будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Февраль 17, 2015
Архив проектов

Представитель ЗАО «Институт "Стройпроект"»: Нынешняя система строительства совершенно не стимулирует инновации

11-12 февраля в Москве в выставочном комплексе «Гостиный Двор» состоялся IV Российский инвестиционно-строительный форум (РИСФ-2015). В рамках деловой программы форума прошел «круглый стол», посвященный развитию системы закупок строительных услуг, модератором которого выступил вице-президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Эдуард Дадов. На нем развернулась масштабная дискуссия о том, каким должен быть новый закон о закупках в строительстве. Выступивший на «круглом столе» заместитель директора ОЦКС Росатома по инжинирингу Владимир Малахов отметил, что новый закон о закупках необходим, потому что закупки строительных услуг кардинально отличаются от закупок материалов и любых других товаров. «Я убежден, что нужно законодательно перевернуть ситуацию с ценообразованием в строительстве – последней ценой должна быть цена условного рабочего с мастерком, то есть цена конечного исполнителя, а генподрядчик должен конкурировать за генподрядную маржу, которая не должна превышать 20%», - заявил Владимир Малахов.

Олег Кащенко, руководитель службы маркетинга ЗАО «Институт "Стройпроект"» (Санкт-Петербург):

Вопрос ценообразования в строительстве неоднозначный и сложный. Любой проект проходит государственную экспертизу. Ответственные эксперты проверяют состав технической документации, правильность технических решений, оптимальность и сметы. Например, в энергетической или дорожной отрасли Главгосэкспертиза подтверждает сметную стоимость, исходя из технических решений и технической обоснованности. На практике после экспертизы срезается до 10-15% от стоимости. Это некая установка, о которой знают все. Если не срезать, то, получается, экспертиза не поработала. Значит, проектировщик вынужден закладываться на эти самые 10% больше, чем оптимальное решение. Это первый момент.

Во-вторых, я не понимаю, как можно завысить, если считала сама госэкспертиза? Получается, что в Счетной палате не доверяют госэкспертизе. А как они сами считали? Ведь проект делают профессиональные инженеры, принимают его другие профессиональные инженеры со стороны заказчика, наконец, это все проверяют профессиональные инженеры из госэкспертизы. Вот такой триумвират. Больше ничего другого в стране не применяется. У нас бывали случаи, когда Счетная палата говорила, что смета завышена, доводила дело до суда, а потом выяснялось, что все объективно.

Для расчета смет существует несколько методик. Все они могут давать абсолютно разные результаты. Первая методика рассчитывается с помощью аналогового метода. Для расчетов берут аналог нужного объекта, например, в транспортной отрасли, шоссе определенной протяженности, которое в этой же местности было построено 4 года назад. Берут стоимость, которые дала экспертиза, берут стоимость итоговую по результатам строительства, вводят коэффициент-дефлятор за 4 года. После этого аналог утверждается. Понятно, что за 4 года что-то может поменяться. В финальной стоимости цена расходных материалов составляет порядка 20%. Они тоже растут в цене. Например, был скачок в стоимости металла, и обратно он потом не опустился. Аналоговый метод, как видим, имеет свои нюансы.

Еще один метод – базисно-индексный. Каждый месяц федеральный и региональный центры ценообразования мониторят цены: и выпускают каждый месяц или каждый квартал сборник по товарам и ценам. В итоге получается довольно персонифицированный взгляд на вещи. И сотрудники центров должны следить постоянно за тем, как меняется стоимость на товары и услуги. Плюс опираются они на индексы-дефляторы, которые утверждает Минэкономразвития (МЭР). МЭР, к примеру, спускает прогнозные индексы условно где-то в 10%, а на практике выходит 17%. При этом проектировщик понимает, что если он заложит так, как предписано, т.е. спрогнозированные 10%, а на самом деле окажется все-таки 17%, то у него будут проблемы.

