Прошел ровно уже месяц с печального бессмысленного дня, когда президент Ельцин отправил в отставку правительство Кириенко. Весной процесс утверждения Кириенко и формирования его правительства тоже занял примерно месяц... Но это было в совсем другой стране. - Тогда, обсуждая плюсы и минусы этого сформированного правительства «технократов», и в страшном сне нельзя было представить той атмосферы амнезии и завороженного царства, которая сквозит в сегодняшних правительственных назначениях и экономических дискуссиях. Еще весной люди разговаривали на другом языке и даже смелый скептический ум не мог вообразить себе в качестве правительственного теоретика академика Абалкина, рассказывающего ныне в многочисленных интервью, что нам необходимо увеличить денежную массу, приведя ее в соответствие с уровнем товарных запасов, под которыми (следите за мыслью) он подразумевает многочисленные составы с импортом, застрявшие на границах нашей родины. Или председателя промышленников Вольского, который будто бы расконсервировался после семилетнего хранения с точно теми же словами о необходимости «восстановления основных и оборотных средств предприятий». Вы знаете, что такое «восстановление основных и оборотных средств»? - Это когда вы выданные деньги растратили и даже станки свои продали как утильсырье, вот тут вы можете уверенно объявлять себя «отечественным товаропроизводителем» и требовать «восстановления», «промышленной политики» и пр.
Блистательная и многогранная политическая идея Г.Явлинского о том, что в момент финансового кризиса правительством должен руководить человек, не разбирающийся в экономике и не имеющий никаких экономических представлений, не только прошла на консенсус, но и реализуется с убедительностью скверного анекдота. - После двух недель подобного формирования у нас есть - а) новая старая структура правительства (т.е. та иерархическая система отраслевого лоббизма, которая из советских времен перешла в правительство Черномырдина и была разрушена в определенной мере лишь структурными перетрясками «младореформаторов» 1997г. и «младотехнократов» 1998), б) оригинальный кадровый состав, в котором каждый новый назначенец подбирался, кажется, по принципу несоответствия его взглядов экономическим представлениям предыдущего, в) три группы разработчиков экономической тактики и стратегии, не считая не сдающегося Б.Федорова, г) отсутствие министра финансов, д) общее неприятное ощущение от хаотической, но равномерной бессмысленности происходящего.
Говорить о том, что может получиться от скрещивания программы патронируемых первым вице Маслюковым академиков с экономическими наработками Шохина, совершенно бессмысленно. Дело в том, что в строгом умопостигаемом смысле ни то, ни другое программами не являются, а есть лишь фасады, скрывающие функциональное распределение ролей. Это, в общем, и понятно, ибо вводили Маслюкова и Шохина в правительство по принципу не близости, но именно далекости экономических воззрений. - Шохин был, в принципе, поставлен для того, чтобы последствия лоббистской деятельности Маслюкова, Кулика и пр. не имели стремительных катастрофических последствий. Однако и для этой роли не вполне подходит в силу целого ряда психологических и политических обстоятельств. Поэтому именно так тяжело и напряженно ищется до сих пор министр финансов - это должен быть человек, способной к совершенно уникальной роли: одновременно, как бы, не мешать и в то же время мешать руководству правительства в его денежно-распределительной деятельности.
Задача эта была бы и вовсе неисполнимой, если бы не одно обстоятельство: в формируемом правительстве будут два министра финансов. И первый - уже есть, и вы его знаете. - Мы уже писали о том умилительном простодушии, с которым Примаков пересказывал Е.Киселеву свой разговор с Геращенко о необходимости выплатить зарплаты, пополнить пенсионный фонд и вернуть оборотные средства предприятиям. Несмотря на признаки некоторого врожденного здравомыслия, заставляющие (кажется) Примакова несколько дистанцироваться от феерических идей своих друзей-академиков, оный разговор блистательно показывал, что разницу между национальным банком и бюджетом международник-разведчик за восемь лет рыночных реформ пока не понял. - Все это напоминает того милого путанника, который, придя в магазин и набрав слишком много товара, с тревогой заглядывал бы перед кассой не в свой бумажник, а в ящичек кассира - а хватит ли там денег?
В виду таких пейзажей министр финансов будет неизбежно походить на что-то вроде тапера на футбольном поле, которому свистят и требуют: але, чайковский, почему кина-то нет? - И своеобразная мужественность, которую демонстрирует в последние дни и.о. Задорнов, кажется, все больше дает ему шансов остаться на своем месте. - Как ни удивительно на первый взгляд, этому способствует то, что все свои последние заявления Задорнов делает, как если бы он продолжал работать в правительстве Кириенко. Он говорит, что эмиссии в ближайшие месяцы не будет, а дефицит бюджета к концу года останется в рамках запланированных 4%, выходить же из ситуации надо с помощью новых налогов и общей мобилизации бюджетных доходов. На фоне очевидного политиканства Шохина, лавирующего между абсурдистским мэйнстримом нынешней экономической мысли и «правильными» словами, а потому предлагающего осуществить эмиссию и финансовую стабилизацию как бы одновременно, вакансия человека, не участвующего в заговоре двоечников и тупо повторяющего, что дважды два четыре, остается свободной. - И очень важной. Ибо чувство, что все это может плохо кончится, не покидает, кажется, почти всех участников консенсуса.
Вообще, вопрос о «рыжем» составлял и главный «пиарный» сюжет недели. Мощнейшая волна, запущенная профессиональным провокатором и по совместительству аудитором Счетной палаты Вен.Соколовым, - на счет «нецелевого» использования средств МВФ и Всемирного банка, как всякому понятно метила в главного российского Рыжего. А чтоб дело было очевидней, параллельно развернулся и хорошо уже знакомый лингвистический пиар: это когда нечто переводят на английский и обратно, получая нужную скандальную сенсацию. В данном случае слова Чубайса о том, что «мы <Россия> кинули Запад на 20 млрд.», заморозив ГКО, приобрели смысл его бесстыжего (рыжий ведь!) признания, что, выбив 20 млрд. у МВФ, он цинично Запад на 20 млрд. «сделал». (Cегодняшнее интервью Чубайса «Московскому комсомольцу», трактующее и эту, и более существенные темы можно читать вот здесь).
Тут дело, конечно, не только в традиционной приязни большей части политической элиты к председателю РАО ЕЭС, и даже не в его председательском кресле, за которым, впрочем, началась охота, - тут дело в двух несомненных преимуществах Чубайса. Во-первых, это совершенно иной уровень отношений с международными финансовыми институтами (даже после 17 августа), нежели у нынешних переговорщиков с МВФ и Всемирным банком. А, во-вторых, - его несомненные способности «кризисного управляющего», что в ситуации консенсусно расползающегося коллапса, пугает и нервирует. - Тут метафизика такая: ОНИ всегда ведь ищут рыжего - чтоб спас и чтобы отвечал.