будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 1, 2013
Архив проектов

Совместное заявление Совета по науке и членов Общественного совета Минобрнауки

Cписок подписавших от Общественного совета: А.Л. Асеев, М.С. Гельфанд, Г.П. Георгиев,  М.Г. Иванов, С.Е. Рукшин, С.К. Смирнов, Е.А. Ямбург. По Совету по науке - подписали подавляющее большинство членов Совета. Источник - руководитель Совета по науке А.Р. Хохлов.

Ознакомившись с текстом поступившего в Государственную Думу проекта
Федерального закона "О Российской академии наук, реорганизации
государственных академий наук и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации", Совет по науке Минобрнауки и
Общественный совет Минобрнауки считают необходимым заявить следующее.

Мы признаем необходимость повышения эффективности работы РАН и других
государственных академий. Оба наши Совета состоят, в основном, из ученых,
которые многократно выступали против архаичной структуры организации науки
в России, выдвигали предложения по реорганизации этой структуры. Вместе с
тем, мы считаем, что принятие закона без обсуждения с научным сообществом
в его нынешнем виде создаст системные проблемы, которые пагубно отразятся
на состоянии российской науки.

Главная системная проблема. Передача управления научными институтами
чиновникам и управленцам, в большинстве своем не представляющим себе
реальные задачи и нужды научной работы, приведет к массовому падению
результативности научной деятельности институтов и лабораторий и
конкретных ученых. Примеры этого хорошо известны в отечественных
ведомственных научных учреждениях. С другой стороны, реальную достижимость
наивысшей продуктивности фундаментальной науки в близкой к существующей в
РАН системе демонстрируют Общество Макса Планка (Германия), Национальный
центр научных исследований(Франция) и другие научные учреждения развитых
стран, в которых управление институтами осуществляется научным сообществом
и конкретно учеными с мировым признанием. Опыт развитых в научном
отношении стран показывает, что наиболее эффективным методом управления
научными исследованиями является самоуправление научного сообщества; лишь
это сообщество способно выдвигать из своей среды специалистов, обладающих
необходимым научным авторитетом и специфическими навыками управления
наукой, которые невозможно приобрести за его пределами.

Дополнительная проблема. Слияние РАН, РАМН и РАСХН нецелесообразно,
так как это академии разного уровня, с разным соотношением научных и
научно-прикладных исследований. Предлагаемое в рамках закона
упразднение звания члена-корреспондента РАН, а также механическое
добавление к членам РАН членов РАМН и РАСХН, приведет к
четырехкратному увеличению числа академиков(более 2000 членов).
Результатом будет девальвация этого звания, являющегося в большинстве
стран Европы, в том числе и в России, признанием высших достижений
ученого. Если уж отказываться от двухступенчатого принципа членства в
РАН, то это надо делать постепенно, объявляя выборы только на
вакансии академиков. Именно по этому пути пошла Академия наук во
Франции. В любом случае, такие вопросы являются внутренним делом
Академии наук, и они не должны регламентироваться Федеральным
законом.

Нашей науке и разнообразным формам научной организации в России
необходима глубокая и осознанная реконструкция, приводящая к
увеличению продуктивности исследований. Такая реконструкция должна
осуществляться не методами "шоковой терапии", а продуманными мерами,
подразумевающими наряду с введением новых элементов сохранение и
сбережение (а не ломку) всего того лучшего, что оставлено нам
предшествующими поколениями российских ученых. Реализация проекта не будет
возможной при таком способе его принятия и принудительном навязывании его
не только упраздняемым административным структурам, но и всему остальному
научному сообществу.Если Правительство хочет успеха своих реформ, оно
просто обязано считаться с сообществом, которое должно будет эти реформы
проводить, и уметь вести с ними конструктивный и уважительный диалог.

По нашему мнению, принятие и исполнение представленного  закона
содержит неприемлемый риск уничтожения одного из древнейших и
славнейших брендов Российского государства, неоднократно за свою
историю доказавшего свое огромное значение для его благополучия и
национальной независимости.При этом проект закона не содержит никакой
конструктивной компоненты, которая показывала бы, какие позитивные
цели и каким именно образом будут достигнуты в результате принятия и
исполнения этого закона.

Мы призываем Правительство РФ отозвать нынешний проект закона из
Государственной думы и вернуться к его рассмотрению с соблюдением
процедуры утвержденной постановлением Правительства РФ №851 от 25.08.2012,
и указом Президента РФ №601 от 07.05.2012, которая была грубо нарушена.
Согласно указанному постановлению "в случае разработки [органами
исполнительной власти] проектов федеральных законов по вопросам ...
проведения единой государственной политики в области культуры, науки,
образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии должно
иметь место общественное обсуждение сроком не менее 60 дней".

Министерству образования и науки следует организовать серьезное и
детальное обсуждение законопроекта представителями научного
сообщества как внутри государственных Академий, так и за его
пределами, включая Совет по науке и Общественный совет МОН. Позиция членов
наших  двух советов - конструктивное, открытое обсуждение решений,
направленных как на реорганизацию и совершенствование РАН, так и на
сохранение в ней всего работоспособного, того, что приносит научные
результаты мирового уровня.

 

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).