будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Сентябрь 27, 2007
Архив проектов

Принятие предложенных изменений послужит... развитию благотворительности в России

27 сентября 2007 года прошли слушания Общественной палаты РФ по новому законопроекту МЭРТа о некоммерческих организациях («О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций, регулирования благотворительной деятельности и механизмов общественного контроля)), подготовленные комиссией Общественной палаты РФ по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтёрства  совместно с Комиссией по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы. Мы публикуем заключение слушаний.

Представленный Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций, регулирования благотворительной деятельности и механизмов общественного контроля) имеет высокую актуальность для дальнейшего развития гражданского общества,  некоммерческого сектора и социальной сферы Российской Федерации в целом.

Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования отношений государства и субъектов гражданского общества; деятельности благотворительных и некоммерческих организаций в социально-значимых  областях.

Данные цели осуществляются  путем устранения пробелов и противоречий в действующем законодательстве, замены неэффективных норм и процедур, не предусматривающих достаточных механизмов реализации закрепленных  в законодательстве правомочий общественных объединений, а также путем создания дополнительных гарантий реализации прав и обязанностей участников правоотношений в сфере взаимодействия общественных и государственных структур.

Изменения, вносимые в федеральные законы «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об Общественной палате Российской Федерации», в Налоговый кодекс РФ, а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях служат расширению возможностей общественно-полезной деятельности некоммерческих организаций и развитию благотворительности в России.

В законопроекте учтены предложения экспертов Общественной палаты Российской Федерации, представленные комиссиями по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы и по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства.

В части регулирования механизмов общественного контроля над деятельностью государственных и муниципальных органов, особо значимым представляется формирование его правовых основ, закрепление более четких процедур межсекторного сотрудничества, а также повышение  ответственности административных органов всех уровней за невыполнение ими установленных законом обязанностей по отношению к организациям «третьего сектора». Изменениями, вносимыми в Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации», предусматривается существенное расширение и конкретизация полномочий Общественной палаты Российской Федерации. Основываясь на изначально включенном в закон декларативном праве Общественной палаты Российской Федерации осуществлять общественный контроль, законопроект раскрывает его через институт общественного расследования. Порядок инициирования и проведения расследования определен в законопроекте с достаточной полнотой. Кроме того, вводятся новые виды деятельности Общественной палаты Российской Федерации – слушания и мониторинг,  уточняются формы поддержки Палатой общественных инициатив.     

В части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и регулирования благотворительной деятельности, наиболее актуальными являются:

  • предложения по расширению льгот на доходы физических лиц, относящихся к  социально-уязвимым категориям населения;
  • введение новых налоговых стимулов для физических лиц, участвующих в благотворительной деятельности, в том числе в формировании целевого капитала некоммерческих организаций;
  • дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленные на установление равных условий для некоммерческих организаций и государственных и муниципальных учреждений при налогообложении налогом на добавленную стоимость реализации социальных услуг, оплачиваемых за счет средств бюджетов;
  • предоставление льгот по налогам на прибыль некоммерческих организаций, осуществляющих платные виды деятельности в социально-значимых сферах.

Принятие предложенных законодательных изменений послужит углублению и гармонизации общественно-государственных отношений, развитию благотворительности в России, повышению финансовой устойчивости некоммерческих организаций, осуществляющих социально-значимую и общеполезную деятельность.

Признавая значимость предложенных в законопроекте изменений в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и регулирования благотворительной деятельности, участники слушаний отмечают, что данные изменения имеют локальный характер. При этом в действующем законодательстве остаются пробелы, связанные с осуществлением некоммерческими организациями благотворительной деятельности, которые не стали предметом рассмотрения данного законопроекта.

В частности, это касается правового регулирования отношений некоммерческих организаций с добровольцами. В соответствии с частью 4 статьи 5 ФЗ-135 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие). Однако в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, доброволец не является субъектом трудовых отношений, и, следовательно, не может быть направлен в командировку. Т.о., указанная норма закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» о возможной компенсации командировочных расходов добровольцам не работает. Кроме того, если благотворительная организация в соответствии с указанной нормой  оплачивает затраты добровольцев, понесенные ими на проезд, проживание, оплату участия в конференциях в других городах, то за компенсацию этих расходов налоговые службы требуют взимание единого социального налога с данных сумм, поскольку в Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует соответствующая норма, позволяющая  реализовать установленный законом порядок. 