Еще один способ определения стоимости строительства – это ресурсный метод. Сейчас стало модным призывать использовать этот метод, а не базисно-индексный или аналоговый. Но и этот метод имеет колоссальное количество противников. Поэтому его тотально навязывать не стали, а рекомендации по использованию носили не принудительный характер. Когда проектировщик готовит проектную документацию, он обязан представить на экспертизу сметные разделы. Надо указать, например, дальность перевозки песка из карьеров, ближайшего цементного завода и заводов-поставщиков металла и т.д, в зависимости от отрасли – атомная ли или транспортная. Надо указать стоимость работ, список предприятий и что в сравнении с ценниками других предприятий – это оптимальный вариант. Как только предприятие узнает, что его включили в проектно-сметную документацию, оно тут же поднимает цены как монополист. Это рыночная экономика, и против этого проектировщик ничего сделать не может. Примеров этому масса. Балка для строительства, которую выпускает два предприятия в стране, в проекте значилась, допустим, со стоимостью 100 единиц, а на конец строительства выходила по 150. Потому что и железные дороги как монопольный перевозчик тоже поднимал цену за транспортировку в другой конец страны.

Еще один важный момент в отношении государственных нужд состоит в особенности подготовки тендерной документации. Согласно 44ФЗ, на конкурс нужно идти с фиксированной стоимостью контракта. Поэтому, заказчик, у которого уже есть смета на 36 месяцев, разбивает строительство объекта на три года приблизительно поровну – 30-30-30. Первый год он берет по цене из имеющейся сметной документации, второй год рассчитывается уже с прогнозным индексом-дефлятором - так же, как и третий. Так получается стартовая стоимость при торгах. Но все прекрасно понимают, что прогнозные индексы-дефляторы – это одно, а действительность оказывается раза в два дороже. Цена на торги выходит заниженная. При этом подрядчик думает примерно так – я возьмусь за проект, ужмусь немного, но потом цена все равно будет пересмотрена, так как согласно законодательству, пересмотру в Главгосэкспертизе подлежит проект, стоимость которого в процессе увеличилась на 10%. В итоге, как видим, подрядчик соглашается строить по стартовой цене, чтобы получить подряд.

Если брать ситуацию, когда заказчик, подрядчик и экспертиза смету утвердили, и на стартовую стоимость вышли по закону. Но в результате на конец строительства получается так, что денег не хватает, то официально смету пересматривают, утверждают в экспертизе, выходит на 20% дороже. Счетная палата фиксирует удорожание. Но за что наказывать заказчика, если сделано все по закону и в соответствии с регламентом?

Нынешняя система строительства совершенно не стимулирует инновации. Везде на Западе их используют. Наш проектировщик включить в проект ее не может, так как с него требуют технический документ с нормативом или стандартом. Можно использовать специальные технические условия. Но это повлечет удорожание на конец строительства. А есть ведь еще контракт жизненного цикла. Как быть с ним? Ведь при удорожании стройки из-за инновации может стать дешевле эксплуатация. Например, асфальт новый технологичный служит не 3 года, а 10 лет, в итоге можно сэкономить на двух-трех ремонтах. Вопрос контракта жизненного цикла находится в подвешенном состоянии. О нем много говорят, но пока на этом все и заканчивается. А ведь в объектах, например, энергетики или транспорта он может иметь большое значение. Поэтому многие организации – такие как Росатом, Минобороны, ФСО, Минтранспорта вынуждены разрабатывать ведомственные нормативы. И они могут отличаться от тех, что принимаются Минтраспорта или Минэнерго для РЖД или предприятий не атомной энергетики.

У базисно-индексного метода есть один большой плюс, он учитывает уровень инфляции, который задает Минэкономики. Правда, в жизни инфляция, как правило, оказывается выше. Подрядчик при этом находится в дельте и может маневрировать – если взлетел металл, то можно сэкономить на рабочей силе, например. В ресурсном методе такого пространства для маневра у подрядчика нет, он не такой гибкий. Обычно удорожание, скомпенсированное за счет снижения других расходов, не учитывается. А снижение заказчик называет экономией – мол, молодец, раз получилось, а рост цены на тот же металл – это не его проблема, цена в смете указана финальная без учета роста, и точка. С ресурсным методом у подрядчика может быть больше проблем, когда приходится выкручиваться. Но все равно нельзя сказать, что один метод однозначно хорош, а другой плох. Для разных отраслей подходят разные методы расчета стоимости в строительстве. И лучше, если эти методы будут применяться комплексно. Если посчитать разными способами, то это и будет гарантией от ошибочных оценок.

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).