28 июня 2007 года Фонд стипендий Памяти Иосифа Бродского сообщил, что очередные стипендии Фонда присуждены поэту Николаю Байтову и художнику Вадиму Захарову. Вот история стипендий: осенью 1995 года Иосиф Бродский обратился к мэру Рима с предложением о создании Русской Академии, где могли бы учиться и работать художники, писатели и учёные из России. Бродский особо указывал на то, что семидесятилетняя изоляция прервала давнюю традицию культурного обмена между Россией и её европейскими соседями. Бродский хотел возродить эту традицию, создав независимую Русскую Академию. После смерти Бродского в 1996 году, эта идея была подхвачена его друзьями, которые, с целью её реализации, учредили благотворительные фонды в Италии и США. Пока Русской Академии в Риме еще нет, но фонд уже сейчас предоставлять стипендии поэтам и художникам.
Проект Академии, разработанный И.Бродским, впервые был опубликован в "Новом Русском Слове", в номере за 9-10 марта 1996 г. Перевод - Евгения Штейнера.
1. Преамбула
По очевидным причинам русское искусство за последние двести лет в большом долгу перед итальянской культурой. На русских художников, архитекторов, музыкантов и писателей, постоянно общавшихся с нею на протяжении двух столетий, эта великая культура оказала бесспорное влияние, которое невозможно переоценить. Великий Осип Мандельштам писал о православных <московских> соборах "с их итальянскою и русскою душой"; у нас не было бы опер и симфоний Чайковского, если б он не жил в Италии; развитие русской школы живописи было бы немыслимо без многих лет, проведенных Александром Ивановым в Риме; а что касается литературы, то мы бы по-прежнему пересказывали народные сказки, если б не опыты Пушкина по переводу Данте или не житье Гоголя на Виа Систина.
Можно продолжить этот ряд и упомянуть влияние итальянского футуризма на русское искусство и литературу в начале нашего века, но не стоит перечислять очевидное. Преамбула должна быть короткой. Поэтому ограничимся лишь признанием факта: итальянская культура является матерью русской эстетики. И в течение семидесяти последних лет связь между матерью и ее чадом была- искусственно разорвана. Многое из того, что произошло в России - особенно изменения в ее духовном климате, - прямое следствие этого злосчастного разрыва. Цель устройства Русской Академии в Риме - восстановить культуру-восприемницу в ее естественном, здоровом состоянии.
2. Основные принципы
Русская Академия в Риме должна быть создана по образцу ее сестер — Французской и Американской Академий, но с одной неизбежной особенностью: она должна финансироваться из частных источников, по крайней мере на первых порах. Частному фонду следует отдать предпочтение не только из-за весьма тревожного финансового положения нарождающейся российской демократии, но также для того, чтобы оградить независимость создаваемого института от капризов политического климата России в ближайшем будущем.
На начальном этапе финансирование должно быть итальянское (на муниципальном уровне или уровне отдельных корпораций), равно как итальянским же должно быть и административное управление Академией. Впоследствии, можно будет принять финансирование и со стороны России - при условии, что оно будет частным и исходить от организаций, которые работают в Италии или имеют деловые связи с Италией. Участие российского государства в начальный период - скажем, в течение пяти лет - должно быть исключено.
Отбор кандидатов на получение стипендии и проживание в Академии должен проводить независимый совет людей искусства и науки, чья высокая репутация признана как в России, так и за ее пределами. Номинации для русского эквивалента Римской Премии (Prix de Rome) должны направляться этому совету от Российской Академии наук и от Института Данте в Петербурге и в Москве, а также, возможно, и от министерства культуры России. Следует четко представлять, тем не менее, что функции вышеназванных организаций будут исключительно рекомендательными, а не отборочными. Отбор и утверждение кандидатов должно быть доверено вышеупомянутому совету художников, литераторов и ученых (итальянских и русских).
