будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Сентябрь 13, 2005
Архив проектов

Советы начинающим

Поскольку тестовое задание, возможно, будут выполнять люди, ранее новостей не писавшие, есть смысл коротко объяснить некоторые особенности этой работы. Кому-то изложенное здесь может показаться общеизвестным. К сожалению, это не так: текст написан на основе разбора ошибок нескольких десятков начинающих редакторов и соискателей за несколько лет.

Собственно новость - это на самом деле одна фраза. Дирижабль упал в Атлантику, курс талера поставил рекорд, маньяк застрелил президента Нагонии. Весь остальной текст - это описание обстоятельств, знакомство с персонажами, введение в ситуацию в целом, предыстория, рассказ о том, что будет дальше, и другие подробности. Если такой фразы (хотя бы виртуально) нет - текст новостью не является. Эта фраза называется "новостной повод". Приступая к работе с новостью, его нужно определить в первую очередь.

За редким исключением, новость начинается именно с повода. Не нужны никакие обобщающие фразы ("Интересное событие произошло на днях в нашем гастрономе"). С самого начала должно быть ясно, когда, где, что случилось, кто это говорит. А дальше начинается самое интересное: изложение подробностей, уточнений, других точек зрения и т.д. Для начинающих композиция текста - едва ли не самое сложное. Новости все разные, единого алгоритма не существует, но есть хороший прием. Создайте в голове виртуального читателя и попробуйте представить, какие вопросы у него в первую очередь возникают по прочтении первых фраз. Убили? Кого? А кто это? Как убили? Поймали? А что говорят? А за что убили? А чем он занимался? И т.д. Ответы порождают следующие вопросы, а получающийся текст предугадывает пожелания читателя. Этот же прием поможет отсеять лишний бэкграунд или наоборот подскажет, что еще поискать. Ну и по крайней мере он избавит вас от ритуальной фразы "ведется следствие", которая зачем-то пишется в конце каждой новости об уголовном преступлении.

Источники и ссылки. Средняя новость в рунете существует в 30-50 экземплярах. Бывает и за сотню. Источником этого потока, как правило, служат 1-2 сообщения информагентств. Все последующие источники занимаются двумя вещами: перевирают содержание (для "усиления" или нечаянно) и дополняют каким могут бэкграундом. В таких случаях необходимо добираться до начала цепочки - до так называемых первоисточников. Это либо агентства, либо пресс-релизы, либо эксклюзивы других изданий. Тем не менее, во вторичных сообщениях иногда могут попадаться важные дополнения, добытые в процессе написания. Необходимо четко понимать, откуда взялся каждый факт в вашем сообщении. В заметке ссылки на источники необходимо проставлять, исходя из этого понимания. РИА Новости сообщает одно, телеканал НТВ в то же время другое, Коммерсант уточняет, что третье, британский таблоид The Moon тем временем утверждает, что четвертое. Сообщения могут даже противоречить друг другу - это не страшно, если есть ссылки.

Страшное откровение: СМИ не пишут о том, что происходит на самом деле. Они в принципе не могут этого делать. Потому что никакого насамомделя не существует. СМИ пишут о том, что говорят другие: очевидцы, официальные представители, эксперты, политики, другие СМИ. Здесь нет этической проблемы, только философская. Есть реальность и есть ее отражение в сознании. Есть один слон и семеро слепых. Ваша задача донести до читателя это отражение, в идеале - не хуже, чем то, что есть у вас. Чем больше точек зрения на происходящее, чем больше источников - тем картина полнее.

Однако источники бывают разные. Например, заинтересованные, нечестные, некомпетентные. Это не причина от них отказываться, но свое недоверие тоже нужно донести до аудитории - не клевеща и не оскорбляя их. Для этого тоже используется бэкграунд. Советник президента предрекает обвал доллара? Отлично. Предыдущие пять предсказаний не сбылись? Еще лучше. Совсем другое отношение к его прогнозу. Господин Шишкин обвиняет мобильного оператора «Бззтелеком» в плохом сервисе и краже денег абонентов? Ой. У господина Шишкина пакет акций оператора-конкурента? Эге. Ну и так далее. Мы никого не называли идиотом или лжецом. Читатель не дурак, сообразит сам.

Не врите. Даже для красного словца и хорошего заголовка. Не выдумывайте. Даже если вам что-то кажется очевидным, не торопитесь преподносить это как факт. Ваше мнение (внимание, дальше обидно) никого не интересует, читателя интересуют факты. Фактов у нас нет, но есть хотя бы их отражение в других источниках. Это намного ценнее, чем все ваши выводы. Поверьте, у читателя есть мозг, чтобы прийти к ним же. Или к противоположным. Ваше дело - снабдить его сведениями и только.

Про читателя вообще никогда не стоит забывать. Он - единственный смысл вашей работы. Как ни странно, других причин писать новость, кроме как "им это будет интересно", не существует. Хотя некоторые коллеги убеждены, что есть еще некая абстрактная идея. "Депутат Х высказался против экстремизма" - это не новость. Не надо ее писать только потому, что он Депутат и Высказался, а в агентствах она идет с пометкой СРОЧНО. Это его рутинное отправление, никому не интересное. Вот если бы он высказался за экстремизм, тогда другое дело.

Кроме так называемого официоза, есть еще одна неприятная категория - "проходняк". Регулярное безликое событие: ДТП, пожар, задержание троих чеченских боевиков. Это, конечно же, поводы. Но если просто скопировать четыре фразы, выйдет фигня. Найдите хоть что-нибудь индивидуальное в этом неприятном происшествии, привяжите хоть статистику ДТП по России, если нет больше ничего. Или не пишите вовсе. Мы - не информагентство, не бюро по учету событий, мы на самом деле газета, потребитель нашего продукта - обычный человек, а не журналист и не статистик.

И, наконец, есть у нас страшное ругательство. Копипейст. Производное от copy-paste, есть такой распространенный метод изготовления текстов. Запрещен категорически. И даже не из-за авторских прав. Главная причина запрета - любой «скопипейстенный» кусок почти наверняка испортит ваш текст. Этот кусок был написан другим автором, с другим ходом мысли, для другого издания, в другом стиле и т.д. Такую вклейку всегда видно и читателю и коллегам. Собирая свой текст с помощью ножниц, вы на самом деле получите совершенно нечитабельный мусор. Не ленитесь излагать самостоятельно.

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).