В ОКБ «Гидропресс» (входит в машиностроительный дивизион Росатома «Атомэнергомаш») состоялась VIII международная научно-техническая конференция «Обеспечение безопасности АЭС с ВВЭР». Конференция проводится при участии Госкорпорации «Росатом», ОАО «Концерн Росэнергоатом», Топливной компании Росатома «ТВЭЛ», НИЦ «Курчатовский институт». В конференции принимают участие специалисты из 98 организаций и 15 стран. В течение четырех дней работы форума представители российских и зарубежных конструкторских, проектных организаций, научно-исследовательских институтов, атомных электростанций обсудят вопросы, связанные с безопасностью эксплуатации АЭС с ВВЭР, результатами расчетно-теоретических и экспериментальных работ, направленных на повышение безопасности, модернизацию и продление эксплуатационного срока службы АЭС с ВВЭР.
Наталья Добо, АЭС «Пакш» (Венгрия):
Я считаю, что на данный момент реакторы ВВЭР являются самыми безопасными. У нас долгий опыт работы по эксплуатации таких реакторов, и, мне кажется, он доказывает, что проблем с этими реакторами нет.
У нас эксплуатируются ВВЭР-440, построенные 30 лет назад, опыт работы с ними показывает, что на данный момент с ними не было больших проблем. Сам проект нес большие потенциальные возможности – можно повысить мощность реактора (у нас на АЭС «Пакш» была повышена мощность), а также можно продлить срок службы. И это было сделано без огромных затрат, конечно, нужно было что-то модернизировать, но, например, старые системы контроля были довольно хорошо обоснованы, и только с помощью компьютеризации и уточнения каких-то измерений нам удалось провести модернизацию, то есть не нужно было перестраивать целую станцию.
Стресс-тестов на глобальном уровне мы не проводили, но при каждой модернизации на каждом уровне, конечно, проводились экспериментальные тесты.
Я хочу отметить, что АЭС «Пакш» начала заботиться о безопасности гораздо раньше, и те проекты, которые многие станции начали делать в связи с Фукусимой, мы уже реализовали гораздо раньше. В 2011 году мы закончили модернизацию сжигателей водорода, точно такие же аппараты хотели поставить и на Фукусиме в свое время, но они отказались от этого проекта, потому что посчитали слишком дорогим. Сейчас и другие станции интересуются этим проектом, и, может быть, если бы в Японии в свое время провели такую модернизацию, масштабы аварии и разрушения реакторных помещений были бы меньше.
Самый главный урок Фукусимы – не стоит забывать о безопасности, не всё вопрос денег. И нужно пересмотреть основы безопасности. Мой коллега из Чехии говорил, что пока что не конкретизированы меропрятия, которые нужно проводить. Сейчас идет процесс анализа для того, чтобы определить направления модернизации, которые позволят увеличить уровень безопасности.
Посколько я работаю на реакторе ВВЭР, я считаю его самым безопасным. Перспективы у реакторов этого типа есть. Я могу сказать с точки зрения Европы: интересно было бы развивать проекты ВВЭР-600 и меньшей мощности, потому что страны у нас маленькие, и мы были бы заинтересованы в закупке более маленьких реакторов, потому что потребности страны нужно как-то сориентировать на мощности реактора и потребности сети страны.
В тех странах, где эксплуатируются реакторы ВВЭР, персонал уже подготовлен, имеет опыт эксплуатации этих реакторов, это уже само говорит в их пользу. У ВВЭР-440 референция огромная, и серьезных аварий мы не знаем, что еще раз говорит о том, что они безопасны.