3. Стипендии
Стипендии в Русской Академии в Риме должны назначаться на один год и состоять из помесячных выплат (собственно стипендии, размер которой должен быть определен позднее) и бесплатного проживания в течение всего срока. Проезд из России в Италию и обратно, а также расходы на питание должен взять на себя сам стипендиат.
На первое время предусмотрены четыре отделения для членов-стипендиатов: архитектура, музыка, живопись и литература (поэзия и стихотворный перевод). Стипендия является предметом особого соглашения; желательно, чтобы она оплачивалась российской стороной. Однако Академия попадет в кризисное положение, если российская сторона откажется субсидировать кого-либо, кому независимый совет присудит годичное членство в Академии, исходя из его заслуг. В этом случае должна взять на себя выплату стипендии итальянская сторона и производить ее по прибытии стипендиата в Академию.
Размер стипендии должен незначительно варьироваться в зависимости от заслуг стипендиата.
4. Возможное помещение и особенности управления
а) Римский муниципалитет предоставляет Русской Академии здание (или группу зданий), достаточно большое для размещения в нем администрации и четырех или более членов. Желательно, чтобы стипендиаты отделений живописи и музыки были обеспечены мастерскими.
б) Помещения для администрации должны быть достаточными для размещения как минимум трех сотрудников - директора-координатора и двух его помощников, административного и финансового. Поскольку ими должны быть граждане Италии и жители Рима, место для их проживания при Академии не потребуется. Офис должен быть оборудован телефоном, ксероксом и факсовым аппаратом.
в) Условия для проживания членов должны быть не хуже, чем в двухзвез-дочных гостиницах. Необходима горячая и холодная вода, центральное отопление, а также услуги прачечной.
г) Желательно, чтобы в помещении Академии было место для библиотеки и зала для собраний или гостиной, где члены могли бы принимать гостей или демонстрировать плоды своей текущей работы.
д) Вход в здание и территория Академии, должны, охраняться муниципальной полицией - в предвидении возможных политических демонстраций, а также для того, чтобы русские туристы не мешали работе академиков.
е) Администрация Академии и ее спонсоры должны сделать все возможное для обеспечения сотрудничества с подобными же институциями и помощи с их стороны русским коллегам, поскольку Французская, Американская или Немецкая Академии в Риме, а также Британский Институт имеют богатый опыт и фонды, которые могли бы использовать бесплатно или за минимальную плату русские стипендиаты.
Нет никакого сомнения, что подобное сотрудничество можно установить по крайней мере с Американской Академией в Риме.
5. Сбор денег
Независимо от доброй воли Римского муниципалитета, осуществление проекта потребует значительной материальной поддержки, особенно в первое время. В связи с этим нижеподписавшийся гарантирует активное участие нескольких известных русских деятелей искусства. В частности, проект этот обсуждался с Михаилом Барышниковым, который от всего сердца согласился включиться в кампанию по сбору денег, то есть разработать программу концерта, в котором участвовали бы виолончелист Мстислав Ростропович и пианисты Святослав Рихтер и Владимир Ашкенази. Усилия по сбору денег в дальнейшем могут умножиться и проходить в различных формах, чтобы отвечать нуждам академических программ.
Тем не менее основным исполнителем этого проекта является (и пребудет какое-то время) Римский муниципалитет. В представлении нижеподписавшегося, основной проблемой являются не деньги, а здание. Как видится отсюда, оно могло бы быть довольно большое, никем больше не занятое, с водопроводом и электричеством, желательно без капитальных повреждений. И не обязательно, чтобы оно стояло в центре Рима. Разумеется, было неплохо, чтобы у дома была бы какая-то родословная, но в этом отношении русские скорее функционалисты, чем романтики. В два-три года русская национальная гордость и тщеславие преобразуют это место в нечто изысканное и процветающее. Все, что требуется Русской Академии в Риме, - помощь на старте. Последствия для всех участвующих сторон уже сейчас, не говоря о будущем, могут быть самые выигрышные, поскольку теперь русская жажда своего итальянского наследия особенно сильна. Италия была для русских откровением. Ныне она может стать источником для их возрождения.