Скопировано с сайта ИМЛИ РАН
РЕЗОЛЮЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО СОБРАНИЯ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА ИНСТИТУТА МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИМ. А.М. ГОРЬКОГО РАН В СВЯЗИ С РАЗРАБОТАННЫМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ ЗАКОНОПРОЕКТОМ О РЕФОРМИРОВАНИИ АКАДЕМИЧЕСКОГО СЕКТОРА НАУКИ
Трудовой коллектив сотрудников Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН считает категорически неприемлемым реализацию принятого правительством РФ и представленного в Государственную Думу законопроекта № 305828-6 «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Претворение в жизнь положений этого документа, не выдерживающего никакой критики ни с концептуальной, ни с правовой точки зрения, несомненно, приведет к окончательной и безвозвратной деградации отечественной науки, разрушению всей исследовательской инфраструктуры как единой системы, массовому оттоку наиболее активных ученых за рубеж и иным тяжелейшим последствиям, которые окончательно похоронят планы по модернизации страны.
Мы глубоко возмущены поспешным принятием законопроекта в обстановке полной секретности, с установкой на демонстративное игнорирование мнения научного сообщества. Этот факт не может не восприниматься каждым из нас как личное оскорбление – тем более вопиющее, что совсем недавно в РАН на конкурентной основе было выбрано новое руководство, настроенное на конструктивное реформирование научной сферы и пообещавшее в сентябре представить обществу стратегию развития академии, а Совет по науке при Президенте РФ начал готовить свое намеченное на осень этого года заседание, на котором предполагалось обсудить вопросы совершенствования системы управления наукой в России. Разработанный в кулуарах Министерства, глава которого пользуется наименьшим доверием среди всех членов Правительства РФ, в тайне не только от ведущей научной организации страны – Российской академии наук, – но даже от членов Общественного Совета при данном Министерстве, этот законопроект бросает циничный вызов всему научному сообществу.
Однако недопустимость подобного положения вещей обусловлена не только соображениями профессиональной этики. Не менее важна и юридическая сомнительность процедуры принятия данного законопроекта Правительством РФ, поскольку при этом было нарушено Постановление Правительства РФ от 25 августа 2012 г., N 851, в котором говорится, что «в случае разработки [органами исполнительной власти] проектов федеральных законов по вопросам ... проведения единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии» должно иметь место их общественное обсуждение (в частности, с сопутствующим размещением необходимой информации на сайте regulation.gov.ru) сроком не менее 60 дней.
Предусматриваемая законопроектом передача собственности РАН в распоряжение вновь создаваемого «Агентства» неизбежно вызовет полное разрушение инфраструктуры науки, приватизацию за бесценок собственности, находящейся в оперативном управлении РАН, и ее отчуждение в пользу сторонних организаций, что будет всемерно способствовать скорейшей гибели отечественной фундаментальной науки.
Под предлогом избавления ученых от управления имуществом и коммунальным хозяйством законопроект предусматривает исключение РАН из схемы финансирования научных исследований. Эта мера чревата безконтрольным разбазариванием средств – неизбежным в случае возложения финансирования науки на некомпетентных в этой сфере чиновников, претендующих на статус «эффективных менеджеров».
Категорически неприемлем предполагаемый законопроектом сценарий покупки лояльности членов-корреспондентов и действительных членов государственных академий, которым предлагается принять участие в похоронах отечественной науки за дополнительное стипендиальное вознаграждение либо получение статуса «академика» в новосоздаваемом на развалинах 300-летней Академии наук «общественно-государственном объединении». Предполагаемое механическое назначение всех членов-корреспондентов РАН действительными членами новой академии выражает глумливое пренебрежения разработчиков законопроекта к научным званиям и сложившейся традиции, основанной на поступательном накоплении учеными своего репутационного капитала в зависимости от реального вклада в развитие фундаментальных наук. В целом же эти нововведения, полагаем, имеют двоякую цель: 1) сбить сопротивление Академии принятию законопроекта; 2) вбить клин между членами Академии и рядовыми учеными и не допустить их совместных действий в защиту РАН.
Совершенно недопустим имеющий прецедент лишь в нацистской Германии пункт законопроекта, разрешающий лишать академиков звания и исключать их из Академии. Цель этого положения – лишить академиков не только реальных рычагов воздействия на науку, но и независимости, возможности свободно выражать свою позицию.
Возмутительна попытка разработчиков законопроекта поставить крест на классической для отечественной науки традиции выборности руководителей научных организаций РАН, на которую власти не смели покушаться даже во времена жесткого тоталитаризма.
Проект закона не предусматривает сохранения за академией, превращаемой в «экспертный клуб» для решения сиюминутных задач, поставленных чиновничьей бюрократией, функций по полновесному обеспечению фундаментальных научных исследований, сохранению и комплексному изучению культурного наследия России.
Полагаем, что все эти факторы свидетельствуют, как минимум, о некомпетентности авторов законопроекта, порожденной, в частности, недостаточной эффективностью работы Министерства, совмещающего исполнение функций по управлению наукой и образованием – разными сферами деятельности, каждая из которых требует специальных подходов.
Предлагаем развести реализацию данных функций по разным ведомствам исполнительной власти с целью повышения ее эффективности.
Считаем необходимым указать, что основная цель возможной реформы РАН должна состоять в организации и всемерной поддержке исследований мирового уровня, чему в корне противоречит правительственный законопроект.
Требуем отзыва данного документа из Государственной Думы ФС РФ и его широкого общественно-экспертного обсуждения. Настаиваем на том, чтобы в основу предстоящего реформирования РАН была положена программа, подготавливаемая под руководством избранного президента РАН академика В.Е. Фортова.
Принято единогласно.
04 июля 2013 года. Москва.