В результате землетрясения в Японии силой 9 баллов по шкале Рихтера нарушилось электроснабжение на трех энергоблоках на АЭС «Фукусима-Даичи» с кипящими одноконтурными реакторами производства «Дженерал Электрик», введенными в эксплуатацию в 1971 г. (в России реакторов такого типа нет). Реакторы были остановлены срабатыванием систем автоматической защиты.
С целью обеспечения бесперебойного электроснабжения АЭС, необходимого для расхолаживания реакторов, включились дизель-генераторные станции. Однако, в результате последующего цунами аварийные дизель-генераторы вышли из строя, что привело к нарушению охлаждения активной зоны. В результате повышения температуры внутри реактора на первом энергоблоке пар, возникающий в активной зоне под воздействием остаточного тепловыделения топлива, сбрасывался в герметичное пространство реакторного отделения вокруг реактора для предотвращения повышения давления в корпусе реактора. Отсутствие энергоснабжения привело к неработоспособности систем, предназначенных для охлаждения и конденсации пара и как следствие - повышению давления внутри герметичного пространства реакторного отделения. Для снижения давления было принято решение о сбросе пара в атмосферу. Клапана для сброса пара были открыты около 8.30 по московскому времени. Сброс пара позволил снизить давление с 7,5 до 5,5 кг на квадратный сантиметр. Это стало причиной временного увеличения уровня радиации на площадке станции в два раза. Около 9.30 по московскому времени на площадке АЭС произошел взрыв.
«У нас в России, так же как и в Японии, есть старые реакторы первого и второго поколения, - сообщил директор отделения конструкторских работ и ядерных реакторов Института ядерных реакторов НИЦ «Курчатовский институт» Евгений Бурлаков. -
Авария в Японии произошла на реакторе именно первого поколения».
«Понятно, что применительно к старым энергоблокам сегодня необходимо сводить человеческий фактор к минимуму и ставить на реакторы старого поколения новые системы безопасности», - заметил он. «У нас в России это делается на реакторах типа РБМК – 1-го и 2-го блока Ленинградской АЭС, реакторах Кольской и Нововоронежской АЭС. Что касается экономической целесообразности, то есть такая максима: если построить новые современные системы безопасности и их цена не превысит 30% от стоимости блока, то это выгодно. Если больше, то лучше строить новый блок. Я знаю, что на всех наших блоках и ВВЭР, и РБМК сделали новые системы безопасности, и они себя вполне оправдывают», - пояснил Бурлаков.
«Я думаю, что японцы не перестанут использовать атомную энергетику», - добавил он. «Что касается России, то у нас на сегодняшний день и Росатомом, и Росэнергоатомом, и Ростехнадзором уделяется настолько много внимания вопросам атомной безопасности, что нам надо продолжать развивать атомную энергетику. И уж тем более это надо делать японцам с их зависимостью от импорта энергоресурсов в случае отказа», - заключил эксперт.