21-23 мая в Москве проходит IX Международная научно-техническая конференция «Безопасность, эффективность и экономика атомной энергетики» (МНТК-2014), организованная ОАО «Концерн Росэнергоатом». Конференция призвана способствовать решению наиболее актуальных задач, связанных с обеспечением и повышением безопасности при эксплуатации АЭС. Участники, а это порядка 1 000 специалистов из России и еще 16 стран, представляющих несколько десятков компаний, организаций и предприятий атомной отрасли, обсуждают достижения современной атомной энергетики по таким вопросам как эксплуатация АЭС с реакторами типа ВВЭР, РБМК, БН, противоаварийная готовность и радиационная защита, модернизация и продление срока эксплуатации АЭС, радиационная безопасность и экология, обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом (РАО и ОЯТ), развитие и экономика атомной энергетики России.
Дмитрий Ченыкаев, руководитель группы отдела научно-технической информации ФБУ «Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности»:
Атомная генерация в сравнении с другими видами конкурентна, без сомнения. Остальные виды генерации либо сильно загрязняют окружающую среду, либо имеют очень низкий КПД. Получить большую генерирующую мощность можно только от атомной энергетики. По сравнению с ней возобновляемые источники – это мизерные объемы. Угольная генерация очень сильно загрязняет окружающую среду, а строительство новых ГЭС не гарантирует, что можно обойтись без затоплений. Единственный спорный момент – это утилизация отходов, делать это надо на очень долгий срок, поэтому подходить к вопросу надо серьезнейшим образом на протяжении жизни не одного поколения. Никто не знает, что будет через 100 лет.
Что касается задач, стоящих перед отраслью с точки зрения безопасности, эффективности и экономики, я считаю, что вопросы безопасности и развитие в этом направлении должно быть приоритетнее. Потому что в случае аварии пострадают и эффективность, и экономика через ущерб окружающей среде и населению. Все-таки в атомной энергетике безопасность – это основополагающий принцип. Если сэкономить на безопасности, то можно будет забыть и о мощностях (их остановят), и о вложенных средствах, которые не удастся «отбить». Не думаю, что сейчас кто-то решится экономить на безопасности, особенно в свете аварии в Японии.