осуществлять через бюджетное финансирование объединенной Федеральной целевой программы на базе программ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 гг.» и «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы»;
постоянно соотносить требования учебных программ с мировыми тенденциями во всех областях человеческой жизнедеятельности;
создать систему отбора, подготовки и продвижения перспективных студентов, действующую независимо от системы высшего и среднего специального образования и опирающуюся на нужды бизнеса;
разработать и принять новое иммиграционное законодательство, которое обеспечит приоритетное право россиян на получение работы, но не будет сдерживать приток иностранной рабочей силы необходимых профессий.
7. Стимулирование «настроений роста»
В сентябре 2004 года по заказу «Деловой России» был проведен анализ общественного мнения, который выявил очень интересный факт: большинство населения независимо от материального положения и возраста определяют сегодняшнее экономическое положение как кризис.
При этом никаких видимых причин для такого мнения нет, так как у абсолютного большинства материальное положение в целом за последний период улучшилось.
По нашему мнению, большой вклад в формирование негативного мышления вносит отсутствие реального роста, невнятные перспективы дальнейшего развития, получаемые от правительства, отсутствие целенаправленной работы с населением. Всё это создаёт ощущение экономической бесперспективности, духа пессимизма и недоверия у потребителей, приводит к развитию «инфляции ожиданий» и как следствие – к хаотическому спросу и сокращению внутренних инвестиций.
Вместе с тем настроения уверенности и оптимизма формируются у населения в результате целенаправленной работы с ним, совместной идеи, консолидирующей общество, совместной реализации программы по её достижению.
Идея роста экономики, роста благосостояния страны, каждой семьи и каждого отдельного человека может стать такой консолидирующей идеей.
В соответствии с теорией экономического развития «настроения роста», если они превалируют в обществе, сами по себе уже могут стать решающим фактором начала роста.
Мы считаем, что в настоящее время очень важно приступить к работе по формированию в обществе «настроений роста», стимулирования граждан к открытию собственного дела.
«Деловая Россия» предлагает разработать «Программу национальных инициатив» и создать Общественный коммуникационный центр поддержки «Политики Роста», Этот центр сможет также выполнять задачу улучшения имиджа российского бизнеса, пропаганды лучших образцов частно-государственного партнерства, пропаганды имиджа России за рубежом.
***
Детальная разработка программы, принятие и реализация «Политики роста», по глубокому убеждению членов «Деловой России», приведет к ускорению роста экономики, решит задачу повышения уровня благосостояния и улучшения качества жизни российских граждан, сократит образовавшийся значительный разрыв между бедными и богатыми, консолидирует российское общество.
Только объединение усилий наиболее профессиональных и заинтересованных представителей государства, общественных организаций и бизнеса может привести к успеху новой «Политики роста».
«Деловая Россия» призывает Президента Российской Федерации, Правительство, парламентариев, представителей государственных и общественных организаций, предпринимателей, российских граждан поддержать наше предложение о переходе к «Политике роста». Только вместе, консолидировав все основные силы страны, мы сможем выполнить задачу ускорения экономического роста и подъёма благосостояния российского общества.
Давайте вместе превратим Россию в великую страну, передовую и процветающую державу!