26 июня 2019 года на пленарном заседании Государственной Думы РФ в первом чтении был принят законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
«В России ежегодно образуется порядка 350-400 тыс. тонн отходов I-II классов опасности, при этом объектов для обращения с ними недостаточно. В рамках реализации Федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I - II классов опасности» предусмотрено создание федеральной системы обращения с опасными отходами, в которой будут определены федеральная схема и единый федеральный оператор», - заявил в ходе доклада статс-секретарь - заместитель генерального директора по обеспечению государственных полномочий и бюджетного процесса Госкорпорации «Росатом» Сергей Новиков.
Система будет включать сведения об образовании отходов I и II классов опасности, предприятиях, имеющих лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами, объектах, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов.
Также документом предусмотрено создание единой государственной информационной системы, которая позволит контролировать потоки движения отходов от источника их образования до места обработки, обезвреживания, утилизации или размещения, производить объективный учет количества и вида образующихся отходов.
Законопроект предполагает не только передачу отходов I-II классов опасности федеральному оператору, но и возможность самостоятельной обработки и утилизации отходов предприятиями, имеющими соответствующую лицензию на данную деятельность. Это позволит сохранить конкурентную среду и сделать всю систему прозрачной.
С содокладом выступил председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Государственной Думы Российской Федерации Владимир Бурматов. Депутат отметил, что каждая пальчиковая батарейка, являясь отходом II класса опасности, при попадании в окружающую среду отравляет 20 кв. м почвы или 40 литров воды, которые восстанавливаются более 30 лет. А среда, загрязненная отходами I класса опасности, не подлежит восстановлению вовсе. Из 350 тыс. тонн образующихся опасных отходов только 2-3% идут на переработку, обезвреживание и утилизацию. Весь оставшийся объем отходов сбрасывается в овраги, леса. Создаваемый в рамках законопроекта федеральный оператор налаживает учет и контроль за обращением опасных отходов, создает инфраструктуру и обеспечивает необходимые мощности. Система должна быть прозрачной, показывать потоки отходов, начиная с их образования и заканчивая объектами по их обезвреживанию и утилизации. «Однако речь не идет о создании государственной монополии. Существующие предприятия, которые перерабатывают отходы I-II классов опасности, будут также вовлечены в федеральную схему. Законопроект гарантирует сохранность их деятельности», - подчеркнул Бурматов.
В ходе обсуждения законопроекта было уделено много внимания вопросу переработки уже накопленных отходов, а не только вновь образуемых. Данная работа, по мнению разработчиков законопроекта, будет также осуществляться, однако потребует дополнительного финансирования. Законопроект также создает условия для устранения причин противозаконной деятельности в сфере обращения с опасными отходами, когда региональные операторы переводят собранные отходы в более низкий класс.