Вечером 21 августа 2004 г. вооруженные формирования Чеченской Республики Ичкерия провели масштабную военную операцию в столице Чечни городе Грозный. Российские СМИ за редким исключением, предпочли случившееся не заметить, равно как и политики — тем более, что дело было за неделю до назначенных на 29 августа выборов Президента ЧР. Между тем, это было отнюдь не первое подобное события за лето. Ровно двумя месяцами ранее, в ночь с 21 на 22 июня, произошло нападение боевиков на Ингушетию, получившее в России большой резонанс, а о том, как 12-13 июля боевики взяли под контроль село Автуры, в СМИ почти не сообщалось. Сотрудники «Мемориала» посетили места событий, опросили свидетелей — как гражданских лиц, так и сотрудников правоохранительных органов, — и попытались восстановить картину событий вечера 21 августа.
По нашим сведениям, перестрелки начались в начале седьмого по московскому времени. Так, в 18:10 один из сотрудников «Мемориала» наблюдал разрыв артиллерийского снаряда в районе остановки «Грознефтяной». Поначалу было непонятно, что происходит, но вскоре от водителей маршрутных такси стало известно, что по всему городу идут столкновения между боевиками и представителями федеральных структур.
В 19.10 — 19.30 боевики появились в двух окраинных районах города — на севере, в Старопромысловском, и на юге, в Октябрьском. Свидетели утверждают, что большие группы вооруженных людей — в среднем, по 20-50 человек, — в масках и без масок, в военной и камуфляжной форме, вошли во дворы многоэтажных домов по Старопромысловскому шоссе. По-видимому, боевики проникли в город заранее, в указанное время объединились в группы, и начали наступление.
С криками «Аллаху Акбар!», «Ичкерия!» они стали загонять мирных жителей по домам; некоторые спрашивали «Где у вас тут менты?». Люди в панике разбегались. Боевики действовали по «ингушскому сценарию»: выставили импровизированные посты, где досматривали проезжающие мимо машины, и, одновременно, напали на объекты, в данном случае, на избирательные участки, расположенные в зданиях школ.
В Старопромысловском районе им удалось углубиться в город на 3 километра (между двумя постами, от 36-го участка до Новой остановки). Федеральный пост в районе 36-го участка в бой в боевиками не вступил; пост в районе Новой остановки, охраняемый сотрудниками чеченской милиции, открыл огонь по нападавшим. Свидетели отмечали, что боевики были очень хорошо вооружены, в основном, гранатометами и автоматическим оружием (у некоторых было по 2-3 гранатомета), говорили по-чеченски и по-русски, у многих из под масок были видны длинные бороды. По оценке следственных органов, всего 21 августа в город вошли от 250 до 400 боевиков.
В СТАРОПРОМЫСЛОВСКОМ РАЙОНЕ г. ГРОЗНОГО боевики напали на здания средних школ № 10 и № 17, где расположены избирательные участки. В ходе перестрелки с охранявшими участки сотрудниками правоохранительных органов в школе № 10 погиб один сотрудник Старопромысловского РОВД и одно гражданское лицо; в школе № 17 был убит один сотрудник РОВД.
В момент нападения на школу № 17 на ее территории находилась женщина с детьми. Зная об этом, жительницы близлежащих домов упрашивали боевиков не обстреливать здание. Тогда одну из них нападавшие отправили в школу и велели вывести мирных граждан: «Если там не окажется детей и женщин, мы тебе покажем», — сказали они. Когда боевики удостоверились, что в здании находятся мирные граждане, они отказались от своего намерения штурмовать здание.
В этом же районе боевики напали на здание ДК «Грознефтегаз». Сторожей, охранявших ДК, отпустили, а само здание сожгли.
В районе остановки Нефтемайск нападавшие остановили белые «Жигули», в которых находились двое молодых людей — Дакаев Рамзан и его друг Тимур. Тимур был одет в камуфляжные брюки, что привлекло внимание боевиков. Заметив на себе пристальное внимание «работников блокпоста», Рамзан предъявил фальшивое удостоверение сотрудника правоохранительных органов (Дакаев не был сотрудником). Обоих молодых людей расстреляли.
В этом же микрорайоне осколочные ранения получили две женщины — Частиева Зурам, 1950 г.р. и Габасова Зурам, 1956 г.р., продавщицы мороженого.
Абдурзаков Саид-Эмин, 1961 г.р., водитель маршрутного такси был остановлен, досмотрен и отпущен. Он отъехал на небольшое расстояние, но в районе Старой остановки в его машину был произведен выстрел из гранатомета. Сайд-Эмин получил серьезные ранения.
Исупова Али Хасановича, 1984 г.р., проживаюшего по адресу: городок Маяковского, 64 кв. 8 боевики попросили принести им воды. Али выполнил просьбу. Около часа ночи, когда боевики вышли из города, в квартиру молодого человека ворвались сотрудники силовых структур в масках, и забрали Исупова. С тех пор родители не могут установить его местонахождение.
По имеющимся данным, в Старопромысловском районе погибли 2-е милиционеров и 5 военнослужащих; 14 гражданских лиц получили ранения.
В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ г. ГРОЗНОГО эпицентром событий стали площадь Минутка, улицы 8-го марта, Сайханова, Нагорная и Павла Мусорова. Здесь боевики действовали малыми группами.
