Борис Ельцин, 24 марта 1999 года (телеобращение)
Я только что переговорил с Жаком Шираком, президентом Франции, и с Клинтоном был очень длительный разговор v с президентом Соединенных Штатов. Речь шла о том, что через пару часов начнется бомбардировка Косово силами НАТО. Это удар по всему международному сообществу. Я обращаюсь ко всему миру, я обращаюсь к людям, которые пережили войну, я обращаюсь к тем, которые испытали эти бомбежки, я обращаюсь к их детям, я обращаюсь ко всем политическим деятелям. Давайте, пока еще остались какие-то минуты, мы убедим Клинтона не делать этого трагического, драматического шага. Это безопасность Европы, это война в Европе, а, может быть, и больше. Это очень серьезный шаг, и делать его даже без Совета Безопасности ООН v это более чем непонятно. Я хочу переговоров политических мирных с Милошевичем. Да, он трудный в переговорах. Да, с ним надо один, два, три, пять, десять раз разговаривать, но не надо жалеть этих десяти, двадцати раз разговоров с ним ради того, чтобы спасти сотни и сотни людей, которые погибнут через несколько часов. Я прошу, присоединитесь к возмущению всей России. К возмущению. Мы, конечно, все, что можно, со своей стороны делаем, но не все мы можем. То есть мы можем, но совесть нам не позволяет. Давайте все-таки остановим Клинтона на этом пути, поможем ему самому не совершить этого трагического шага. Трагического шага.
Владимир Путин, 20 марта 2003 года (заявление сделано на совещании в Кремле)
Сегодня Соединенные Штаты начали военную акцию против Ирака. Уже есть человеческие жертвы и разрушения. Целый регион оказался под угрозой крупномасштабной гуманитарной и экологической катастрофы.
Сразу же подчеркну: военные действия осуществляются вопреки мировому общественному мнению, вопреки принципам и нормам международного права и устава ООН.
Эта военная акция ничем не может быть оправдана: ни обвинением Ирака в поддержке международного терроризма (информации подобного рода у нас никогда не было и нет), ни желанием сменить в этой стране политический режим, что прямо противоречит международному праву и должно определяться только гражданами того или иного государства.
И наконец, никакой необходимости в военных действиях не было для ответа на главный вопрос, который был прямо поставлен международным сообществом, а именно: есть или нет в Ираке оружие массового уничтожения? А если есть, то что и в какие сроки надо предпринять для его ликвидации?
Кроме того, к моменту начала операции Ирак не представлял никакой опасности ни для соседних государств, ни для других стран и регионов мира, поскольку v особенно после десятилетней блокады v являлся слабой страной как в военном, так и в экономическом отношении. Тем более он не представлял собой опасности в условиях работы там международных инспекторов. Напротив, в последнее время их деятельность привела к серьезным позитивным сдвигам.
Хотел бы отметить: совместная работа в рамках Совета Безопасности ООН, в том числе совместная работа с Соединенными Штатами Америки, единогласное принятие резолюции 1441, не дающей право на применение силы, но позволившей возобновить деятельность международных инспекторов, а также комплекс других мер воздействия на иракское руководство положили начало практической деятельности по разоружению Ирака мирными средствами.
В этой связи независимо от того, как будет складываться ситуация вокруг Ирака, я от имени России как государстваvпостоянного члена Совета Безопасности ООН хочу обратиться к генеральному секретарю ООН и международным инспекторам. Хочу обратиться к ним со словами признательности и благодарности. Они честно и ответственно исполнили свой долг, проявили при этом высокий профессионализм и мужество. Уверен, что институт международных инспекторов еще будет востребован мировым сообществом.
Военная акция против Ирака v это большая политическая ошибка. Я уже сказал о гуманитарной стороне дела. Однако не меньшую озабоченность вызывает и угроза развала сложившейся системы международной безопасности.
Если мы допустим, чтобы на смену международному праву пришло кулачное право, согласно которому сильный всегда прав и имеет право на все, а при выборе средств для достижения своих целей ничем не ограничен, тогда под вопрос будет поставлен один из базовых принципов международного права v принцип незыблемости суверенитета государств. И тогда никто, ни одна страна мира не будет чувствовать себя в безопасности. А возникший сегодня обширный очаг нестабильности будет расти и вызывать негативные последствия в других регионах мира.
