Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение свободы массовой информации в Российской Федерации, и регулирует организационные, имущественные и иные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием средств массовой информации.
2. В настоящем Федеральном законе под средством массовой информации понимается объект гражданских прав, специально предназначенный для распространения массовой информации в определенной форме среди потенциально неограниченного круга лиц.
Средство массовой информации представляет собой периодически обновляемый результат интеллектуальной и иной деятельности и создается в форме периодического печатного или электронного издания, радио- или телеканала, либо иной не запрещенной законом форме периодического распространения массовой информации.
Создание и использование средства массовой информации осуществляется под постоянным названием, индивидуализирующим данное средство массовой информации в обороте.
Статья 2. Применение настоящего Федерального закона
1. Настоящий федеральный закон применяется в отношении средств массовой информации, создаваемых и используемых на территории Российской Федерации.
Для средств массовой информации, создаваемых за пределами Российской Федерации, настоящий Федеральный закон применяется в части, касающейся их использования на территории Российской Федерации.
2. Правила, установленные настоящим Федеральным законом для граждан и юридических лиц, применяются к гражданам Российской Федерации независимо от их места жительства, а к юридическим лицам v независимо от их места нахождения в пределах территории Российской Федерации.
3. Правила, установленные настоящим Федеральным законом, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не установлено федеральным законом.
4. Имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников и связанные с созданием и использованием средств массовой информации, регулируются настоящим Федеральным законом в части, не урегулированной гражданским законодательством Российской Федерации.
Статья 3. Законодательство о средствах массовой информации
1. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации состоит из настоящего Федерального закона, а также соответствующих ему иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Положения нормативных правовых актов, регулирующие отношения, возникающие в связи с созданием и использованием средств массовой информации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если положения, нормативного правового акта, регулирующие отношения, возникающие в связи с созданием и использованием средств массовой информации, противоречат настоящему Федеральному закону, то применяются нормы настоящего Федерального закона.
3. Если общепризнанными принципами и нормами международного права либо международным договором Российской Федерации предусмотрены для создания и использования средств массовой информации иные правила, чем установленные настоящим Федеральным законом, применяются правила, предусмотренные этими принципами, нормами или международным договором.
Статья 4. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие понятия:
массовая информация v информация, распространяемая через средства массовой информации и предназначенная для потенциально неограниченного круга лиц в виде текстов, звуков или изображений, содержащая сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, а также мнения о них;
владелец средства массовой информации - лицо, обладающее исключительными правами на его создание и использование в соответствии с настоящим Федеральным законом;
создание средства массовой информации v деятельность по сбору и обработке информации, производству массовой информации и подготовке средства массовой информации к использованию;
использование средства массовой информации v деятельность по распространению средства массовой информации либо обеспечению доступа к средству массовой информации либо иная деятельность по введению средства массовой информации в оборот;
периодическое печатное издание - газета, журнал, альманах, бюллетень, иное изделие полиграфического производства, предназначенное для распространения массовой информации, имеющее постоянное наименование, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
продукция периодического печатного издания - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания.
тираж печатного средства массовой информации - совокупность экземпляров одного выпуска (номера) печатного средства массовой информации.
