С 27 по 29 июня в Санкт-Петербурге проходила Международная конференция на уровне министров «Атомная энергетика в XXI веке». В ней приняли участие министры, высокопоставленные должностные лица и эксперты из 87 государств и 5 международных организаций - в общей сложности более 500 участников и наблюдателей. Конференция была организована Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) в сотрудничестве с Агентством по ядерной энергии (АЯЭ) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а ее принимающей стороной выступило правительство Российской Федерации в лице Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». На конференции обсуждался широкий круг, вопросов, включая энергетические ресурсы и окружающую среду, вклад в устойчивое развитие, усилия по постоянному улучшению ядерной безопасности, развитие инфраструктуры и содействие внедрению инноваций в ядерной энергетике. Участники Конференции признали, что для многих стран ядерная энергетика остается важным средством укрепления энергетической безопасности, снижения негативного эффекта от нестабильности цен на органическое топливо и смягчения последствий изменения климата, несмотря на аварию на АЭС «Фукусима-1».
Ратан Кумар Синха, председатель комиссии по атомной энергии – секретарь Департамента атомной энергии правительства Индии:
Не оставляет сомнений, что общее количество атомных реакторов в мире будет расти. При этом расширяется диапазон атомных технологий для получения энергии. Самые главные требования к работе атомных реакторов - устойчивость и безопасность.
Мы считаем, что передовой технологией является ториевый цикл. И вот почему. Каждый реактор нуждается в притоке ресурсов извне, должна быть конверсия тепла. А представьте себе, что ничего этого нет. И нам не придется сталкиваться с радиоактивным воздействием, не придется думать о возможности потери энергоснабжения всех систем и отказов при остановке реактора. Для того, чтобы избежать рисков, мы разрабатываем реактор на воде. Работы начаты в 2001 году. Он будет давать 300 тыс. МВт. Такой реактор предусматривает возможность работы с обогащёнными ураном и плутонием.
В краткосрочном плане торий может расширить применение атомной энергии. В долгосрочном - даст широкомасштабное развитие атомной энергии.
Когда начинается переход к новым технологиям, надо активнее подключать регуляторов. Важно, чтобы разработка новых идей и конструкций не сдерживалась из-за юридических аспектов.
Например, мы используем торий в широком масштабе. Мы применяем ряд передовых технологий по безопасности. Когда мы разработали систему охлаждения, мы подключали регуляторов на этапе предлицензионной оценки. На это ушло полгода, но мы получили более чёткие ответы на вопросы безопасности.
Мы видели ответ общества на аварию в Фукусиме. Как общество будет реагировать на более сложные технологии? Поверит ли в безопасность или людей будет в этом очень сложно убедить, мы пока не можем сказать. Но с технической точки зрения важно обладать избыточной системой безопасности. Общественная приемлемость не всегда связана с технологиями. И не всегда более высокий уровень безопасности на АЭС изменит общественное мнение. Оно зависит от СМИ и высказывания политиков. И мы пока проигрываем.