Именно по этим причинам Россия настаивает на скорейшем прекращении военных действий. И мы по-прежнему уверены: центральная роль в разрешении кризисных ситуаций в мире, в том числе и вокруг Ирака, должна принадлежать Совету Безопасности ООН.
Хочу подчеркнуть: Россия намерена проводить линию на возвращение ситуации в мирное русло и достижение подлинного решения иракского вопроса на основе резолюций Совета Безопасности ООН. Решения при учете законных интересов иракского народа, уважении суверенитета и территориальной целостности этой страны.
Билл Клинтон, 24 марта 1999 года (обращение к нации):
Нам нужна объединенная Европа, а не Европа, которая трещит по швам. Европа, которая разделяет наши ценности и готова разделить с нами бремя лидерства. Это тот фундамент, на котором основана безопасность наших детей. Поэтому я поддерживал политическое и экономическое объединение Европы. Поэтому мы приняли в НАТО Польшу, Венгрию, Чехию. Поэтому же и предложили новые формы партнерства России и Украине.
Каковы же препятствия на пути к мирной, безопасной, стабильной Европе? Перед нами стоит задача укрепления партнерства с демократической Россией, которая, несмотря на некоторые разногласия, остается конструктивным партнером в деле укрепления мира. Перед нами стоит задача снижения напряженности между Грецией и Турцией и наведения мостов между нами и исламским миром.
Наконец, перед нами стоит задача окончания нестабильности на Балканах v с тем, чтобы межэтническая напряженность в Европе была снята посредством дискуссий, а не бомбардировок. С тем, чтобы будущим поколениям американцев не пришлось бы пересекать Атлантический океан, чтобы участвовать в очередной ужасной войне. Вот вызов, с которым мы и наши союзники столкнулись в Косово.
Мы действуем сейчас потому, что мы должны сохранить жизни невинных людей, потому что мы должны избежать войны еще более жестокой и дорогостоящей, и потому что нашим детям нужна мирная, стабильная, свободная Европа.
Мы сегодня думаем и молимся о мужчинах и женщинах v наших военнослужащих, которые сегодня защищают наши ценности и будущее наших детей.
Благослови Боже их, и благослови Боже Америку.
Джордж Буш, 20 марта 2003 года (обращение к нации):
-Наша нация входит в этот конфликт неохотно, скрепя сердце, но наша цель ясна. Народ Соединенных Штатов, наши друзья и союзники не хотят и не будут жить при наличии незаконного режима, который несет угрозу миру своим оружием массового уничтожения.
Мы теперь встретим угрозу нашей армией, военно-воздушными силами, флотом, пограничниками и пехотинцами v это для того, чтобы потом нам не пришлось встретиться с ней, используя армию пожарных, полицейских и врачей на улицах наших городов.
Теперь конфликт разразился, и единственный путь ограничить и остановить его распространение v это применить силу. И я заверяю вас, это не будет кампания полумер, и мы не примем никакого иного результата, кроме победы.
Мои сограждане! Опасности, существующие для нашей страны и мира, будут уничтожены. Мы пройдем через это время опасностей и бед и продолжим работу над миром. Мы защитим нашу свободу. Мы принесем свободу другим. И мы восторжествуем.
Боже, благослови нашу страну и всех, кто ее защищает!
Премьер-министр Евгений Примаков, 25 марта 1999 года (в эфире НТВ):
Сейчас есть еще возможность вернуться к взаимоотношениям после окончания «холодной войны». Но для этого необходимо две вещи: во-первых, немедленное прекращение бомбардировок, а, во-вторых, осознание того факта, что Россия v часть мирового экономического и политического механизма. Никакого изоляционизма. Если же бомбить не перестанут, меры воздействия возможны любые, например, Белоруссия с Украиной уже сказали, что отказываются от статуса безъядерных государств.
