будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Октябрь 1, 2008
Архив проектов
Гельфанд Михаил

Правильный шаг в неправильном направлении

Правильный шаг в неправильном направлении
gelfand-270608
Михаил Гельфанд. Фото Н. Деминой

Публикуем статью зам. директора ИППИ РАН, доктора биолог. наук, кандидата физико-математических наук Михаила Гельфанда, посвященную системе оценке научных организаций. Статья была опубликована в газете "Троицкий вариант", №13N, 30 сентября 2008 г.

На позапрошлой неделе Минобрнауки опубликовало проект правительственного постановления «Об оценке результативности научных организаций Российской федерации». В проекте и прилагаемом к нему документах указывается, что результаты оценки будут использоваться при определении перечня и объемов финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также для оптимизации сети научных организаций.

Для проведения последней будет произведено ранжирование научных организаций в соответствии с перечисленными показателями, а затем отнесение их к одной из нескольких категорий: подлежащих ликвидации или реструктуризации, либо, наоборот, повышению статуса и уровня финансирования. При этом ранжирование проводится независимо в так называемых «референтных группах», которые в настоящее время определены в зависимости от области науки. Показатели результативности собраны в семь больших блоков: собственно научный (публикации и т.п.), прикладной, репутационный («вовлеченность в научное сообщество»), кадровый, ресурсный, финансовый и «перспективный», причем веса оценок по блокам в суммарном показателе зависят от «референтной группы»: у физиков и математиков наибольший вес имеют публикации, у биологов – публикации и коммерциализация, у инженеров – коммерциализация и ресурсная обеспеченность.

Само по себе использование для оценки академических и отраслевых институтов, ГНЦ и т.п. единой четкой процедуры с большим количеством объективных параметров представляется совершенно разумным шагом – и в любом случае, это существенный шаг вперед по сравнению с произволом, который царит сейчас. В то же время, все это – даже если сделать оценку безукоризненно точно – сведется просто к перераспределению потоков сметного финансирования и не решит основной проблемы: отсутствия прозрачной конкурентной среды. Министерство упорно не хочет признавать, что основным действующим субъектом в науке является не целый институт, а лаборатория или научная группа (сразу оговорюсь, что я не имею в виду институты, живущие вокруг одной большой установки – ускорителя или телескопа, и институты, чаще всего в закрытых областях, создаваемые для решения конкретной технической задачи). А полабораторное сметное финансирование невозможно – никаких бухгалтеров не хватит. И потому для фундаментальной науки необходимо грантовое финансирование, а для отраслевой – проектное.

Как бы то ни было, проект опубликован и предложен к обсуждению. Мне кажется, что можно поставить авторам документа в заслугу то, что они достаточно последовательно пытались выдержать принцип объективности и прозрачности, хотя это и не всегда удалось. В то же время, ряд предложений могут оказаться просто вредными и должны быть пересмотрены.

Основные возражения вызывает предложенный авторами способ деления научных организаций на «референтные группы», внутри которых происходит ранжирование. Сейчас это сделано чисто по отраслевому признаку. Тем самым, например, все биологические институты, будь то молекулярно-биологические, зоологические и ботанические или же чисто прикладные биотехнологические оказываются в одной группе и должны соревноваться друг с другом. С другой стороны, физические институты, которые дают основную массу российских инноваций, оказались в одной группе с математическими, и их оценка в основном зависит от публикационных критериев.

Эту коллизию просто разрешить. Достаточно сделать три-четыре набора весовых параметров («фундаментальный», «прикладной», «смешанный», возможно, какие-то еще) и предложить организациям самим решать, какой набор должен применяться для их оценки и, соответственно, к какой референтной группе они себя относят. При этом отраслевое деление, по-видимому, все же должно сохраниться.

Другой существенной проблемой является присутствие в списке большого числа бессмысленных пунктов. Примеров этому довольно много, приведу лишь самые характерные: число официальных научных школ (в каком смысле «официальных»? – если имеются в виду, получившие одноименный грант, то проблема в том, что соответствующий конкурс был конкурсом только по названию); наличие концепции привлечения и удержания научных кадров высокой квалификации (а что, без концепции никак нельзя? – ну, напишут все ученые секретари по концепции); основные сложности при поиске и привлечении высококвалифицированных научных кадров (этот пункт вообще выглядит как строка из социологического опроса); описание концепции, условий и т.п. продвижения молодых ученых (опять концепция – это уже зам. директора писать, чтобы по справедливости); оценка перспектив потенциала исследовательского поля (sic! – кто бы объяснил, что это такое), распределение научных сотрудников по полу с разбивкой по подразделениям (господибожемой, а это еще зачем?). Ну и так далее. Больше всего таких пунктов в разделе «Кадровая обеспеченность организации», но встречаются и в других. Тут решение, по-видимому, довольно простое: их надо просто исключить.

