будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Сентябрь 23, 1998
Архив проектов
Рогов Кирилл

Правительство консенсуса в поисках рыжего

Прошел ровно уже месяц с печального бессмысленного дня, когда президент Ельцин отправил в отставку правительство Кириенко. Весной процесс утверждения Кириенко и формирования его правительства тоже занял примерно месяц... Но это было в совсем другой стране. - Тогда, обсуждая плюсы и минусы этого сформированного правительства «технократов», и в страшном сне нельзя было представить той атмосферы амнезии и завороженного царства, которая сквозит в сегодняшних правительственных назначениях и экономических дискуссиях. Еще весной люди разговаривали на другом языке и даже смелый скептический ум не мог вообразить себе в качестве правительственного теоретика академика Абалкина, рассказывающего ныне в многочисленных интервью, что нам необходимо увеличить денежную массу, приведя ее в соответствие с уровнем товарных запасов, под которыми (следите за мыслью) он подразумевает многочисленные составы с импортом, застрявшие на границах нашей родины. Или председателя промышленников Вольского, который будто бы расконсервировался после семилетнего хранения с точно теми же словами о необходимости «восстановления основных и оборотных средств предприятий». Вы знаете, что такое «восстановление основных и оборотных средств»? - Это когда вы выданные деньги растратили и даже станки свои продали как утильсырье, вот тут вы можете уверенно объявлять себя «отечественным товаропроизводителем» и требовать «восстановления», «промышленной политики» и пр.

Блистательная и многогранная политическая идея Г.Явлинского о том, что в момент финансового кризиса правительством должен руководить человек, не разбирающийся в экономике и не имеющий никаких экономических представлений, не только прошла на консенсус, но и реализуется с убедительностью скверного анекдота. - После двух недель подобного формирования у нас есть - а) новая старая структура правительства (т.е. та иерархическая система отраслевого лоббизма, которая из советских времен перешла в правительство Черномырдина и была разрушена в определенной мере лишь структурными перетрясками «младореформаторов» 1997г. и «младотехнократов» 1998), б) оригинальный кадровый состав, в котором каждый новый назначенец подбирался, кажется, по принципу несоответствия его взглядов экономическим представлениям предыдущего, в) три группы разработчиков экономической тактики и стратегии, не считая не сдающегося Б.Федорова, г) отсутствие министра финансов, д) общее неприятное ощущение от хаотической, но равномерной бессмысленности происходящего.

Говорить о том, что может получиться от скрещивания программы патронируемых первым вице Маслюковым академиков с экономическими наработками Шохина, совершенно бессмысленно. Дело в том, что в строгом умопостигаемом смысле ни то, ни другое программами не являются, а есть лишь фасады, скрывающие функциональное распределение ролей. Это, в общем, и понятно, ибо вводили Маслюкова и Шохина в правительство по принципу не близости, но именно далекости экономических воззрений. - Шохин был, в принципе, поставлен для того, чтобы последствия лоббистской деятельности Маслюкова, Кулика и пр. не имели стремительных катастрофических последствий. Однако и для этой роли не вполне подходит в силу целого ряда психологических и политических обстоятельств. Поэтому именно так тяжело и напряженно ищется до сих пор министр финансов - это должен быть человек, способной к совершенно уникальной роли: одновременно, как бы, не мешать и в то же время мешать руководству правительства в его денежно-распределительной деятельности.

Задача эта была бы и вовсе неисполнимой, если бы не одно обстоятельство: в формируемом правительстве будут два министра финансов. И первый - уже есть, и вы его знаете. - Мы уже писали о том умилительном простодушии, с которым Примаков пересказывал Е.Киселеву свой разговор с Геращенко о необходимости выплатить зарплаты, пополнить пенсионный фонд и вернуть оборотные средства предприятиям. Несмотря на признаки некоторого врожденного здравомыслия, заставляющие (кажется) Примакова несколько дистанцироваться от феерических идей своих друзей-академиков, оный разговор блистательно показывал, что разницу между национальным банком и бюджетом международник-разведчик за восемь лет рыночных реформ пока не понял. - Все это напоминает того милого путанника, который, придя в магазин и набрав слишком много товара, с тревогой заглядывал бы перед кассой не в свой бумажник, а в ящичек кассира - а хватит ли там денег?

В виду таких пейзажей министр финансов будет неизбежно походить на что-то вроде тапера на футбольном поле, которому свистят и требуют: але, чайковский, почему кина-то нет? - И своеобразная мужественность, которую демонстрирует в последние дни и.о. Задорнов, кажется, все больше дает ему шансов остаться на своем месте. - Как ни удивительно на первый взгляд, этому способствует то, что все свои последние заявления Задорнов делает, как если бы он продолжал работать в правительстве Кириенко. Он говорит, что эмиссии в ближайшие месяцы не будет, а дефицит бюджета к концу года останется в рамках запланированных 4%, выходить же из ситуации надо с помощью новых налогов и общей мобилизации бюджетных доходов. На фоне очевидного политиканства Шохина, лавирующего между абсурдистским мэйнстримом нынешней экономической мысли и «правильными» словами, а потому предлагающего осуществить эмиссию и финансовую стабилизацию как бы одновременно, вакансия человека, не участвующего в заговоре двоечников и тупо повторяющего, что дважды два четыре, остается свободной. - И очень важной. Ибо чувство, что все это может плохо кончится, не покидает, кажется, почти всех участников консенсуса.

Вообще, вопрос о «рыжем» составлял и главный «пиарный» сюжет недели. Мощнейшая волна, запущенная профессиональным провокатором и по совместительству аудитором Счетной палаты Вен.Соколовым, - на счет «нецелевого» использования средств МВФ и Всемирного банка, как всякому понятно метила в главного российского Рыжего. А чтоб дело было очевидней, параллельно развернулся и хорошо уже знакомый лингвистический пиар: это когда нечто переводят на английский и обратно, получая нужную скандальную сенсацию. В данном случае слова Чубайса о том, что «мы <Россия> кинули Запад на 20 млрд.», заморозив ГКО, приобрели смысл его бесстыжего (рыжий ведь!) признания, что, выбив 20 млрд. у МВФ, он цинично Запад на 20 млрд. «сделал». (Cегодняшнее интервью Чубайса «Московскому комсомольцу», трактующее и эту, и более существенные темы можно читать вот здесь).

Тут дело, конечно, не только в традиционной приязни большей части политической элиты к председателю РАО ЕЭС, и даже не в его председательском кресле, за которым, впрочем, началась охота, - тут дело в двух несомненных преимуществах Чубайса. Во-первых, это совершенно иной уровень отношений с международными финансовыми институтами (даже после 17 августа), нежели у нынешних переговорщиков с МВФ и Всемирным банком. А, во-вторых, - его несомненные способности «кризисного управляющего», что в ситуации консенсусно расползающегося коллапса, пугает и нервирует. - Тут метафизика такая: ОНИ всегда ведь ищут рыжего - чтоб спас и чтобы отвечал.

Рогов Кирилл
читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).