Полит.ру публикует резолюцию и заявление, которые были приняты после серии обсуждений на заседании Рабочей группы Общественной палаты по ситуации на Соцфаке МГУ 7 июля 2007 г. Авторы этих документов отмечают, что "это первое содержательное заключение Рабочей группы, которое непосредственно характеризует ситуацию на соцфаке МГУ". В его основу лег анализ нескольких учебников, используемых на Соцфаке в качестве базовых и распространяемых с грифами Минобразования для широкого использования в преподавании социологии. Особое внимание уделено проблеме плагиата в текстах этих учебников.
Участники обсуждений в Общественной палате крайне озабочены многочисленными нарушениями академической этики, которые допустило руководство Соцфака МГУ, помимо прочего фактически узаконивая плагиат как норму учебного пособия. Предполагается направить резолюцию и заключение Общественной Палаты руководству ряда социологических учреждений, руководству МГУ, Министерству науки и образования, Рособрнадзора РФ. Рабочая группа, при участии внешних экспертов-социологов, продолжает обсуждение проблемы госстандарта по социологии: экспертизу действующих норм и выработку позиции по вопросу о новом стандарте. Первые экспертные заключения опубликованы на сайте Общественной палаты и на Полит.ру, общие результаты будут представлены публично несколько позднее.
Резолюция Рабочей группы Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации о ситуации на социологическом факультете МГУ
Комиссия Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации в апреле 2007 года создала экспертную Рабочую группу в связи с обращением студентов социологического факультета МГУ по поводу конфликта, возникшего между их инициативной группой, обозначившей себя как «OD group», и руководством факультета, который возглавляет профессор В.И. Добреньков.
Рабочая группа Комиссии Общественной палаты сформулировала цель своей деятельности как экспертизу нескольких предметов: государственного образовательного стандарта по социологии, учебного процесса на социологическом факультете МГУ, а также соответствия уровня подготовки специалистов-социологов требованиям рынка труда, состоянию современной социологии и потребностям общественного развития страны.
Рабочая группа начала свою работу с экспертизы базовых учебников, авторство которых принадлежит В.И. Добренькову, декану и руководителю кафедры теории и истории социологии, а также руководителю секции «социология» Учебно-методического объединения (УМО) по классическому образованию Министерства образования и науки РФ. К настоящему времени рабочей группе представлены рецензии акад. РАН Т.И. Заславской, проф. М.Ф. Черныша и проф. В.А. Ядова на трехтомный учебник В.И. Добренькова и А.И. Кравченко. «Социология» (М., Издательство «Инфра-М», 2000). Помимо того, студенты OD group передали материалы анализа фрагментов из однотомного (сокращенного) варианта этого учебника и другой работы тех же авторов на предмет плагиата. (Рецензии и указанные материалы опубликованы на сайте www.oprf.ru).
Ознакомившись с рецензиями и указанными материалами, рабочая группа находит, что авторы учебного пособия по базовому курсу общей социологии (I том) ориентируются на одну из школ, доминировавшую в социологии США до середины 60-х годов, известную как «структурно-функциональный анализ» и практически игнорируют теоретические подходы, которые утвердились в мировой социологии во второй половине ХХ столетия и в начале ХХI века. Недостаток трехтомного учебника в целом состоит в непоследовательности излагаемых концепций, слабой логической проработке излагаемого материала, противоречиях в трактовке одних и тех же сюжетов, представленных в разных разделах учебника. Рецензенты отмечают весьма тенденциозный подбор сочинений российских авторов, рекомендуемых студентам для освоения. В списках рекомендуемой литературы – учебные пособия российских авторов 20-х годов и учебная литература мало известных современных российских авторов, к тому же не предназначенная для высшей школы.
При анализе материалов однотомной версии учебника «Социология» (М.: Инфра-М, 2007) были выявлены факты достаточно широкого использования текстов российских авторов без указания источников. Выборочная проверка текста учебных пособий показала значительные масштабы заимствования В.И. Добреньковым и А.И. Кравченко чужих текстов, в большинстве случаев без оформления соответствующих ссылок. Одним из наиболее одиозных примеров являются многочисленные заимствования (объемом от 2 до 4 страниц сплошного текста) из работы Н.Е. Тихоновой «Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике» (М., РОССПЭН, 1999), без соответствующих ссылок на источник. Обнаруженные изъяны и масштаб плагиата позволяет заключить, что указанное учебное пособие не может претендовать на уровень учебника «продвинутого уровня», как характеризуют его сами авторы. Факты плагиата свидетельствуют о явном нарушении норм профессиональной этики и, вероятно, норм российского законодательства об авторских и смежных правах.
Экспертиза Рабочей группы Комиссии Общественной палаты будет продолжена. Однако уже в связи с имеющимися материалами члены Рабочей группы приняли решение обратиться к руководству МГУ, Минобрнауки Росии и СМИ со следующим заявлением.
Заявление Рабочей группы Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации о ситуации на социологическом факультете МГУ
Экспертиза ряда базовых учебников за авторством В.И.Добренькова и А.И.Кравченко, используемых на социологическом факультете МГУ, показала их низкий уровень. Также были выявлены случаи недопустимого заимствования авторами большого объема материалов из текстов коллег, без необходимых ссылок.
В связи с этим мы информируем руководство МГУ им. М.В. Ломоносова и Минобрнауки России о том, что по мере проведения экспертизы учебников Рабочей группой, они будут направляться в Рособрнадзор для решения вопроса о снятии с них министерского грифа и нецелесообразности их дальнейшего использования в образовательной системе РФ.
Надеемся, что руководство Министерства и Ректор МГУ сочтут необходимым публично осудить авторов, допустивших, намеренно или по небрежности, плагиат в базовых университетских учебниках. Призывая студентов не списывать, не пользоваться чужими рефератами, курсовыми и дипломными работами, вузовские преподаватели не должны подавать пример подобного рода заимствования.
В связи с выявленными фактами нарушения академической этики, обращаемся к Ученому совету социологического факультета МГУ и ректорату МГУ с предложением сотрудничества. Предлагаем совместно искать выход из того сложного положения, в котором оказался факультет, и способствовать оздоровлению ситуации в образовательном секторе российской социологии.
Рабочая группа Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации по ситуации на социологическом факультете МГУ