Президенту Российской Федерации
Д.А. Медведеву
103132 Москва, ул. Ильинка, д. 23
Открытое обращение
Уважаемый господин Президент!
Мы вынуждены обратиться к Вам в связи с прямой угрозой деятельности правозащитников и правозащитных организаций в России.
Весь мир был потрясен убийствами правозащитников Анны Политковской, Натальи Эстемировой, адвоката Станислава Маркелова...
Множатся нападения на правозащитников, журналистов, общественных активистов. Правоохранительные органы под любыми предлогом, по выражению вашего предшественника, «комшарят» правозащитные организации и редакции.
Из-за непрерывных угроз со стороны силовиков были вынуждены приостановить свою деятельность представительства Правозащитного центра «Мемориал» в Чеченской республике. Безопасность правозащитников, важность работы которых была публично признана, федеральная власть гарантировать не может.
Это происходит на фоне интенсивных пропагандистских нападок на независимые правозащитные организации. Очевидно, есть круги, которые необычайно раздражает верность правозащитников принципу универсальности гуманистических и демократических ценностей, их нежелание замалчивать грубые и систематические нарушения должностными лицами и структурами власти базовых прав и свобод человека и гражданина.
Правозащитников упрекают в том, что они пользуются поддержкой западных фондов. Однако считается совершенно нормальным, что государственные ведомства получают от иностранных фондов многомиллионные гранты.
Атмосфера травли воспринимается правоохранительными органами как сигнал к гонениям. Одним из основных механизмов в борьбе с правозащитными организациями стали «проверки», когда под надуманными предлогами изымается вся документация и оргтехника. Исходя из издевательской полицейской логики, для проверки правильности уплаты налогов общественными организациями у них изымают архивы обращений и жалоб граждан, для проверки лицензированности программ увозят все компьютеры (хотя достаточно скачать с них необходимую информацию), а для проверки на экстремизм содержания какой-то статьи изымают весь тираж газеты или книги...
У всех на памяти обыски с изъятиями оргтехники и архивов в Санкт-Петербургском отделении научно-информационного центра «Мемориал» в декабре 2008 года: только через пять месяцев суд окончательно признал действия прокуратуры незаконными.
До того, в мае 2007 года, архив и оргтехника были изъяты при обыске в редакции самарской правозащитной организации «Голос», занимавшейся защитой избирательных прав человека. Затем Росрегистрация пыталась, хотя и неудачно, ликвидировать «Голос» через суд.
К сожалению, в последние полгода практика гонений на правозащитников набирает силу.
13 мая Алексей Соколов, известный правозащитник, участник важных общественных расследований, член наблюдательной комиссии, созданной Общественной Палатой РФ, с грубейшими нарушениями своих прав был схвачен в Екатеринбурге во время прогулки с двухлетней дочкой сотрудниками ГСУ при ГУВД по Свердловской области. Затем он был арестован по ходатайству следователя, который расследует возможное участие Алексея Соколова в преступлении, совершенном в 2004 г. Обвинение основывается только на показаниях заключенных, уже отбывающих наказание в исправительных учреждениях Свердловской области, которые ранее делали заявления о том, что на них оказывается давление правоохранительными органами с целью оговора А. Соколова. 31 июля Свердловский областной суд признал содержание под стражей Соколова А.В. Незаконным. Однако, не выходя из следственного изолятора, он вновь был задержан ст. следователем по ОВД 3 отдела ГСУ при ГУВД по Свердловской области Банниковым М.С. на 48 часов в связи с подозрением в совершении им кражи в июне 2004 года. Новые подозрения в отношении Соколова также основываются только на показаниях осужденного, находящегося в исправительной колонии. Постановлением от 2 августа 2009 года судьи Ленинского районного суда Яковлевой Н.В. по ходатайству следователя продлен срок задержания Соколова А.В. до 17 часов 4 августа 2009 года. При рассмотрении 2 августа 2009 года дела по ходатайству следователя о заключении под стражу Соколова А.В. около суда находились оперуполномоченные и следователи ГСУ при ГУВД по Свердловской области, в том числе следователь Адушкин, задерживающий Соколова А.В. еще 13 мая 2009 года. Следователь Банников и Адушкин открыто заявляют, что, если даже Соколова А.В. не заключат под стражу и вынесут решение об его освобождении, то его незамедлительно снова задержат прямо в суде, для чего возле суда дежурит группа захвата. Таким образом, оказывается давление, как на Соколова А.В., так и на суд, решающий дело об аресте Соколова А.В.
Мы рассматриваем задержание Алексея Соколова как месть местных органов УФСИН России по Свердловской области и правоохранительных органов за его активную и очень эффективную работу по разоблачению преступлений, совершаемых их отдельными представителями. В настоящий момент идет широкая кампания за освобождение Алексея Соколова, в которой кроме правозащитников участвует Общественная Палата и Уполномоченный по правам человека в РФ.
20 июля оперуполномоченные Управления по налоговым преступлениям провели обыски и допросы в офисах Казанского правозащитного центра и Межрегиональной правозащитной ассоциации "АГОРА". Они изъяли документы организации, включая оригиналы, и компьютеры. На следующий день, 21 июля, руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов был подвергнут четырехчасовому допросу в центральном аппарате МВД Республики Татарстан.