периодическое электронное издание - зарегистрированное в соответствии с настоящим Федеральным законом средство массовой информации, предназначенное для распространения массовой информации в электронно-цифровой форме через информационные системы общего пользования (глобальные компьютерные сети) и с использованием иных электронных способов распространения (включая оптические и магнитно-оптические носители), имеющее постоянное название и обновляемое не реже одного раза в год;
издатель - лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по созданию и использованию периодического печатного или электронного издания;
теле-, радио- канал как средство массовой информации - совокупность аудио-, визуальных-, аудиовизуальных сообщений и материалов (программ), анонсов, заставок и других материалов оформления, рекламных материалов, распространяемых в уномедийной и/или мультимедийной информационной среде;
общероссийский теле- радио- канал - теле-, радио- канал, распространяемый на территории половины и более субъектов Российской Федерации;
межрегиональный теле- радио- канал - теле-, радио- канал, распространяемый на территории двух и более субъектов Российской Федерации;
региональный теле- радио- канал - теле-, радио- канал, распространяемый не менее чем на двух третьих территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
муниципальный теле- радио- канал - теле-, радио- канал, распространяемый на территории одного или нескольких муниципальных образований, составляющих менее двух третей территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
вещание - деятельность по распространению теле- радио- канала в соответствующей информационной среде;
вещатель - юридическое лицо или физическое лицо, осуществляющее распространение теле- или радио- канала на основании лицензии на вещание и в соответствии с настоящим федеральным законом;
информационная среда - физическое ограниченное и/или неограниченное пространство, в котором осуществляется распространение теле- и/или радиоканалов;
уномедийная (одноканальная) среда - информационная среда, в которой в едином физическом сигнале присутствует один основной содержательный информационный поток;
мультимедийная (многоканальная) среда v информационная среда, в которой в едином физическом сигнале присутствует несколько основных содержательных информационных потоков;
оператор мультимедийной среды - лицо, владеющее необходимыми техническими средствами и разрешениями (лицензиями), и обеспечивающее в установленном законодательстве порядке технический доступ к мультимедийной среде;
оператор уномедийной среды - лицо, владеющее необходимыми техническими средствами и разрешениями (лицензиями), и обеспечивающее в установленном законодательстве порядке технический доступ к уномедийной среде;
социальный стандарт при вещании в уномедийной среде - устанавливаемый в соответствии с требованиями настоящего федерального закона минимальный уровень обязательств вещателя по распространению сообщений, материалов и/или иной информации (включая социальную рекламу), направленных на достижение общественно полезных целей.
регистрирующий орган - федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган, уполномоченный в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять регистрацию средств массовой информации;
лицензирующий орган v федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган, уполномоченный в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять лицензирование телерадиовещания;
редакция средства массовой информации v юридическое лицо, оказывающее редакционные услуги, необходимые для создания средства массовой информации, на основании договора владельцу средства массовой информации, вещателю или издателю либо соответствующее подразделение владельца средства массовой информации, вещателя, издателя, осуществляющее создание средства массовой информации;
главный редактор - физическое лицо, которому владелец средства массовой информации или по его поручению вещатель, издатель вправе передать руководство редакцией средства массовой информации либо единоличное осуществление ее функций;
журналист - физическое лицо, занимающееся по трудовому или иному договору сбором информации, подготовкой и (или) редактированием сообщений и материалов, необходимых для создания средства массовой информации;
Статья 5. Свобода массовой информации
1. В Российской Федерации:
поиск, получение и производство информации, предназначенной для массового распространения,
распространение массовой информации,
владение средствами массовой информации,
создание и использование средств массовой информации,
изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств, оборудования и материалов, предназначенных для создания и использования средств массовой информации,
не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
2. Не основанное на законе вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, политических партий и/или их должностных лиц либо работников в деятельность владельца средства массовой информации, издателя, вещателя, редакции, журналиста либо в их отношения между собой запрещается.
3. Государственная поддержка средств массовой информации осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
Статья 6. Недопустимость цензуры
1. Цензура массовой информации, то есть требование от владельца средства массовой информации, издателя, вещателя, редакции, журналиста со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных или религиозных объединений, политических партий и/или со стороны их должностных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда такое требование исходит от автора или интервьюируемого), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей - запрещается.
2. Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается.
Статья 7. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации
1. Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, в том числе для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, а также для распространения материалов и/или программ, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
2. Не допускается использование средств массовой информации для распространения экстремистских материалов, а также информации, распространение которой запрещено законом о терроризме.
3. Запрещаются распространение в средствах массовой информации сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", в средствах массовой информации, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
4. В период проведения избирательных кампаний не допускается использование средств массовой информации с нарушением правил проведения предвыборной агитации, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
5. Запрещается использование в средствах массовой информации скрытых вставок и технических приемов и средств, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.
