будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 22, 2011
Архив проектов
Абрамова Евгения

«Сигнальная система» - окончание проекта

«Сигнальная система» - окончание проекта
zlzag.gif
Ю.Злотников. Библейский цикл. фрагмент. Источник: Евгения Абрамова

В июне в Московском музее современного искусства завершилась ретроспективная выставка работ художника Юрия Злотникова, известного по серии абстрактных работ «Сигнальная система», начатой им в 1950-е годы в СССР. Сегодня Злотников делает те же «сигналы», но под другим названием. Однако это не только повторение одного и того же.

Злотников начинал как художник-живописец в 1940-е годы с работ в стиле социалистического реализма, но уже в середине 1950-х стал делать абстрактные графические листы. Именно эти работы, объединенные в серию «Сигнальная система», были отмечены критикой и составили Злотникову имя как первому абстракционисту Советского Союза второй половины ХХ века. Злотников - единственный из тех, кто начинал заниматься абстракцией в 1950-е, и не забросил это дело в 2000-ые. Его последние работы – это обращение к тому, что было им изобретено, опробовано и признано ранее: те же графические абстрактные изображения, но уже с иным названием – «Полифония». Эта приверженность одному и тому же могла бы выглядеть как тавтология, вызывающая чувство скуки у наблюдателя, но можно отнестись к этому и иначе.

Когда Злотников начинал заниматься абстракцией, в США и Европе это направление в современном искусстве приобрело пропагандистский характер. В Москву с разницей в два года привезли выставки работ зарубежных художников на VI Фестиваль молодежи и студентов в 1957 году, а затем в 1959 - выставку американской живописи и скульптуры. В Москве такой художник как Игорь Немухин описывал свои впечатления от увиденного на выставках в восторженных выражениях, а неофициальные критики, как в СССР, так и в России в 1990-е, рассматривали эти мероприятия как «ошеломляющую встречу» с современным искусством. (1)

Злотников, однако, датирует свою «Сигнальную систему» 1956-м годом. То есть исследователю надо искать какие-то иные исторические контексты, кроме истории искусства, чтобы интерпретировать его работы. Таким контекстом могла бы стать дискуссия о значимости научного наследия физиолога Ивана Павлова в СССР.

Рис 1. Короткий перерыв. Из серии «Балаково». 1962.

Как известно, Павлов различал первую и вторую сигнальные системы в физиологии нервной деятельности. К первой относились «впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое». (2) Вторая сигнальная система – это слово, которое является «сигналом первых сигналов», - она присутствует только у человека.

В 1940-1960-е годы одним из критиков того, что представляет собой вторая сигнальная система у Павлова, выступал Николай Бернштейн. Он занимался физиологией движения и активности, и полагал, что «рефлекторная дуга» Павлова должна быть заменена «рефлекторным кольцом». По мнению Бернштейна, последовательность сигналов и рефлексов на них у Павлова дискретна и имеет механистичный характер. Однако для понимания человеческого действия необходимо принять во внимание целеполагание, или, как формулировал Бернштейн, «задачу действия». Это то, что организм стремится достичь, т.е. «закодированное так или иначе в мозгу отображение или модель потребного будущего». (3)

Такие представления были близки идеалистическим, но подобные допущения отвергались Бернштейном. Он называл познание через действие «краеугольным камнем всей диалектико-материалистической теории познания, … своего рода биологическим контекстом к ленинской теории отражения». (4)

Рис 2. Ранняя «сигнальная» работа. 1956.

В отношении второй сигнальной системы, по мнению Бернштейна, ошибка Павлова состояла в том, что он недооценивал биологические и социальные функции. Слово, речь – это не просто условный сигнал, и не сумма слов-сигналов, а «символическое отображение воспринимаемого мира и себя самого в нем» с учетом целеполагания, а также биологических и социальных функций, которыми обладает структурированная речь человека. (5)

Кроме того, Бернштейн критиковал Павлова, ссылаясь на кибернетику. В 1950-60-е годы кибернетика в СССР являла собой новую универсальную науку об управлении системами, популярность которой была столь высока, что даже возникли предположения о возможной конкуренции с марксизмом. Именно кибернетика могла, по мнению Бернштейна, поставить и решить «задачу действия», она позволяла рассматривать человека не в павловском духе как «реактивный автомат», а как социальный живой организм.(6)

В 1970-80- годы интерес к кибернетике в СССР постепенно уменьшается, в том числе, из-за идеологической опасности для марксизма. Основной тезис марксистов состоял в том, что «марксистско-ленинская философия изучает всеобщие законы движения и развития бытия и мышления и их отношения». В то время как кибернетика исследует лишь «коммуникативные и управленчёские процессы в биологической и социальной сферах». (7) Кроме того, ранние притязания кибернетики на полную формализацию и автоматизацию человеческой деятельности не оправдались, и научный интерес был ограничен теорией информации и компьютерными технологиями. Прилагательное «кибернетический» вышло из широкого научного употребления.

Злотников, как следует из упоминания искусствоведа Ларисы Кашук, имел «творческий контакт» с Николаем Бернштейном. (8) Но помимо этого фактического свидетельства, «Сигнальная система» Злотникова, если ее описывать в рамках системы взаимодействия «художник-изображение-зритель», имеет немало сходств с тем, как устроена первая сигнальная система Павлова.

