25 сентября первая партия отработавших топливных сборок с плавучей технической базы (ПТБ) «Лепсе» была доставлена на базу ФГУП «Атомфлот» в Мурманске.
Практические работы по выгрузке отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) с ПТБ «Лепсе» согласно регламенту начались на СРЗ «Нерпа» в мае этого года. Всего необходимо перевезти 639 топливных сборок, которые будут доставлены за шесть рейсов.
Перевозка топливных сборок – один из последних этапов утилизации ПТБ «Лепсе», которая началась в 2008 году. Работы ведутся за счет гранта Фонда поддержки Природоохранного партнерства «Северное измерение» (распорядитель Фонда - Европейский банк реконструкции и развития) в размере 53 млн евро. Полный вывоз ОЯТ с ПТБ «Лепсе» планируется завершить в 2020 году.
Саймон Эванс, заместитель директора департамента ядерной безопасности Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР):
Прибытие первой партии ОЯТ с плавтехбазы «Лепсе» на «Атомфлот» имеет чрезвычайно высокую важность для населения Мурманской области, всего региона Баренцева моря и вообще для всего мирового сообщества, так как это событие демонстрирует, каких успехов можно достичь благодаря международному сотрудничеству в сфере ядерной безопасности. Этот факт нельзя недооценивать, так как эта работа потребовала невероятных технических усилий в течение долгих лет, и мы смогли выполнить эту задачу благодаря отличному сотрудничеству России и международного сообщества, - это то, на что сейчас недостаточно обращают внимание, на мой взгляд.
Это был исключительно эффективный проект. Говоря о самой задаче и затраченных на ее решения средствах, важно помнить, что «Лепсе» - это особенно сложный объект, где ядерное топливо хранилось долгие годы. До того, как начались работы по вскрытию объекта, существовала огромная неопределенность и неизвестность. Работать приходилось поэтапно. Так что было бы неразумно говорить о том, что слишком много средств было на него затрачено. Важно признать, что в решении этой проблемы были большие риски, высокий уровень неопределенности и высочайшая сложность технических решений.
Я считаю, что это исключительный пример международного сотрудничества, учитывая его сложность. Если бы это было легко осуществить, никто бы так не беспокоился о решении и не потребовалось бы участие международного сообщества.
Если говорить о будущем, то еще предстоит вывезти с «Лепсе» пять упаковок с ОЯТ, есть надежда, что это произойдет к лету следующего года. Я понимаю, что нельзя недооценивать сложность предстоящих процессов по перевозке последних партий топлива, во многих аспектах это самая сложная часть проекта.