Глава 2. Право на информацию
Статья 8. Право на получение информации
1. Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, политических партий, общественных и религиозных объединений и их должностных лиц.
2. Органы, организации, объединения и лица, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, информируют общественность о своей деятельности путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов, в иных формах, а также предоставляют сведения о своей деятельности по запросам владельцев средств массовой информации, издателей, вещателей, редакции, журналистов.
Статья 9. Запрос информации
1. Владелец средства массовой информации, издатель, вещатель, редакция (главный редактор), журналист вправе запрашивать информацию о деятельности органов, организаций, объединений и лиц, перечисленных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона. Запрашиваемую информацию в трехдневный срок обязаны предоставлять пресс-службы указанных органов и организаций, а в случае отсутствия таковых v руководители этих органов и организаций либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.
2. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме.
Статья 10. Отказ и отсрочка в предоставлении информации
1. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается информацию владельцу средства массовой информации, издателю, вещателю, редакции или журналисту в той же форме, в какой был сделан запрос, в трехдневный срок со дня его получения.
В уведомлении должны быть указаны:
1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;
2) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;
3) дата принятия решения об отказе в предоставлении информации.
2. Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в трехдневный срок. Уведомление об отсрочке вручается информацию владельцу средства массовой информации, издателю, вещателю, редакции или журналисту в той же форме, в какой был сделан запрос, в трехдневный срок со дня его получения.
В уведомлении должны быть указаны:
1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в трехдневный срок;
2) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;
3) должностное лицо, установившее отсрочку предоставления информации;
4) дата принятия решения об отсрочке предоставления информации.
3. Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации возможна на срок не более 30 дней.
Статья 11. Конфиденциальная информация
1. Владелец средства массовой информации, издатель, вещатель, редакция, журналист не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные им гражданином с условием сохранения их конфиденциальности.
2. Владелец средства массовой информации, издатель, вещатель, редакция, журналист обязаны сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее им сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее решение о раскрытии источника информации принято судом в связи с находящимся в его производстве делом.
Не допускается раскрытие источника информации, если таким раскрытием может быть нанесен вред охраняемым законом интересам источника информации.
3. Владелец средства массовой информации, издатель, вещатель, редакция (главный редактор), журналист не вправе разглашать сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, подозреваемого, обвиняемого либо признанного виновным в совершении преступления, либо признанного потерпевшим, без согласия самого несовершеннолетнего или его законного представителя.
Статья 12. Письма
Письмо, адресованное владельцу, издателю (вещателю), редакции, журналисту может быть использовано в сообщениях и материалах средства массовой информации, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются положения настоящего федерального закона.
Владелец, издатель (вещатель), редакция, журналист не обязаны отвечать на письма граждан и пересылать эти письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение.
Статья 13. Использование сообщений и материалов средств массовой информации
При использовании сообщений и/или материалов, впервые распространенных в одном средстве массовой информации, другими средствами массовой информации, ссылка на средство массовой информации, в котором сообщение и/или материал был впервые распространен, обязательна, если иное не предусмотрено договором об использовании сообщений и/или материалов.
Статья 14. Право на опровержение
Гражданин или юридическое лицо вправе потребовать опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство или деловую репутацию сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации.
Статья 15. Порядок опровержения
1. В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены в данном средстве массовой информации.
2. Опровержение в периодическом печатном или электронном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком "Опровержение", как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано, как правило, в то же время суток и в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал.
3. Объем опровержения должен быть достаточным для достижения целей опровержения.
4. Опровержение должно последовать:
1) по теле- или радиоканалу, а равно в периодических печатных и электронных изданиях, распространяемых или обновляемых не реже одного раза в неделю, - в течение месяца со дня получения требования об опровержении или его текста;
2) в других средствах массовой информации - в ближайшем планируемом номере или обновлении.
5. В течение месяца со дня получения требования об опровержении либо его текста владелец средства массовой информации, вещатель или издатель обязаны в письменной форме уведомить заинтересованного гражданина о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа.
