Константин Долгов, сенатор Российской Федерации, представитель от Мурманской области:
3 декабря мы отмечаем День атомного ледокольного флота. Россия – единственная страна в мире, обладающая собственным атомным ледокольным флотом, который является основой национального присутствия в Арктике.
Как верно отметил президент В.В. Путин, первенство России в ледокольном судостроении необходимо постоянно наращивать, укреплять наши позиции и обновлять флот, внедрять новые передовые технологии строительства ледоколов и других судов ледового класса.
Нельзя стоять на месте, поскольку масштабные задачи по транспортировке продукции по Северному морскому пути без атомного флота нерешаемы. Развитие Севморпути является одной из ключевых стратегических задач России на ближайшие десятилетия. В 2019 году грузопоток по СМП составил 26 млн тонн, прилагаются все усилия, чтобы объем грузоперевозок достиг 130 млн тонн к 2035 году в соответствии с плановым показателем Стратегии развития Арктики до 2035 года.
В этом году атомный ледокольный флот пополнился новейшим ледоколом проекта 22220 - «Арктика», который уже совершил первую проводку. «Арктика» - самый большой и мощный атомный ледокол в мире, предназначенный для самостоятельной проводки судов и лидирования караванов в Западном районе Арктики. Его повышенная ледопроходимость даст возможность организовать круглогодичную навигацию по всей трассе СМП. Это полностью российский проект, практически все на «Арктике» произведено в России, из российских материалов, обеспечена максимальная степень локализации. Наша промышленность производит не имеющие аналогов в мире суда, это предмет гордости за отечественных судостроителей, за мощь атомного флота!
Развитие Севморпути как по-настоящему эффективной транспортной артерии требует пополнения парка новейших российских ледоколов. Наше судостроение не стоит на месте, ведутся работы по строительству наиболее технологичных моделей для круглогодичной навигации.
В следующем году атомфлот получит от Балтийского завода атомный ледокол «Сибирь», в 2022 году - «Урал», в 2024 году - «Якутия», уже начата резка металла для ледокола «Россия» более мощного проекта «Лидер». Он сможет круглый год работать в восточном секторе Арктики и проводить крупнотоннажные грузовые суда, что необходимо для привлекательности маршрута для международных транспортных компаний.
Решение задач по развитию атомного флота, обеспечению акватории соответствующей инфраструктурой позволит создать множество новых рабочих мест в северных регионах, расширить деятельность существующих предприятий, а также обеспечит бюджеты всех уровней значительным ростом налоговых поступлений. От всей души хотел бы поздравить всех причастных к российскому атомфлоту и пожелать процветания российской Арктике!