будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 14, 2003
Архив проектов
Черкасов Александр

Пусть к свободе может быть мирным

13 ноября исполнилось 60 лет Мустафе Джемилеву, одному из лидеров крымско-татарского движения за возвращение на родину, политзеку 1960-1980-х годов, ныне - председателю Меджлиса крымско-татарского народа.

В этот день хочется пожелать Мустафе долгих лет жизни и мира его дому.

Для нас же этот юбилей - повод вспомнить о прошедших десятилетиях и о своих современных проблемах.

*****

Одиннадцать лет назад, в октябре 1992 года, ситуация в Крыму была на грани взрыва. 1 октября милиция ликвидировала «самострой» крымских татар в Красном Раю, близ Алушты. Теперь бы это назвали «зачисткой» - были раненые, задержанных увезли в неизвестном направлении. Два десятка временных домов, возведенных там за четыре месяца, были разрушены.

6 октября крымские татары, собравшиеся со всех концов полуострова на митинг в центре Симферополя, сломили милицейские кордоны и захватили здание Верховного Совета.

Рано или поздно нечто подобное не могло не произойти. Массовое возвращение в Крым татар, депортированных оттуда в 1944-м году, началось в конце 1980-х. Противодействие местных властей возвращавшимся крымским татарам не заставило себя ждать- вернее, продолжалось v так же, как и в предшествовавшие десятилетия, но уже без явного благословения центральной власти. Гостей (вернее, бывших хозяев) здесь, что называется, «не ждали» - согласно поговорке, в доме веревки не было принято говорить о повешенном... Через сорок пять лет после выселения оказалось, что дома, когда-то принадлежавшие крымским татарам, заняты. Те и не претендовали на свои бывшие жилища v готовы были строиться сами, но на «золотой» - в буквальном смысле, особенно на Южном берегу - крымской земле места им не было: власти отказывали в отводе участков. Летом 1992 года из 200 тысяч вернувшихся в Крым по крайней мере 120 тысяч не имели постоянного жилья (цифры эти, впрочем, не точны v скорее, дают минимальную оценку). Для обоснования этого возрождали мерзкие мифы v те, которыми когда-то оправдывали саму депортацию. Погромные настроения овладевали и «верхами», и «низами». Ситуация до боли напоминала ту, что складывалась в Чечне в конце 1950-х, а в чем-то была и хуже. Власти подстрекали народ к погрому.

Но погромы могли встретить более чем адекватный ответ. Крымско-татарское национальное движение было организованной силой v за ночь на митинг в Симферополь собрались люди со всего полуострова. Власти не заботились о расселении татар v в результате татарские самострои «окружали» столицу Крыма и другие населенные пункты, их обитатели могли легко блокировать дороги. Крымских татар не брали на работу в милицию v в итоге в МВД не было участковых милиционеров, которые контролировали бы ситуацию в местах их компактного проживания.

Все это создавало предпосылки уже не для погромов, а для полноценного этносоциального конфликта и большого кровопролития. Казалось, 6 октября ситуация вышла из-под контроля - об этом, по крайней мере, сообщалось в репортажах корреспондентов московских СМИ. Вроде, все - на просторах бывшего СССР у южных границ России появилась новая «горячая точка», замыкающая «цепочку нестабильности» - от Таджикистана, через Закавказье, к Приднестровью. Там все начиналось так же, как теперь в Крыму v нигде и никогда не удавалось остановить насилие.

Но 6 октября в Симферополе митингующие оставили захваченное здание, и в итоге ситуация разрядилась. Почему?

Причин тому, пожалуй, было две. У крымско-татарского движения за три предшествовавших десятилетия сложилась идеология и практика ненасилия. Сложилась и элита - харизматические лидеры, носители этой идеологии и практики. И первый среди этих лидеров - Мустафа Джемилев. Это он повернул назад толпу - и люди подчинились.

Несколько дней спустя об этом шел разговор в доме Мустафы, в Бахчисарае. Хозяин - невысокий худой человек в каракулевой шапке - был немногословен, и о своей роли в недавних событиях умалчивал...

Об этом, как и о многом другом, могли бы, пожалуй, поведать архив и библиотека, пребывавшие в образцовом порядке тут же за стенкою...

*****

Мустафа Джемилев родился в 1943-м, а через полгода, 17 мая 1944-го, весь его народ был сослан в Среднюю Азию.

В пятидесятых крымским татарам - в отличие, например, от чеченцев - не дали вернуться на «историческую родину». Получать высшее образование, впрочем, разрешили - именно молодежные студенческие кружки были одним из источников крымско-татарского движения за возвращение.

Однако тогда в движении превалировало иное течение. В 1960-х крымские татары пытались симулировать советскую республику, требовали восстановления ленинских норм, попранных Сталиным. Под письмами с подобными обращениями собирали десятки тысяч подписей и делегировали ходоков в Москву. Те «информациями», распространявшимися в Самиздате, отчитывались перед народом о попытках встретиться с властями. Власти не вняли - татарский народ в Крым не пустили. Ходоков высылали обратно в Среднюю Азию, наиболее активных преследовали в уголовном порядке. Но именно тогда крымско-татарское движение складывалось как общенациональное, легальное, апеллирующее к праву - отнюдь не как подполье.