Участники общественных слушаний рекомендуют:

  1. Внести в текст законопроекта дополнения экспертов Общественной палаты Российской Федерации в части правового регулирования отношений некоммерческих организаций с добровольцами. (См. Приложение 1)
  2. Внести в текст законопроекта дополнения экспертов Общественной палаты Российской Федерации об оптимизации процесса оказания государственной финансовой поддержки некоммерческим неправительственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества. (См. Приложение 2)
  3. Дополнить предложение о предоставлении социального налогового вычета из базы налога на доходы физических лиц, осуществляющих пожертвования некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, предоставлением права получать данную льготу и при перечислении пожертвований на пополнение целевого капитала НКО (в подпункте 1 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации).
  4. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации рассмотреть вопрос о возможности включения в План действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2008 г. основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) разработку законопроекта, направленного на дальнейшее совершенствование законодательства в области благотворительности.

Приложение 1

1. Внести изменения в ФЗ-135 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

 

Часть 4 статьи 5  изложить в новой  редакции:

 «Добровольцы - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации.

Организации - участники благотворительной деятельности могут возмещать суммы затрат добровольцев на проживание и проезд, связанные с их участием в осуществлении благотворительной деятельности.

Основанием для возмещения соответствующих затрат может являться соглашение об осуществлении добровольческой деятельности.

Соглашение  представляет собой гражданско-правовой договор между организации - участником благотворительной деятельности и  добровольцем, заключаемый в простой письменной форме, существенными условиями которого являются:

1) указание на добровольца и организацию, принявших на себя исполнение взаимных обязательств;

2) предмет  соглашения (договора);

3) порядок выплаты и размер возмещения (компенсации) за понесенные добровольцем затраты;

4) характер последствий и ответственности добровольца и организации за невыполнение принятых  обязательств».

         

 

2. Внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации

Статью 217 дополнить пунктом 35 следующего содержания:

«35) доходы связанные с компенсацией некоммерческими организациями, созданными в организационно-правовой форме учреждения, фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации, затрат добровольцев на проживание и проезд, на основании соглашения о добровольческой деятельности, заключенного между добровольцем и данной некоммерческой организацией.»

Пункт 1 статьи 238 дополнить подпунктом 16 следующего содержания:

«16) суммы выплачиваемые некоммерческими организациями, созданными в организационно-правовой форме учреждения, фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации, связанные с компенсацией затрат добровольцев на проживание и проезд, на основании соглашения о добровольческой деятельности, заключенного между добровольцем и данной некоммерческой организацией.»

Приложение 2 

В целях обеспечения в 2007 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества 30 июня 2007 года Президентом Российской Федерации было выпущено Распоряжение №367-рп «Об обеспечении в 2007 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества».

В соответствии с указанным Распоряжением средства, предусмотренные в федеральном бюджете на 2007 год на государственную поддержку некоммерческих организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, были предоставлены шести некоммерческим организациям на проведение конкурсов и выделение по их результатам грантов другим некоммерческим неправительственным организациям для реализации социально- значимых проектов.

Однако существующая редакция Налогового кодекса Российской Федерации налагает ограничения на перечень областей осуществления конкретных социально-значимых программ, поступления на реализацию грантов по которым не учитываются при определении налоговой базы, что не позволяет поддержать многие социально-значимые проекты некоммерческих организаций.

В целях оптимизации процесса оказания государственной финансовой поддержки некоммерческим неправительственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества, предлагается внести изменения в подпункт 14 пункта 1 статьи 251 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации в части перечня областей осуществления конкретных социально значимых программ, поступления на реализацию грантов по которым не учитываются при определении налоговой базы.

Существующая редакция
Предлагаемая редакция
 
гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований;
 
гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, просвещения, патриотического воспитания, культуры,  искусства, профилактики и охраны здоровья населения, физической культуры и спорта, пропаганды здорового образа жизни, охраны  окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной поддержки малоимущих и  других категорий социально незащищенных  граждан, профилактики проявлений ксенофобии, межнациональной и межконфессиональной розни,  общественной дипломатии, оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, укрепления института семьи и профилактики детской беспризорности и безнадзорности, а также на проведение  конкретных научных исследований и мониторинга состояния гражданского общества;
 

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).