6. Если решение, обязывающее владельца средства массовой информации, вещателя или издателя распространить опровержение, принято судом, то опровержение должно последовать в срок, определенный в судебном акте.
Статья 16. Основания отказа в опровержении
1. В опровержении должно быть отказано, если данное требование либо представленный текст опровержения:
1) является злоупотреблением свободой массовой информации в смысле статьи 7 настоящего Федерального закона;
2) противоречит вступившему в законную силу судебному акту;
3) является анонимным.
2. В опровержении может быть отказано, если:
1) опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном или ином средстве массовой информации;
2) требование об опровержении поступило по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений в данном средстве массовой информации.
3. Отказ в опровержении либо нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка опровержения могут быть в течение года со дня распространения опровергаемых сведений обжалованы в суд.
Статья 17. Право на ответ
1. Гражданин или организация, в отношении которого в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности, имеет право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации.
В отношении ответа и отказа в таковом соответственно применяются правила статей 14 v 16 настоящего Федерального закона.
2. При обнаружении фактической ошибки, в том числе искажения имени физического лица, в материалах средства массовой информации владелец средства массовой информации, вещатель или издатель обязаны по собственной инициативе либо по требованию заинтересованного лица обнародовать поправку в том же средстве массовой информации. Отказ в распространении поправки может быть обжалован в суд.
Глава 3. Права и обязанности журналиста
Статья 18. Права журналиста
1. Журналист имеет право:
1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
2) посещать органы, организации и объединения, перечисленные в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, либо их пресс-службы;
3) быть принятым должностными лицами и иными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, в связи с запросом информации;
4) получать доступ к документам и материалам, за исключением документов и материалов или их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную или иную специально охраняемую законом тайну;
5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований пункта 1 статьи 11 настоящего федерального закона и подпункта 4 пункта 1 настоящей статьи;
6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
7) посещать, с соблюдением установленных федеральным законом правил, специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;
8) проверять достоверность информации, а также документов и материалов, полученных им в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона;
9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения под его именем или псевдонимом;
10) запретить использование своего имени или псевдонима под сообщением или материалом, которые противоречат его убеждениям;
11) снять свое имя или псевдоним под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала под его именем или псевдонимом;
12) распространять в средстве массовой информации подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью или под псевдонимом или без подписи.
2. Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
3. Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, преследующему общественно полезные цели и осуществляющему защиту общественных интересов.
4. Контроль за соблюдением прав журналиста, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляет главный редактор.
Перевод журналиста или иного творческого работника средства массовой информации на иную постоянную работу в той же организации по инициативе работодателя (статья 72 Трудового кодекса Российской Федерации), а также расторжение трудового договора с журналистом или иным творческим работником средства массовой информации по основаниям, установленным подпунктами 2), 3), 5) части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации допускается только с согласия главного редактора.
Статья 19. Обязанности журналиста
1.Журналист обязан:
1) соблюдать заключенный с ним трудовой или иной договор, на осуществление сбора информации, подготовки и (или) редактирования сообщений и материалов, необходимых для создания средства массовой информации;
2) проверять достоверность информации, содержащейся в подготавливаемых им для распространения в средствах массовой информации сообщениях и материалах;
3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно обнародуется впервые;
4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника за исключением случаев, предусмотренных статьей 11 настоящего Федерального закона;
5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его представителей;
6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных статьей 21 настоящего Федерального закона;
7) ставить в известность лицо (или определенного им представителя), с которым журналист заключил соответствующий трудовой или иной договор о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;
8) отказаться от данного ему задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;
9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию документ, удостоверяющий его полномочия как журналиста.
2. Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
3. При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь, достоинство и деловую репутацию граждан, а также деловую репутацию организаций. Контроль за исполнением обязанностей журналиста, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляет главный редактор.
Статья 20. Аккредитация
1. Владелец средства массовой информации, издатель, вещатель, редакция вправе обращаться в органы, организации и объединения, перечисленные в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, с просьбой об аккредитации при них своих журналистов.
