Недавно правительственная делегация экологических ведомств Турецкой Республики посетила с двухдневным рабочим визитом действующую Нововоронежскую АЭС и строящуюся Нововоронежскую АЭС-2. Как отмечается в сообщении пресс-службы Росатома, представители Турции встретились с руководством и специалистами станций, осмотрели оборудование действующей АЭС и приняли участие в тренировке в учебно-тренировочном пункте. Во второй день визита состоялся круглый стол с участием специалистов АЭС и представителей надзорных органов и общественных организаций, в ходе которого была представлена информация о радиационном воздействии АЭС на окружающую среду, о радиационной безопасности населения города Новоронеж и о природоохранной деятельности атомной станции.
Илкерт Серт, советник заместителя министра энергетики и природных ресурсов Турецкой Республики:
Турция уже давно обсуждает вопрос создания собственной атомной энергетики. Подписав межправительственное соглашение, Турция высказала свою окончательную точку зрения. Мы побывали на Нововоронежской атомной станции, и эта поездка дала нам возможность увидеть, каким образом идет строительство, как устроена станция. Нам была очень полезна информация, которую предоставили наши коллеги – российские специалисты, обладающие очень высокой квалификацией.
На сегодняшний день Турция получает большую часть электроэнергии, сжигая природный уголь. Есть 8-9% возобновляемых источников энергии. Но даже если мы будем использовать в несколько раз больше возобновляемых источников энергии, мы все равно не обеспечим свои потребности. Отсюда решение правительства - к 2023 году Турция на 20% должна обеспечивать себя атомной энергией. Мы просто должны сделать это, потому что возможности возобновляемых источников энергии очень ограниченны. Каменный уголь, который используется сейчас в энергетике, в основном, привозится из-за рубежа, мы его импортируем.
Побывав на Нововоронежской АЭС, мы поняли, что цена электроэнергии, которую получают на атомных станциях, невероятно низкая. Если оценить себестоимость этой дешевой электроэнергии, то только 30% будет составлять стоимость урана, который мы будем покупать как топливо для станции. Остальное – персонал и эксплуатация станции. Когда мы сможем построить на нашей территории атомную станцию, те суммы, которые мы сейчас платим за импорт природного газа, нефти, каменного угля, значительно сократятся. Мы будем получать электричество по гораздо более низкой цене и, опять же, большая часть этих расходов будет тратиться на наших же специалистов, которые так или иначе будут работать в этой области. Таким образом, мы избавим свой бюджет от того, чтобы тратить колоссальные суммы на закупку энергоносителей в других странах, как это происходит сейчас.
И еще, что меня больше всего потрясло во время визита на российскую АЭС, это то, что электроэнергия производится на основе уранового топлива, от невидимой реакции, и та обстановка, где люди только обслуживают этот реактор, а все производство происходит внутри. Если рассматривать станцию, которая работает на угле, учитывать те отходы, которые остаются после сжигания угля, то это несопоставимо! Учитывая то, какие территории занимают эти отходы, образующиеся в результате производства энергии на углеводородах, то конечно, АЭС - это очень чистое, очень аккуратное, очень компактное производство. И мы должны в полной мере информировать население о том, какая низкая степень какого-либо воздействия на окружающую среду у атомных станций. Когда люди об этом узнают и сравнят с тем, что есть сейчас, они примут решение правительства о строительстве АЭС совершенно спокойно и естественно. А у нас, действительно, очень большая потребность в том, чтобы столь дешевая электроэнергия производилась на нашей территории. У нас есть потребность в гораздо большем количестве атомных станций. На меня поездка на АЭС произвела очень сильное впечатление. И то, как чисто, аккуратно и компактно расположено это производство, какая удобная обстановка на работе у сотрудников. Для Министерства энергетики эти факторы очень важны.