Премьер-министр Михаил Касьянов, 20 марта 2003 года (на заседании правительства)
Россия предприняла максимальные усилия, чтобы кризисы и конфликты в мире решались исключительно через систему международной безопасности. Это в полной мере относится и к иракской проблеме
Заместитель Явлинского Владимир Лукин, председатель думского комитета по международным делам, 27 марта 1999 года
Похоже что американцы осознают, что сложилась ситуация, когда для них интересы косовских албанцев, стремящихся создать марионеточное государство, оказались важнее интересов России, интересов стратегического ракетно-ядерного разоружения. В последнее время у меня вообще сложилось впечатление, что чем больше страна, тем мельче руководство. -Мировой порядок изменится только тогда, когда изменится соотношение сил. При нынешнем соотношении мир останется прежним. Это нужно понять. Наша роль будет слабее, если мы не выйдем из экономического кризиса. Когда мы встанем на ноги, у нас появятся рычаги кроме визгливого голоса и ядерного шантажа.
Я надеюсь, что у американцев хватит ума понять, что они попали в тупик, и они прекратят силовые акции. Дальнейшее зависит от искусства переговоров. Ни одна страна не должна потерять при этом лица.
Лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский, 20 марта 2003 года
Такого развития событий можно было избежать, но сделать этого не удалось. К сожалению, это, скорее всего, приведет к значительным жертвам с обеих сторон, страданиям и гибели мирного населения. Поскольку конфликт закончится, ситуация вернется в правовое русло. Так бывало не раз после второй мировой войны и создания ООН. Диктаторских режимов, стремящихся к обладанию оружием массового уничтожения, много. Каждый раз начинать войну для их разоружения v немыслимо.
Александр Венгеровский, фракция ЛДПР, Комитет по международным делам Госдумы, 25 марта 1999 года:
Сегодня Косовское направление не является архиважным для России v оно вне сферы наших стратегических интересов. Основная опасность исходит с Кавказа, и если мы не будем готовы, то повторится Цусима.
Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов, 20 марта 2003 года
России в этой ситуации, во-первых, сохранять спокойствие, как мы это делали все последнее время. Министр иностранных дел РФ находится в Нью-Йорке, в ООН. - Буш неспроста назвал эту военную операцию началом военной акции по разоружению Ирака. По сути, он воспользовался формулировками резолюции »1441 Совбеза ООН. Вообще, мне кажется, сейчас для американцев очень важна будет легитимизация этой акции, они чрезвычайно этим обеспокоены и озабочены. Поэтому, естественно, они будут делать все для того, чтобы то, что они будут делать после этой военной акции, проходило бы в соответствии с канонами международного права. -И ООН, и НАТО, и Совет Европы, и ЕС, и ОБСЕ v все эти институты, которые сложились после Второй мировой войны и главной задачей коих было поддержание хрупкого равновесия и хрупкого мира в годы «холодной войны», в годы противостояния двух военных и общественно-экономических систем, все эти международные институты нуждаются в самом серьезном реформировании. Конечно, ООН v первая из организаций, которая в таком реформировании нуждается.
Борис Федоров, один из лидеров коалиции «Правое дело», 25 марта 1999 года:
Если кто-то в мире считает возможным наносить военные удары по государству, которое с тобой не воюет, лишь на основании того, что там неправильная внутренняя политика v это двойной стандарт. Почему не был нанесен удар по России во время конфликта с Чечней? Почему не нанесен удар по Турции v они вырезают курдов? Почему? Почему не нанесен удар по Грузии, когда она боролась с Абхазией? Почему не нанесен удар по Азербайджану из-за Армении?
Это абсолютно циничный двойной стандарт. Потому что те регионы они своими национальными интересами не считают, или не хотят связываться, потому что понимают v их удары ни к чему не приведут. Здесь они выбрали себе жертву, на которой зарабатывают политический капитал. После чего все в мире понимают, что на самом деле ничего не решают ни НАТО, ни ООН, ни Совет Безопасности. Все решается в Белом доме, в одном кабинете.
Ирина Хакамада, вице-спикер Госдумы, 20 марта 2003 года:
Антиамериканскую истерию раздувать не нужно