2. Органы, организации и объединения, к которым обращены просьбы об аккредитации, обязаны аккредитовать заявленных журналистов при условии соблюдения правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, объединениями.
3. Правила аккредитации могут содержать обоснованные нормативы (квоты), определяющие количество журналистов, аккредитуемых от одного средства массовой информации. Установление таких нормативов должно осуществляться на основе принципов открытости, равенства и справедливости, чтобы обеспечить реализацию права граждан на получение общественно значимых сведений через максимально широкий круг средств массовой информации.
4. Правила аккредитации не могут содержать каких-либо дополнительных требований к аккредитуемым журналистам помимо вытекающих из положений настоящего Федерального закона.
5. Аккредитовавшие журналистов органы, организации и объединения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, представляющих общественный интерес, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи и передачи информации, оказывать содействие в организации индивидуальных встреч и бесед с должностными лицами.
6. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями и объединениями и представляющих общественный интерес, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия. Аккредитованные журналисты обязаны уважать правила внутреннего распорядка, установленные в аккредитовавших их органах, организациях или объединениях, и не создавать помех их деятельности.
7. Журналист может быть лишен аккредитации, если им или владельцем средства массовой информации, издателем, вещателем или редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие деловую репутацию организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу судебным актом.
8. Отказ в аккредитации, а равно лишение аккредитации либо ущемление прав аккредитованного журналиста могут быть обжалованы в суд.
Статья 21. Скрытая запись
Распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, допускается в случаях:
1) если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина;
2) если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;
3) если демонстрация записи производится на основании судебного акта.
Статья 22. Недопустимость злоупотребления правами журналиста
1. Злоупотребление установленными настоящим Федеральным законом правами журналиста в корыстных целях, для сведения личных счетов, а также в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица, не являющегося владельцем средства массовой информации, издателем, вещателем либо редакцией, с которым журналист связан трудовым или иным договором, запрещается.
2. Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.
Глава 4. Владелец, издатель, вещатель, редакция
Статья 23. Владелец средства массовой информации
1. Владельцем (совладельцем) средства массовой информации может выступать физическое лицо или юридическое лицо.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования могут на равных началах с иными владельцами v участниками отношений, регулируемых настоящим федеральным законом, выступать в качестве владельцев средств массовой информации в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления, действующих в пределах их компетенции.
Органы государственной власти и/или органы местного самоуправления в рамках их компетенции могут выступать в качестве владельцев печатных средств массовой информации, создаваемых исключительно для целей опубликования нормативных актов и иных документов указанных органов, а также документов, относящихся к сфере их деятельности.
Владелец средства массовой информации осуществляет свои права и обязанности с момента регистрации средства массовой информации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
2. Исключительные права владельца в отношении средства массовой информации означают право осуществлять и/или разрешать осуществление следующих действий:
1) использование названия средства массовой информации;
2) создание и использование (включая размещение рекламных сообщений и материалов и/или реализацию права на размещение рекламы) средства массовой информации;
3) приостановление создания и использования средства массовой информации;
4) прекращение создания и использования средства массовой информации;
5) использовать принадлежащие владельцу средства массовой информации информационные ресурсы, сформированные в процессе создания данного средства массовой информации.
Владелец средства массовой информации имеет также иные права и несет обязанности, установленные настоящим Федеральным законом.
Исключительные права владельца на средство массовой информации могут быть переданы новому владельцу только в полном объеме.
Новый владелец приобретает права на средство массовой информации и несет обязанности с момента перерегистрации средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.
3. При наличии у средства массовой информации нескольких владельцев, их взаимные права и обязанности, в том числе в отношениях по созданию, производству (составлению) и распространению средства массовой информации, а также связанные с регистрацией средства массовой информации, и порядок осуществления прав владельцев средства массовой информации, определяются соглашением между ними.
В указанном договоре между совладельцами могут также регулироваться вопросы, связанные с порядком осуществления функций издателя (вещателя), а также с порядком оказания услуг, в том числе и редакционных.
Если иное не установлено соглашением между совладельцами, совладелец может передать свои права в отношении средства массовой информации иному лицу без согласия иных совладельцев.
