15 марта президент Дмитрий Медведев провел под Самарой заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека, посвященное многочисленным экологическим проблемам страны. Днем ранее в городе Тольятти была проведена фотовыставка «Экология для всех», в которой приняли участие директор фонда социально-экологической реабилитации Самарской области Юрий Астахов, руководитель управления природопользования и охраны окружающей среды мэрии г.о. Тольятти Надежда Павлинова и представитель кафедры института химии и инженерной экологии ТГУ Влада Заболотских. Речи взрослых специалистов перемежались выступлениями детских коллективов Тольятти и мультипликационным марафоном. Дети сами приняли участие в создании мультиков о сохранении окружающей среды и экологии. Один из мультфильмов отметили все – сюжет его достаточно прост: заводские трубы дымят, летят белые голуби, которые пролетая над трубой превращаются в гадких черных ворон, планета плачет, но двое оставшихся голубей вдруг берут корзину с розами, взлетают с ней к трубе и закрывают ее вредные выхлопы.
После «Экологии для всех» наш корреспондент решила уточнить у руководителя управления природопользования и охраны окружающей среды мэрии г.о. Тольятти Надежды Павлиновой цифры более позитивные – бюджет на экологическое образование горожан.
- К сожалению, откровенно скажу, что у нас из бюджета города по разделу именно на экологическое образование и просвещение в рамках экологической программы в 2012 г. выделено всего 600 тысяч рублей. Я хочу сказать, что уже пришло то время, когда надо рассматривать другие масштабы финансирования на решение этих вопросов. Потому что проблем много и их нужно решать. В целом на экологическую программу городского округа Тольятти на 2010-2012 г. предусмотрено финансирование в сумме 16 358, 305 тыс. рублей, в том числе в 2012 г. 4 849 тыс. рублей.
- Будут ли на участке сгоревших в городе лесов возведены коттеджные поселки, или все-таки лес будет восстановлен?
- Сегодня в отношении лесов работают два документа. Министерством разработан документ о программе восстановления леса и по лесозащите в пожароопасные периоды. Как экологи мы сделали свои заключения и дали министерству свои предложения. На что министерство сказало, что «да, они будут учтены», в плане того, что если будут вестись какие-то хозяйственные работы (прокладка дорог, обустройство водоемов для тушения лесов), то возможно, они будут являться частью экологической экспертизы. Важно понимать, если речь идет о лесовосстановлении, то посадка леса должна быть плановым проектом. И обязательно получившим какое-то заключение от экологов. Ни о каком хаотичном проекте речь не может идти. На сегодня наш лес не имеет статуса муниципального. Он является территорией лесного фонда и весь контроль над ним осуществляет министерство природопользования самарской области.
- Тольятти, точнее его предприятия, в частности «Тольяттиазот» называют главными загрязнителями Самарской области. Росприродназдоррегулярно фиксирует выбросы в атмосферу сверх лимита, а также обнаруживаются несанкционированные свалки с опасными производственными отбросами. Какие принимаются меры по регулированию данной ситуации?
- Я как руководитель управления природопользования и охраны окружающей среды хочу отметить, что если мы являемся промышленным городом и естественно вклад промышленности, в том числе химической в загрязнение города значительный. Но, как правило, крупные предприятия нашего города самоконтролируемые и контролируемые со стороны госорганов. Сегодня мэрия Тольятти получает информацию от служб, осуществляющих систематический мониторинг за состоянием атмосферного воздуха по 8 стационарным пунктам контроля, расположенным на территории городского округа. На протяжении ряда лет превышение предельно допустимых нормативов выбросов отмечаются по взвешенным вещества (пыли), по диоксиду азота, аммиаку и формальдегиду.
В мэрию поступают обращения граждан на загазованность атмосферного воздуха, этому в большей степени способствуют выбросы от автотранспорта. В настоящее время в Тольятти с 700 тысячным населением, зарегистрировано более 200 тыс. автомобилей. Вклад в загрязнение атмосферного воздуха промышленных предприятий по-прежнему остается значительным, так как не все предприятия осуществляют модернизацию своих производств, в том числе с целью уменьшения негативного влияния на окружающую среду. Однако в качестве положительно примера можно привести ряд предприятий, которые активно участвуют в решении данной проблемы: АВТОВАЗ, Тольяттикаучук и Куйбышевазот, производства которых в настоящее время сертифицированы по ISO 14000. Но в Тольятти еще достаточное количество предприятий, руководству которых необходимо направить деятельность в направлении модернизации.
Что касается несанкционированных свалок, хочу отметить, что мы ни в коем случае не должны освобождать любое предприятие вне зависимости от его форм собственности и от его деятельности от тех действий, которые вредят человеку и окружающей среде. Условно говоря, можно заявить о 5 кг отходах, а 20 кг вывезти к лесу или в овраг. И это большая проблема. То, что вредит обществу, человеку и природе не должно оставаться безнаказанным.
- В таком случае, может, стоит за загрязнение окружающей среды наказывать не рублем, а уголовной ответственностью? К примеру, размер штрафа предприятию «Тольяттиазот» за 32 тонны выброса в атмосферу загрязняющих веществ составляет всего 12 тысяч рублей. Разве это не смешно?
- Мне приходилось по роду своей деятельности работать на законодательном уровне, составлять документы о привлечение лиц, нарушающих экологические требования к ответственности. На сегодня наш уголовный кодекс пришел к тому, что его должны менять в корне. Когда мы занимались подготовкой законопроекта, вообще не было ни одной статьи за нарушение экологических требований. Вышел закон, к счастью, и я принимала самое непосредственное участие с инициативой чтобы была установлена серьезная ответственность за эконарушения. Сегодня это целая восьмая глава административных правонарушений. В современной России по линии нарушений на транспорте постоянно повышаются штрафы, а по экологии штрафы остаются в прежнем уровне. Это нужно менять. А по уголовному кодексу, так его нужно вообще весь менять! Там есть 26-я глава уголовной ответственности за экологические преступления. Привлекаются к лишению свободы или иной уголовной ответственности те нарушители, в результате действий которых было причинен вред здоровью, произошла гибель животного… А ведь после некоторых экологических преступлений может пройти и год и пять лет, прежде чем будет очевиден ущерб. И кто за это будет отвечать!? Это парадокс. Сегодня природа диктует – совершил – и здесь же отвечай. Уже за то, что ты нарушил нормы, неси ответственность, а не жди когда наступят последствия. Надеюсь, нас услышат. Мы принимаем самое активное участие, начиная с городской Думы, губернской Думы свои предложения по изменению законодательства. Учитывая два проведенных госсовета нашим президентом, где министр природных ресурсов и экологии Юрий Петрович Трутнев доложил о разработке законов на федеральном уровне в совершенно новом издании по охране окружающей среды, хочется верить, что законы изменятся. Мы ждем эти законы. Я сама не менее пяти лет потратила, чтобы внести статьи об ответственности за нарушение экологии. Земля, планета наша - общая и мы должны все вместе за нее бороться. Мы должны реагировать на малейшие жалобы жителей! Экологическую безответственность руководителей предприятий нельзя ничем оправдать, это недопустимо!