Сам Злотников пишет, что его «динамические композиции отражают динамику как таковую с анализом ее первоисточника, лежащего в наших чувственных, тактильных переживаниях. Анализ этих моторных переживаний и их организация в обратную связь и последующее воздействие – смысл моей работы конца 50-х – начала 60-х годов» (9).

Одну из работ «Сигнальной системы» можно представить следующим образом. Для зрителя это листы примерно одинакового среднего размера (около 84х60), вытянуты по вертикали. На фоне белой бумаги в различных местах композиции располагаются круги, половины кругов и полосы разного диаметра, длины и цвета. В основном использованы локальные цвета – зеленый, синий, оранжевый, красный. Динамизм композиции формируется за счет соположения различных геометрических фигур, которые имеют различные цвета. Так, например, на листе №2 (рис. 3) использованы две синие короткие полоски, два синих круга маленького диаметра, три красные полоски, одна из которых толще двух других, а также три полукруга – красный, черный и серый.

Рис. 3. Из серии «Сигнальная система». 1957-1962.

Зритель имеет дело с цветными формами, находящимися на разном расстоянии друг от друга на плоскости бумаги. Его рецепторы реагируют, преобразуя «сигнал» в моторную активность, и на этом взаимодействие завершается. Злотников не предполагает, что зритель чувствует, думает, говорит или действует. Зрителю эти функции не требуются для взаимодействия с «сигналами», ему нужны лишь моторные и мышечные реакции. Только таким образом возможна реализация «обратной связи» и «воздействия». Иными словам, для Злотникова-художника зритель – это «собака Павлова», а сам художник если не демиург, то ученый, фиксирующий и изучающий реакции на созданные им графические «сигналы».

Но с фиксацией и изучением «обратной связи» как и в 1950-е, так и в 2000-ые имелись и имеются некоторые проблемы. По словам Злотникова, у него около 700 работ в серии «Сигнальная система» по состоянию на 2000-й год. (10) Но, как и прежде, целиком они никогда и нигде не экспонировались и не издавались. То есть, выяснить, в какой последовательности «работают» те или иные изображения, оказывается невозможно. Можно предположить, что именно эти ограничения, оформленные историческими обстоятельствами (раньше выставлять негде, а сейчас – незачем), служат объяснением обращения Злотникова к метафизике и религии в 1970-е – начале 1990-х, а затем вновь к «сигналам», но уже под другим названием.

Рис. 4. Библейский цикл. 1965-1980.

Сам Злотников называет это «философско-поэтическое отстранение». (11) Его серии носят названия «Метафизическая композиция» (1978), «Дантовские круги» (1978-1982), «Космическое панно» (1989), «Библейский цикл» (начало 1990-х). И в этих работах Злотников вполне реализует функцию «художника-демиурга», как если бы функции «художника-ученого» стало со временем недостаточно. Однако сегодня он по-прежнему остается верен прежним идеям и полагает, что сейчас - «время более утонченного похода к кибернетическим задачам». (11) Поэтому на выставке в ММСИ зрителю предъявлены фрагментированные сигналы, объединенные тем, что Злотников назвал «полифонией». Это изображения в рамках, размером примерно в четыре раза меньше, чем в серии «Сигнальная система», расположены в четыре ряда на равном расстоянии друг от друга. Все они состоят из фрагментов, которые выглядят как повторение «сигналов» и «метафизических композиций», собранных в одно произведение. И это, вероятно, можно рассматривать не иначе как завершение проекта «Сигнальных систем» художника Юрия Злотникова.

Рис. 5. Из серии «Полифония». 1996-2010.

Все фото: Евгения Абрамова

Примечания:

1. Критик Евгений Барабанов: (1996): «Но главное, конечно, - ошеломляющая встреча с реальностью современного западного искусства: …выставки современных художников разных стран мира (VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957), польских абстракционистов (1958), американского искусства (1958)…» // Нон-конформисты. Второй русский авангард. 1955-1988. Собрание Бар-Гера. Каталог. – Под ред. Ханса-Петера Ризе. WIENAND. 1996. С. 24.

2. Первая сигнальная система. Большая советская энциклопедия

3.Грэхэм Л. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991.Журнал «Скепсис»

4. Бернштейн Н.А. Физиология движения и активность. М., 1990. С. 373-392. // Цит. по: Флогистон. 

5. Там же.

6 Каталог Злотников Юрий. Живопись и графика. Из коллекций ГТГ, московских музеев, частных коллекций, собрания художника. М. 2004. Музей-галерея «Новый Эрмитаж – один». С. 4.

7 Грэхэм Л. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991. // Журнал «Скепсис»

8 Там же.

9 Другое искусство. Москва 1956-1988. / Сост. Алпатова И., Талочкин. Л., Тамручи Н.Галарт. ГЦСИ. М., 2005. 11.

10. Овчинникова Ю. Юрий Злотников: «Российское варварство стимулирует меня к организации». Интервью со Злотниковым Ю. 18.03.2000. 

11. Злотников Юрий. Живопись и графика. Из коллекций ГТГ, московских музеев, частных коллекций, собрания художника. М. 2004. Музей-галерея «Новый Эрмитаж – один». С. 8.

12. Там же.

Абрамова Евгения
читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).