Если иное не установлено соглашением между совладельцами, совладелец может во всякое время выйти из числа совладельцев средства массовой информации, без согласия иных совладельцев. Соглашением между совладельцами могут быть установлены условия и порядок выхода совладельца из числа совладельцев.
4. Совладельцами средств массовой информации, созданных в соответствии с абзацем 3 пункта 1 настоящей статьи, наряду органами государственной власти и/или органами местного самоуправления могут выступать исключительно государственные (муниципальные) предприятия и/или учреждения, на которых возлагаются функции редакции, издателя данных средств массовой информации.
Статья 24. Отношения владельца средства массовой информации с издателем, вещателем, редакцией, главным редактором.
1. Владелец средства массовой информации может одновременно выступать издателем, вещателем, редакцией в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
2. Владелец средства массовой информации вправе заключить договор с издателем, вещателем, редакцией по созданию и использованию средства массовой информации. В договоре должно быть указано, какие из исключительных прав, предусмотренных пунктом 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, сохраняются за владельцем, какие - осуществляются издателем, вещателем, редакцией, какие v осуществляются совместно владельцем и издателем, вещателем, редакцией.
3. Редакция вправе осуществлять функции редакции иного средства массовой информации с согласия владельца (совладельцев), если иное не предусмотрено договором с редакцией.
Если иное не установлено договором, заключенным владельцем средства массовой информации с редакцией, последней передается исключительное право использовать принадлежащие владельцу средства массовой информации информационные ресурсы, сформированные в процессе создания данного средства массовой информации (подпункт 5 пункта 2 статьи 23 настоящего Федерального закона).
Владелец, издатель, вещатель не вправе вмешиваться в процесс организации творческой деятельности редакции по созданию средства массовой информации. Руководство указанной деятельностью осуществляет главный редактор.
4. Если иное не установлено договором, заключенным владельцем средства массовой информации с издателем, вещателем, последние вправе заключить договор с редакцией, а также иные договоры, связанные с созданием и использованием средства массовой информации.
5. Заверенные соответственно владельцем, издателем, вещателем, редакцией копии договоров, указанные в пункте 2 настоящей статьи, направляются в регистрирующий орган не позднее одного месяца с момента заключения договора. При этом лицо, направляющее договор, вправе исключить сведения, содержащиеся в договоре и составляющие коммерческую тайну.
При изменении и (или) дополнении договоров, представленных в регистрирующий орган в соответствии с настоящим пунктом, соответствующие изменения (дополнения) должны быть представлены в регистрирующий орган в месячный срок с момента их принятия.
6. Права владельца в отношении средства массовой информации могут быть предметом любых сделок, не запрещенных законодательством и применимых в отношении этих прав.
Статья 25. Ограничения, связанные с владением теле-, радиоканалом и участием в организации, осуществляющей телевещание
1. Иностранный гражданин, лицо без гражданства и гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, не вправе выступать владельцами теле-, радиоканалов, а также не вправе учреждать организации, осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более субъектов Российской Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более численности населения Российской Федерации.
2. Не допускается отчуждение акций (долей) организации, являющейся владельцем общероссийского теле-, радиоканала либо организации, осуществляющей вещание общероссийского теле-, радиоканала, а равно отчуждение акций (долей) организации, являющейся владельцем теле-, радиоканала либо организации, осуществляющей вещание теле-, радиоканала на территории, на которой проживает половина и более численности населения Российской Федерации, в случае, если такое отчуждение приведет к:
а) появлению в их уставном (складочном) капитале доли (вклада) иностранного участия, составляющей 50 процентов и более;
б) появлению в их уставном (складочном) капитале более 50 процентов доли (вклада) российского юридического лица с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более.