Нападению подвергся КПП-29 федеральных сил, расположенный вблизи автовокзала. Бой продолжался около часа. Блокпост обстреливался из проемов недостроенного пятиэтажного дома, из стрелкового и крупнокалиберного оружия. Осколки и пули залетали на территорию расположенного рядом городка беженцев. Данных о потерях с обеих сторон нет.
Рядом с федеральным постом нападавшие выставили собственный пост, и производили досмотр автотранспорта. Со слов сотрудника нефтеполка стало известно, что на этом посту боевики расстреляли двух работников вневедомственной охраны и сотрудника ОМОН.
Несмотря на близость военных, боевики так же выставили посты в районе 8-го марта: на улицах прилегающих к Октябрьскому РОВД: Окружная, Ханкальская, Гудермесская, Павла Мусорова и Школьная. «Пост» на развилке дорог Ханкальская и Пригородный находился на расстоянии менее одного километра от российской военной базы Ханкала и в пятистах метрах от федерального блокпоста на мосту между Ленинским и Октябрьским районами.
По словам раненого водителя Нашалаева Исмаила, 1974 г.р., он с тремя пассажирами, один из которых являлся сотрудником подразделений Ямадаева, проезжал мимо развилки. Машину остановили боевики, у одного из сотрудников увидели автомат, и открыли огонь. Водитель был ранен, но пытался бежать, добивать его боевики не стали. Остальные пассажиры погибли. По словам Нашалаева, боевиков было человек 15, еще несколько, видимо, прятались в засаде.
В Октябрьском районе была ранена Абдурашидова Малика, 1961 г.р. Когда началась стрельба, она взяла такси и поехала искать торговавшую на рынке дочь. На перекрестке улицы Павла Мусорова и ул. Нагорная машина проезжала «импровизированный блокпост» и попала в зону огня. Водитель такси был убит, сама Абдурашидова получила осколочные ранения. На том же «посту» в эту ночь боевики уничтожили 7 автомашин сотрудников силовых структур, их пассажиры были расстреляны. Примечательно, что эта группа боевиков (скорее всего 4 человека) действовала в 500 метрах от РОВД и 400 метрах от военной комендатуры Октябрьского района. Можно предположить, что боевики находились здесь от получаса до часу, после чего скрылись. Трупы убитых людей пролежали на перекрестке до утра.
В поселке Мичурина группа из 4-5 боевиков расстреляла двух мирных жителей — Дамаева Апти и Батаева Ису. Прорвавшись через район заброшенных разбитых домов, боевики вышли на улицу Михайлика. У дома № 31 они наткнулись на Апти, который стоял рядом с военным УАЗиком и был одет в старые камуфляжные брюки (Апти — сварщик, и занимался починкой автомобиля). В тот же момент из дома вышел Батаев Иса в гражданской форме. Боевики открыли огонь, Апти был ранен, а Иса убит.
***
Вооруженные группы начали покидать город примерно в 22-23 часа. В Старопромысловском районе из дворов многоэтажных домов они забирали микроавтобусы, принадлежавшие мирным жителям, и выезжали на них. Впоследствии эти машины были найдены за городом в районе 15-го молсовхоза, близ населенного пункта Гуннюшки.
Федеральные войска не преследовали нападавших. В районе 15-го молсовхоза дислоцирующееся там подразделение службы безопасности Кадырова под руководством Мовлади Байсарова организовало засаду, ожидая отхода боевиков. Сам Мовлади не нападал на уходивших боевиков, но был готов держать оборону. Когда четверо молодых боевиков решили обстрелять его подразделение, они попали в окружение: трое сдались в плен, а 18-летний Дениев Иса Рашидович, был убит.
Единственное подразделение федеральных структур, пришедшее на помощь милиционерам в ту ночь — комендатура Старопромысловского района г. Грозного. Комендант отправил имевшиеся в его в распоряжении 3 БТРа к зданию школы № 10 Старопромысловского района, и лично руководил операцией. В результате все три БТРа были подорваны, пятеро военнослужащих погибли.
Первые раненые стали поступать в 9-ю городскую больницу г. Грозного около 20:00 по московскому времени. Вначале всех убитых свозили в место дислокации полка патрульно-постовой службы, в микрорайон РТС. В первые часы с момента нападения ранеными и убитыми занимались добровольцы. Когда стрельба начала стихать, заработали машины скорой помощи.
Всего в 9-ю горбольницу поступили 23 раненых. Один из них скончался. По имеющимся данным, в Октябрьском районе вечером на 21 августа убиты 22 милиционера, 2 работника военной прокуратуры, 12 гражданских лиц; 2 милиционера и 19 гражданских лиц ранены; 1 милиционер похищен.
События 21 августа не освещались чеченским телевидением. О ночном рейде боевиков лишь однажды вскользь упомянул чеченский канал ЧГТРК. 23 августа в вечернем выпуске новостей и.о. министра внутренних дел Руслан Алханов сообщил, что-де 21 августа была предпринята акция, аналогичная нападению на Ингушетию, но благодаря слаженным действиям военных структур, «ингушский вариант» в Чечне боевикам осуществить не удалось.