22 июля в МВД Татарстана пять часов допрашивали руководителя «АГОРЫ» Павла Чикова. Причем речь шла только о заявках организации в широко известные иностранные фонды: Джона и Кэтрин Маккартуров, институт «Открытое общество» и NED. Следователя совершенно не интересовала формальная причина проверки — возможные налоговые нарушения, угроза финансирования терроризма или незаконные сделки организации! Милиция пыталась обвинить адвоката Ирину Хрунову в использовании «подложного» автомобильного номера!
Всё это происходило после множества уже проведенных проверок этих организаций правоохранительными и контролирующими органами.
В качестве основания для этих возмутительных действий, которые, по сути, надолго парализовали деятельность двух уважаемых правозащитных организаций, имеющих общероссийскую положительную репутацию, указывалась некая «оперативная информация» о возможных нарушениях в сфере налогового законодательства. Произошедшее было названо «обычной проверкой».
Подвергнутые подобной «проверке» и фактически выведенные из строя организации занимаются активной деятельностью по общественному расследованию преступлений, совершаемых работниками милиции и должностными лицами разного уровня, добиваются их привлечения к ответственности. И проверять (а на самом деле — парализовать) правозащитников пришли представители тех самых структур, деятельность сотрудников которых они критикуют и наказания которых добиваются.
Нам хотелось бы надеяться, что Вы не замедлите дать недвусмысленную оценку этим действиям.
Мы видим, что сегодня правоохранительные органы могут под любым предлогом, беззастенчиво и безнаказанно проводить обыски и изъятия в любой неправительственной организации, парализуя ее работу или даже обрекая на полное прекращение деятельности.
Эта практика находится в вопиющем противоречии с Вашими высказываниями о гражданском контроле и необходимости работы правозащитников.
Явная угроза парализующей атаки со стороны правоохранительных органов сегодня нависла над многими правозащитными организациями, в том числе и над Общероссийским движением «За права человека».
Главные направления работы Движения «За права человека» — защита прав заключенных, жертв милицейского произвола, жертв нарушений прав человека в республиках Северного Кавказа; защита прав жильцов и владельцев квартир.
Объективно это не может не вызывать раздражения и даже злобы у недобросовестных чиновников, коррумпированных нарушителей законов.
После произошедшего с «Агорой» Движение «За права человека», как и все правозащитные организации, критикующие правоохранительные органы, может в любой момент ожидать обыска, изъятия документов, приостановления своей деятельности.
На то, что против Движения «За права человека» готовятся некие действия, указывает тот факт, что недавно сотрудники следственного управления МВД, посетив московский офис одного из иностранных фондов, незаконно истребовали копии грантовых заявок этой организации за последние годы. Зачем? Готовятся к очередным «маскам-шоу»? Прокуратура проигнорировала запрос исполнительного директора Движения «За права человека» Льва Пономарева о проверке факта прослушивания его телефонных разговоров.
Господин Президент, Вы знаете, что четыре года назад было проведено настоящее законодательное наступление на неправительственные организации. Оно сопровождалось интенсивным огнем пропаганды. На правозащитников полились потоки клеветы и грязных обвинений. Тысячи активно работающих общественных организаций закрылись, не вынеся бремени драконовской регламентации. Многие действующие организации были ликвидированы по искам управлений юстиции. Предпринимались усилия, чтобы прекратить или хотя бы серьезно затруднить иностранное финансирование правозащитных организаций. При этом были созданы условия, значительно затруднившие для независимых правозащитных организаций получение финансирования из внутрироссийских источников. Общественная палата явно избегает выделять средства на правозащитную деятельность, связанную с противодействием незаконным действиям властей, выявлению грубых нарушений прав человека чиновниками и силовиками.
В этом году Вы выступили с инициативой частичной либерализации законодательства об НКО. А две недели тому назад, говоря о злодейском убийстве правозащитницы Натальи Эстемировой, Вы признали необходимость деятельности правозащитников, их важную роль в критике государственных структур, в оказании помощи населению.
Мы ждем от Вас последовательности.
Мы убеждены, что в качестве гаранта конституционных прав и свобод Вы должны дать четкое и однозначное указание органам государственной власти, силовым ведомствам — о недопустимости нападок и гонений на неправительственные организации, о прекращении издевательской практики проверок — с обысками, изъятиями документов и оргтехники, унизительными допросами. Вы должны довести до сведения компетентных должностных лиц, что получение зарубежного финансирования правозащитными и просветительскими организациями — совершенно нормальная практика в наших условиях и что самая резкая критика злоупотреблений и прямых преступлений со стороны представителей властей — не только допустима, но и очень важна для оздоровления общества и государства.
Л.М. Алексеева, Председатель Московской Хельсинкской группы, Председатель Правления Фонда «В защиту прав заключенных», член Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов
гражданского общества и правам человека
С.А. Ганнушкина, Председатель Комитета «Гражданское содействие», член Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтовгражданского общества и правам человека
Л.А. Пономарев, исполнительный директор Общероссийского движения «За права человка», член Московской Хельсинкской группы
Москва, 3 августа 2009 г.