Тогда же, в конце 60-х, сложились контакты с зарождавшимся диссидентским кругом - за крымских татар ходатайствовали Алексей Костерин, Петр Григоренко, Илья Габай и другие. Для Костерина это было не внове - он и раньше защищал другой репрессированный народ, чеченцев. В 1969-м году первое легальное неофициальное объединение в СССР - Инициативная группа по защите прав человека в СССР - была образована именно после ареста Григоренко, отправившегося в Узбекистан по крымско-татарским делам. В Группу вошел и молодой Мустафа Джемилев, к тому моменту уже отбывший один лагерный срок за участие в крымско-татарском национальном движении. Перечислить все последующие приговоры Мустафы здесь вряд ли удастся...

По свидетельству некоторых участников диссидентского движения, регулярные «информации» крымских татар оказали влияние на стиль «Хроники текущих событий». С другой стороны, правозащитники, несомненно, влияли на крымско-татарское движение. Взаимодействие было обоюдно продуктивным.

В семидесятых крымские татары перешли к осуществлению своего права явочным порядком - они возвращались в Крым, их громили, выгоняли, сажали... В 1978-м крымский татарин Муса Мамут, которого очередной раз пришли выселять и, наверное, сажать, сжег себя. Так ненасильственное - пусть даже ценою жизни - сопротивление становилось каноном для всего народа.

А Мустафа Джемилев после каждого очередного освобождения не унимался - и его снова сажали. Потом - «прессовали» в тюрьме и на зоне. Его сопротивление здесь было частью общего противостояния.

Так складывалась элита, практика и идеология движения. Меж тем к своему концу подошла советская власть. С первыми лучами перестройки и гласности крымские татары потянулись в Крым, а их ходоки - в Москву. И случилось чудо - несмотря на сопротивление союзных и местных властей, народу удалось вернуться на свою землю. Без кровопролития. Им не давали места под застройку - они селились и строились явочным порядком. Милиция приезжала сносить, выселять, арестовывать - татары обливали себя бензином, и милиционеры отступали. Про Мусу Мамута помнили все. Ненасилие в итоге победило - но для этого требовалось постоянное участие лидеров Меджлиса крымско-татарского народа, и прежде всего председателя - Мустафы Джемилева.

И на пике противостояния, осенью 1992-го, он сумел обуздать экстремистов и предотвратить открытый вооруженный конфликт. С тех пор прошло более десяти лет, в Крыму многое изменилось, но главное - там мирно. Остается повторить: мир вашему дому, Мустафа!

Теперь, когда ваш народ обрел свою родину, можно вспомнить о нашем общем прошлом и о нашей общей родине.

Салам алейкум, ватандашлар!

*****

А что же изменилось у нас, в России? Мы не сумели прочитать надпись на стене, меж тем срок нашему высокомерию уже был отмерен. Через месяц после погрома в Красном Раю начался кровопролитный осетино-ингушский конфликт в Пригородном районе Северной Осетии. Через год, в октябре 1993-го, кровь лилась в Москве. А через два с небольшим года танки вошли в Чечню. С тех пор Россия воюет.

И, говоря о Чечне, народ которой также был депортирован в 1944-м - нельзя не вспомнить об опыте крымских татар. Если бы в девяностые годы здесь были в почете те идеи, тот опыт, те лидеры - войны, наверное, удалось бы избежать.

Было ли это возможно? Ведь крымских татар депортировали буквально «ни за что», меж тем как Чечня сопротивлялась Советской Власти с упорством не меньшим, чем ранее - Российской Империи.

Надежда такая, думается, все же была. Вот другой пример, другое национальное движение - литовское. Как и движение крымских татар, оно было крепко связано с диссидентами.

Во второй половине 1940-х - начале 1950-х партизанское движение в Литве было едва ли не самым жестоким в бывшем СССР - как и репрессии против этого движения. И что же? В начале 1990-х революция в Литве была, пожалуй, самой «бархатной» на просторах бывшего СССР. И в последующее десятилетие режим в Литве не был замечен в зажиме «русскоязычного населения» v в отличие от других республик Балтии.

В чем же дело? В 1960-е - 1980-е годы литовское национальное движение находилось под сильным влиянием литовской католической церкви. Протест литовского народа был массовым, но, как и у крымских татар, ненасильственным. В Литве помнят сжегшего себя в 1972-м Ромаса Каланту - так же, как Крыму - Мусу Мамута. Как в Праге помнят Яна Палаха.

Наверное, и в Чечне все могло быть иначе, хотя история и не знает сослагательного наклонения.

Впрочем, и в истории чеченского народа был такой нравственный лидер, принесший идеи ненасилия - Кунта-Хаджи Кишиев. Было это в середине девятнадцатого века...

Теперь же, начиная с 2000-го года, самоубийственные теракты «шахидов» закладывают в Чечне прямо противоположный канон поведения. Что победит? Выбор, сделанный сегодня, может определить судьбу стран и народов на десятилетия...

И все же события октября 1992-го в Крыму, шире v история крымскотатарского национального движения - напоминают, что ненасильственный путь к свободе возможен.

*****

В Крыму тоже многое изменилось. За десять-пятнадцать лет выросло поколение, воспитанное не на идеях ненасильственного сопротивления, а на телевизионных программах совсем противоположного содержания. Но теперь это вряд ли уже что-то изменит. Мустафа Джемилев, как некогда пророк Муса, довел свой народ до земли обетованной.

Черкасов Александр
читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).