Статья 26. Ограничения, связанные с финансированием создания и использования периодических печатных изданий и деятельности владельца и/или издателя периодического печатного издания за счет средств бюджетов
В Российской Федерации не допускается финансирование за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, создания и использования периодических печатных изданий, а также деятельности владельца и/или издателя периодического печатного издания, за исключением случаев, когда такое финансирование осуществляется:
- в отношении периодических печатных изданий, являющихся официальными источниками опубликования федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных актов;
- в отношении периодических печатных изданий, создаваемых органами государственной власти и органами местного самоуправления для целей опубликования нормативных актов и иных документов указанных органов, а также документов и материалов, относящихся к сфере их деятельности;
- в отношении периодических печатных изданий культурно-просветительского, научного и образовательного характера, а также предназначенных исключительно для детей и инвалидов. Порядок финансирования периодических печатных изданий, указанных в настоящем абзаце, устанавливается Правительством Российской Федерации;
- в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной поддержке районных (городских) газет;
- в отношении государственных информационных агентств.
Глава 5. Регистрация средств массовой информации
Статья 27. Порядок регистрации средства массовой информации
1. Деятельность по созданию и использованию средства массовой информации допускается только после его регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
2. Регистрация средства массовой информации осуществляется регистрирующим органом в порядке, определяемым Правительством Российской Федерации.
3. Форма свидетельства о регистрации средства массовой информации утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 28. Заявление о регистрации
1. В заявлении о регистрации средства массовой информации должны быть указаны:
1) сведения о заявителе (заявителях): наименование и организационно - правовая форма юридического лица, место его нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица;
2) название средства массовой информации;
3) язык (языки) средства массовой информации;
4) форма средства массовой информации;
5) основные тематические направления и (или) специализация;
6) предполагаемая периодичность выпуска;
7) сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является владельцем, издателем (вещателем), редакцией.
2. Сведения, указанные в подпунктах 1-5 пункта 1 включаются в Свидетельство о регистрации средства массовой информации.
3. К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату регистрационного сбора, копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридических лиц, выступающих в качестве заявителей; копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя, выступающего в качестве заявителя; копию документа, удостоверяющего личность, - для физического лица, выступающего в качестве заявителя.
При наличии нескольких заявителей средства массовой информации к заявлению прилагается также соглашение между заявителями, предусмотренное пунктом 3 статьи 23 настоящего федерального закона.
4. Предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается.
5. Заявителю высылается (выдается) уведомление о приеме заявления с указанием даты поступления. Свидетельство о регистрации средства массовой информации или решение об отказе в регистрации должно быть выдано (направлено) заявителю в месячный срок с даты принятия заявления.
6. С момента регистрации средства массовой информации заявитель (заявители) становится владельцем (совладельцами) средства массовой информации.
Статья 29. Название средства массовой информации
1. Название средства массовой информации признается средством индивидуализации средства массовой информации.
2. Название средства массовой информации должно быть указано на государственном языке Российской Федерации и может быть указано на языках народов Российской Федерации, а также на иных языках.
3. В названии средства массовой информации не допускается использование:
1) слов и словосочетаний, представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации в смысле статьи 7 настоящего Федерального закона;
2) наименований международных организаций, членом которых является Российская Федерация, органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления без согласия указанных органов и организаций;
3) бранных слов и словосочетаний, образованных на их основе (нецензурная брань).
Использование в названии средства массовой информации наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, когда эти наименования и образованные на их основе слова и словосочетания используются в соответствии с законами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Статья 30 . Освобождение от регистрации
Не требуется регистрация периодических печатных изданий тиражом одного номера (выпуска) менее одной тысячи экземпляров.
На владельцев, издателей, редакции таких средств массовой информации соответствующий статус, установленный настоящим федеральным законом, распространяется с момента начала деятельности по созданию и использованию средства массовой информации.
Статья 31. Отказ в регистрации
1. Отказ в регистрации средства массовой информации возможен только по следующим основаниям:
1) если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности;
2) если примерная тематика и (или) специализация средства массовой информации представляют злоупотребление свободой массовой информации в смысле статьи 7 настоящего Федерального закона;
3) если название средства массовой информации нарушает правила, установленные пунктом 3 статьи 29 настоящего Федерального закона.
