Поскольку у нас тут много разных дискуссий завязалось по поводу того сколько может стоить государственный сайт, обоснована ли его цена, почему она такова, а не иная. Не «пилят ли бабло», есть ли коррупция и тому подобное.
Лично я считаю что важно понимать ту область которую подвергаешь критике. И периодически выступаю в роли «адвоката дьявола». Вот и сейчас вопрос будет о том? насколько всё непросто на самом деле в том сколько и почему стоит тот или иной веб-сайт. Текст я пишу на основе многих долгих разговоров как с чиновниками, так и с разработчиками так что видение не одностороннее.
Первый и основной тезис.
Все оценки основанные на цене контракта заключённого между госзаказчиков и поставщиком являются заниженными.
Почему? Потому как контракт предусматривает только проведение закреплённых в нём работ, в то время как при этом, может не учитываться и чаще всего не учитываются такие расходы как:
Итоговая стоимость будет выше. В зависимости от того какой сайт, всё может существенно отличаться. Но суммы на разработку госсайтов столь малы что не стоит ждать что у нас какое-то орган власти всерьёз займётся оценкой их стоимости. Не того маштаба задача, хотя и, для большего популизма, Минсвязи или Минэкономразвития могли бы такие работы организовать.
Тезис второй.
Сайты бывают разные.
У разных органов власти разные функции, разная степень публичности, разные информационные потоки. Требования которые установлены в 8-ФЗ и последующих подзаконных актах – они минимальны. На практике, у госоргана могут быть свои реестры, к которым через сайт должен предоставляться доступ,
Рассмотрим, некоторые официальные сайты:
- Служба внешней разведки – http://www.svr.gov.ru/. Набор статических страниц и всё. Просто до безобразия.
- Росимущество – http://www.rosim.ru. Сайт вроде бы простой, но реально там на одном движке существуют все сайты территориальных управлений в субъектах федерации.
- Сайт АП России – http://www.kremlin.ru/. На самом деле там не один сайт, а группа сайтов, по видимому на одном движке.
Рассмотрим госсайты официальными не являющиеся:
- OpenClass.ru. Сетевые сообщества - http://www.openclass.ru/. На самом деле портал является частью большого контракта по созданию сообществ учителей и разработка и сопровождение портала – это только часть работы. А значительная часть шла, идёт, должна была идти в оффлайне.
- Русский век. Портал для соотечественников – http://www.ruvek.ru. Просто сайт, с просто публикациями, на просто CMS. Страниц там не так уж много, специфики минимум
- Портал ТрудВсем.Ру – http://www.trudvsem.ru/. Портал по поиску работы запущенный Рострудом и Минздравсоцразвития. Содержания наполняемого редакторами там мало, но за ним большая база резюме и вакансий и организационная работа по унификации и сведении данных из всех управлений Роструда на единый портал.
Смысл всех этих примеров в том чтобы показать что то что мы называем «Государственные сайты» бывает очень разным. И кроме описанных выше отличий, есть отличия по готовности инфраструктуры и того как именно производится развёртывание сайта – на существующей инфраструктуре заказчика, внешнем хостинге или разработка включает закупку оборудования.
Итого. Прежде чем оценивать обоснованность расходов на какой-либо госсайт необходима чёткая их типизация, если угодно, анкета которую надо заполнить и после чего сравнивать с другими веб-проектами на основе заполненных метрик.
Госконтракт - это ещё и риск дополнительных издержек.
И, наконец, то о чём Вам далеко не все разработчики госсайтов расскажут. У их разработки, в отличии от многих других видов госконтрактов, есть довольно существенные риски главный из которых – это 94-ФЗ.
Почему 94-ФЗ? Да по очень простой причине. В любой коммерческой разработке, бывают ситуации когда у заказчика может поменяться ситуация, произойти перестановки в руководстве или могут произойти события увеличивающие объём работ. Так вот у любого госзаказчика руки жёстко связаны. Они не могут гарантированно обещать поставщику компенсировать превышение его расходов по той причине что для этого госзаказчику будет необходимо объявлять новую процедуру на «модернизацию» или «сопровождение» уже разработанного. А, этот конкурс на модернизацию может выиграть совсем не та организация которая понесла расходы.