Сегодня, 17 апреля, в «Ленэкспо» (Санкт-Петербург) начал работу III Региональный Форум поставщиков атомной отрасли «Атомекс Северо-Запад». Форум проводит Госкорпорация «Росатом». Целью проведения мероприятия является развитие конкурентной среды, привлечение большего количества поставщиков оборудования и услуг, продолжение установившегося диалога между поставщиками и заказчиками. Пленарное заседание открыл заместитель генерального директора Госкорпорации «Росатом» по развитию и международному бизнесу Кирилл Комаров. Он отметил, что интерес к форуму растет – по статистике организаторов, количество участников в этом году в 1,4 раза больше, чем на «Атомекс Северо-Запад 2011», причем 40% участников – это компании, впервые принимающие участие в мероприятии. Комаров подвел итоги 2011 года, рассказал о планах госкорпорации, подчеркнув важность системы закупок как одного из конкурентных преимуществ Росатома.
Дмитрий Халёв, заместитель генерального директора по маркетингу ОАО НП «Подольсккабель»:
Плюс системы закупок в том, что информация по тендерам известна, ее не надо искать на каких-то отдельных, обособленных сайтах заказчиков. Как было раньше: у НИАЭП свой сайт, у каждой АЭС свой сайт. Сейчас все идет через сайт zakupki.rosatom.ru, видно все объявленные закупки и площадки.
Но не всегда эти тендеры проработаны по составлению технического задания. Например, нас один раз признали не выигравшими в тендере только потому, что в документации было написано, что каждая вязанка кабеля должна иметь бирку. Кабель в вязанках не продается, а если мы поставляем его в упаковке, на ней все данные и маркировка. Кабельная продукция – весьма объемная категория, а лот может быть составлен от А до Я – там и оптоволокно, и передача силовой энергии. Ни один из производителей не может закрыть лот полностью, а по требованиям документации его необходимо закрыть.
Основным критерием по торгам не должна быть цена. Чем она ниже, тем больше возможность выиграть. Опыт работы, качество – являются вторичными. Если авторитетный производитель участвует в конкурсе, он уже знает, какие у него есть ресурсы, запасы материалов, он может четко рассчитать время. Завод на земле стоит – он никуда от своих обязательств не денется, в отличие от «однодневных» контор.
Например, можно было бы воспользоваться опытом нефтяной промышленности – вернуть аккредитацию предприятий. У крупных нефтедобывающих компаний есть такая практика – они запрашивают все необходимые документы, затем приезжают аудиторы и воочию видят, что мы производим. Аккредитация является достаточным основанием для участия в конкурсе.
Прозрачность сейчас есть. Вот если будет четкий критерий, кто допущен к тендеру... Лицензии все-таки должны быть. Кроме того, у военных есть такое понятие – второй поставщик. Он также имеет аккредитацию и лицензию, и при случае он будет осуществлять поставки. Это подстраховка основного поставщика. Малые предприятия могли бы это осуществлять. Хочешь – участвуй, правила игры для всех оговорены. Дальше уже идет конкурентная борьба, соревнование по качеству продукции.