Заодно и вопросник станет короче: сейчас в около сотни пунктов, и еще подпункты. Многие пункты следует уточнить: скажем, следует учитывать надо не наличие в организации базовых кафедр вузов (кафедра может быть чисто бумажной), а количество выпускников этих кафедр и курсов лекций, читаемых сотрудниками организации, при этом не обязательно на базовой кафедре, но обязательно по профилю.

Странная ситуация создается при учете ресурсов. Сейчас показатели ресурсовооруженности просто складываются с показателями результативности (с соответствующими весами, своими в каждой референтной группе). Таким образом, получается, что институт, сделавший сто статей на пяти приборах, и институт, сделавший пять статей на ста приборах, получат одни и те же 105 баллов. С другой стороны, для чисто прикладного, отраслевого учреждения недостаточность и устарелость ресурсов вполне может быть поводом к жесткому реформированию: как в известном анекдоте, иногда бывает проще «новых наделать, чем этих помыть». Ясно, что простыми арифметическими манипуляциями эту проблему не решить.

Вообще, стремление авторов проекта свести все, в конечном счете, к одному, единому, суммарно-тотальному показателю кажется не вполне оправданным. Да оно и не получается: в проекте «Типовой методики оценки результативности» авторы выписывают рецепты с учетом научного профиля организации и в зависимости не столько от суммарного показателя, сколько от баллов по отдельным блокам. Какие же предложения можно сделать, кроме учета сказанного выше и существенной чистки списка показателей.

Во-первых, разумной кажется идея разделения оценивающей экспертной комиссии, которая выносит заключение об уровне организации и её перспективах, и органа, принимающего решение на основе этого заключения.

Во-вторых, в первое время система должна работать «на холостом ходу»: данные – собираться и публиковаться, причем со всеми подробностями – это обязательно (разумеется, кроме составляющих государственную или коммерческую тайну), показатели – вычисляться и сверяться со здравым смыслом. Пока система оценки не пройдет этого этапа уточнения формул и формулировок, принимать на ее основе серьезные решения нельзя.

В-третьих, помимо анкеты для организаций должен быть сделан и тщательно отработан экспертный вопросник, в котором указывались бы как выставляемые баллы, так и их обоснование. Структура этого вопросника должна в общем повторять анкету организации, но пункты его должны быть сформулированы иначе.

В-четвертых, должны быть разработаны процедуры сбора информации с указанием ответственных как в организациях, так и в проводящих оценку ведомствах, а также регламенты работы комиссии по оценке и проведения самой экспертизы. В частности, должны быть сформулированы принципы отбора экспертов и квалификационные критерии для них, а также определение конфликта интересов. При экспертизе открытых учреждений следует широко использовать зарубежных экспертов, как из российской научной диаспоры, так и иностранных.

Ну и последнее. Заполнение пунктов, связанных с публикациями, требует знания импакт-факторов и показателей цитируемости. Авторы проекта предлагают брать их из баз данных SCI (Science Citation Index) и SCOPUS. Это правильно – отечественный аналог, РИНЦ (российский индекс научного цитирования), пока еще находится в настолько зачаточном состоянии, что не может быть использован ни в каких серьезных целях. Дело за малым: надо подписать все российские научные учреждения на Web of Science.

Использованы материалы дискуссии на форуме scientific.ru и круглого стола, проведенного 19 сентября Минобрнауки, Фондом «Открытая экономика» и Высшей школой экономики (http://www.strf.ru/organization.aspx?CatalogId=221&d_no=15594)

См. также:

Наталия Демина. Научные организации, на категории рассчитайсь!

Материалы на сайте Strf.ru:
  • Стенограмма дискуссии 19 сентября 2008 г.
  • Михаил Гельфанд: «Главное — переход к нормальной конкурсной системе»
  • Ирина Дежина: «Сложно представить, как сводить качественные и формальные показатели при оценке научных учреждений»
  • Александр Хлунов: Ресурсы для развития — тем, кто эффективен

Пакет документов по оценке результативности научных организаций государственного сектора включает в себя четыре документа:

  • Постановление об оценке результативности научных организаций РФ
  • Типовое положение о деятельности комиссий по оценке результативности научных организаций РФ (на 15 сентября)
  • Порядок оценки результативности научных организаций РФ (на 15 сентября)
  • Проект "Типовая методика оценки результативности научных организаций государственного сектора в РФ" (на 15 сентября)
Гельфанд Михаил
читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).