В ОКБ «Гидропресс» (входит в машиностроительный дивизион Росатома «Атомэнергомаш») состоялась VIII международная научно-техническая конференция «Обеспечение безопасности АЭС с ВВЭР». Конференция проводится при участии Госкорпорации «Росатом», ОАО «Концерн Росэнергоатом», Топливной компании Росатома «ТВЭЛ», НИЦ «Курчатовский институт». В конференции принимают участие специалисты из 98 организаций и 15 стран. В течение четырех дней работы форума представители российских и зарубежных конструкторских, проектных организаций, научно-исследовательских институтов, атомных электростанций обсудят вопросы, связанные с безопасностью эксплуатации АЭС с ВВЭР, результатами расчетно-теоретических и экспериментальных работ, направленных на повышение безопасности, модернизацию и продление эксплуатационного срока службы АЭС с ВВЭР.
Ян Здебор, к.т.н., советник генерального директора Skoda JS a.s.:
На этой конференции было представлено много докладов, подтверждающих, что реакторы ВВЭР с точки зрения новых взглядов на безопасность постфукусимского периода ведут себя очень хорошо.
Например, был представлен доклад господина Мишака, который участвовал в оценке стресс-тестов Евросоюза. В его докладе ясно было озвучено, что реакторы во время стресс-тестов показали себя очень хорошо. Речь идет именно о реакторах, которые работают в ЕС и подверглись стресс-тестам. И с точки зрения постфукусимских взглядов, эти реакторы очень надежные благодаря конструкторскому исполнению, опыт работы с ними это подтверждает.
Если говорить о конкурентных преимуществах, то надо говорить о новейшем поколении, о ректорах, которые только начали строиться. Я, как член консорциума МИР.1200, который предлагает эти реакторы для постройки АЭС в Чехии, по определению должен был сказать, что они хорошие, но я этого не говорю, так как это будет неправильно с коммерческой точки зрения, но скажу, что я уверен в их надежности, так как я тщательно изучил свойства этих реакторов.
Конкурентные преимущества реакторов этого типа, именно в постфукусимском периоде, - это принцип, которым руководствовались российские конструкторы и проектировщики «Гидропресса» - инновационное развитие оправдало себя, было дополнено новыми разработками. Первые реакторы на станции, которые используют ловушку расплава, - это российский проект Тяньваньской АЭС в Китае. Мы уверены, что эта комбинация активных и пассивных систем безопасности, которые могут справиться и с запроектными авариями, - это оптимальный вариант на сегодняшний день. Поэтому я полностью уверен, что конкурентоспособность этих реакторв покажет свои возможности на рынке в будущем.
Если говорить о развитии атомной энергетики в общем, нужно смотреть по каждой стране конкретно. В Европе, как вы знаете, Германия решила уйти из атомной энергетики. Другие страны развивают далее свою атомную энергетику, например, Китай. В США этот момент немножко затормозился из-за низкой стоимости газа, который теперь стал свободно доступным, что, само собой, влияет на стоимость электроэнергии. Я думаю, что перед другими странами стоит вопрос «как дальше развивать атомную энергетику», а не «как от нее уходить». Так что я оптимист в этом плане.
После Фукусимы мы получили такой урок: если люди умеют анализировать проблемы, с которыми они сталкиваются, и брать из них примеры для будущего развития – это хорошо. Фукусимская авария стала толчком к проведению стресс-тестов, но результаты этих проверок оказались хорошими. Все перепроверили вновь свои станции с точки зрения внешнего воздействия, о котором раньше не думали, - наводнения, землетрясения, ураганы – до сих пор не было такой мысли. Это все очень важно для энергоснабжения, для удовлетворения собственных нужд, это все повляло на улучшение безопасности тех АЭС, которые эксплуатируются, потому что все это пересматривается, и внедряются дополнительно системы, которые могли бы помочь справиться с такими запроектными авариями.