4) если название заявленного на регистрацию средства массовой информации совпадает или имеет сходство до степени смешения с названием ранее зарегистрированного тем же регистрирующим органом средства массовой информации той же формы периодического распространения массовой информации;
5) если имеется нарушение требований, установленных п.4 ст.23, ст.25, ст.26 настоящего Федерального закона.
2. Извещение об отказе в регистрации направляется заявителю в письменной форме с указанием оснований отказа, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.
3. Заявление о регистрации средства массовой информации возвращается заявителю без рассмотрения, с указанием основания возврата:
1) если в заявлении содержатся не все сведения, предусмотренные в пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона;
2) если заявление подано с нарушением требований пунктов 1 или 3 статьи 28 настоящего Федерального закона;
3) если заявление от имени заявителя подано лицом, не имеющим на то полномочий;
4) если не уплачен регистрационный сбор.
После устранения нарушений заявление принимается к рассмотрению.
Статья 32. Перерегистрация и уведомление
1. При смене владельца, изменении состава совладельцев, а равно наименования, в том числе на основании судебного решения о запрете использования в наименовании товарных знаков без разрешения их правообладателей, языка, формы средства массовой информации, средство массовой информации подлежит перерегистрации.
Перерегистрация средств массовой информации осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим федеральным законом для регистрации средства массовой информации.
2. При изменении местонахождения (места жительства) или наименования (фамилии, имени, отчества) владельца (одного из совладельцев) средства массовой информации владелец обязан в месячный срок письменно уведомить об этом регистрирующий орган.
Статья 33. Регистрационный сбор
1. За выдачу свидетельства о регистрации взимается регистрационный сбор, равный пятикратному минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом.
2. Для средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного или эротического характера, регистрационный сбор устанавливается в размере, равном стократному минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом.
Для детских, юношеских, образовательных, научных, культурноvпросветительских, экологических средств массовой информации, а также для предназначенных преимущественно для инвалидов, пенсионеров и других малообеспеченных групп населения регистрационный сбор устанавливается в размере, равном одному минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом.
Сумма регистрационного сбора зачисляется в федеральный бюджет.
3. В случае отказа в регистрации, а равно отказа от регистрации заявитель имеет право на возврат регистрационного сбора.
Статья 34. Полномочия регистрирующего органа по контролю за соблюдением требований настоящего Федерального закона
1. Регистрирующий орган осуществляет контроль за соблюдением владельцем средства массовой информации, издателем, вещателем, редакцией требований настоящего Федерального закона.
2. При выявлении нарушения владельцем положений пунктов 1-3, 5 статьи 7 настоящего федерального закона регистрирующий орган вправе вынести предупреждение.
3. При выявлении нарушения владельцем положений настоящего федерального закона регистрирующий орган вправе вынести предписание об устранении таких нарушений.
Предписание регистрирующего органа является обязательным для исполнения владельцем.
В случае если предписание регистрирующего органа не выполнено владельцем в месячный срок, регистрирующий орган вправе вынести повторное предписание об устранении допущенных и не устраненных нарушений. При неисполнении владельцем средства массовой информации такого повторного предписания регистрирующий орган вправе в течение шести месяцев с момента окончания срока для устранения нарушений, установленного повторным предписанием, обратиться в суд с требованием об аннулировании свидетельства о регистрации средства массовой информации.
4. Предписания и предупреждения регистрирующего органа выносятся в письменной форме.
5. Предписание и предупреждение могут быть обжалованы в судебном порядке.
6. Предписания и предупреждения регистрирующего органа выносятся не позднее шести месяцев с момента совершения нарушения.
7. Предписания и предупреждения регистрирующего органа считаются действительными в течение одного года со дня их вынесения, если до истечения этого срока регистрирующим органом не будет принято решение о прекращении их действия, либо их недействительность не будет установлена вступившим в законную силу решением суда.
Статья 35. Аннулирование свидетельства о регистрации средства массовой информации
1. Свидетельство о регистрации средства массовой информации подлежит аннулированию регистрирующим органом: