будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Сентябрь 21, 2010
Архив проектов

Прокурорские проверки неправительственных организаций: требуем прекратить кампанию запугивания

13-16 сентября 2010 г. в Москве и ряде других городов органамипрокуратуры была проведена беспрецедентная по масштабу истремительности кампания массовых внеплановых проверокнеправительственных организаций. Представители прокуратуры пришлиодновременно в офисы нескольких десятков ведущих российскихорганизаций, занимающихся защитой прав человека и общественныхинтересов, социально-экономическими вопросами, включая МосковскуюХельсинкскую группу, общество "Московский Мемориал", Ассоциацию позащите прав избирателей "Голос", Фонд "Общественный вердикт", Центрразвития демократии и прав человека, Центр антикоррупционныхисследований и инициатив "Трансперенси Интернешенл-Россия", Комитетпротив пыток, Центр социально-трудовых прав, Агентство социальнойинформации, Институт экономики города и др. В списке подлежащихпроверке организаций было около 40 НКО.

Проверки проходили в авральном режиме, с нарушениямизаконодательства. В некоторых случаях представители прокуратурыприходили в сопровождении милиции, маскировались под курьеров, неразрешали открывавшим дверь сотрудникам пройти вперед и сообщитьруководству о визите. Цели проверок они толком объяснить не могли,письмо с обоснованием проверки присылали факсом только посленастоятельных требований проверяемых. При этом из факсов следовалотолько, что проверка проводилась по поручению Генеральной прокуратуры,прокуратуры г. Москвы или прокуратуры Центрального административногоокруга г. Москвы на предмет "соответствия деятельности организациизаконодательству о некоммерческих организациях". Проверяющие требовалипредоставить огромное количество откопированных и заверенных документовв нереально короткие сроки, включая не только уставные ирегистрационные, но и протоколы собраний, бухгалтерские, налоговые иотчетные документы и т.д. В некоторых случаях времени было дано доутра, в других - документы требовали предоставить прямо на месте.

Форма проверки напоминала выемку документов в связи с подозрением вправонарушении или преступлении и никак не соответствовала заявленномуоснованию о "проверке выполнения законодательства". При этомпроверяющие ссылались на указание начальства о чрезвычайно срочномхарактере акции, "особом контроле", строгих приказах руководства, обожидающем их наказании, если они не доставят документы начальству всрок, и говорили, что сами не понимают, что произошло. Некоторыепроверяющие сообщали, что "должны найти какое-нибудь нарушение".

Можно только гадать об истинных целях этой беспрецедентной кампаниипроверок. Официальное обоснование не выдерживает никакой критики -обычные проверки выполнения НКО законодательства не проводятся вавральном режиме одномоментно в десятках организаций. В целом,организованные действия прокуратуры производят впечатление операцииустрашения - даже если это и не было их целью.

По законодательству об НКО уполномоченным контролирующим органомявляется Министерство юстиции. Нормами закона "О некоммерческихорганизациях" установлены процедуры и правила проверок, проводимыхМинистерством юстиции. В частности, Минюст обязан предупредить опроверке за несколько дней, предоставить перечень конкретных требуемыхдокументов за определенный период времени, срок проверки ограничен ит.д. Подобные нормы, регламентирующие правила проведения проверокорганами прокуратуры, в законодательстве отсутствуют. Запросы,предоставленные прокуратурой в ходе проверок, не содержали конкретногоперечня запрашиваемых документов, разъяснения права на обжалованиеподобных действий, не указывали, за какой период деятельностипроводится проверка. Проверки прокуратуры явно дублировали контрольныефункции Министерства юстиции и Федеральной налоговой службы.

Федеральный закон о прокуратуре и его статья 22, на которуюпрокуроры ссылались в своих запросах, дает право осуществлять проверкитолько при наличии конкретной информации о нарушении законности. Междутем, ни о каких нарушениях в предоставленных прокуратурой запросах речине идет. Трудно представить себе, что внезапно, в один день, около 40ведущих организаций были заподозрены в нарушении закона. Очевидно, чтоорганы прокуратуры нарушили конституционное право на свободуобъединения, законодательство о некоммерческих организациях и о защитеправ юридических лиц при осуществлении государственного контроля.

Таких кампаний не случалось за двадцать лет существованиянеправительственных организаций в демократической России. Подобнаяпрактика в отношениях государства и гражданского общества совершеннонедопустима. Мы возмущены этой беспрецедентной кампанией давления нанеправительственные организации и требуем разъяснений относительнопричин и обоснованности этих проверок от руководства Генеральнойпрокуратуры и прокуратуры г. Москвы. Мы настаиваем на соблюдении правнеправительственных организаций в соответствии с законодательствомРоссии и нормами международного права о свободе объединений.

20.09.2010

  • Московская Хельсинкская группа
  • Центр развития демократии и прав человека
  • Ассоциация по защите прав избирателей "Голос"
  • Фонд "Общественный вердикт"
  • Общество "Московский Мемориал"
  • Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешенл-Россия"
  • Агентство социальной информации
  • Центр социально-трудовых прав
  • Региональная общественная организация инвалидов "Перспектива"
  • Фонд "Институт экономики города"
  • Фонд "Устойчивое развитие"
  • Независимый институт социальной политики
  • Межрегиональный Комитет против пыток
  • Ассоциация АГОРА
  • Международное молодежное правозащитное движение
  • Правозащитная организация "Гражданский контроль", Санкт-Петербург
  • Фонд защиты гласности
  • "Открытая альтернатива", Тольятти
  • Комитет помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие"
читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).