Сов.секретно
экз. № 1
При контроле литературы, поступившей по почте в СССР из Польши, Главлитом СССР с 1 июня по 30 декабря 1957 г. было ограничено для общего пользования, т.е. направлено для хранения в спецфонды библиотек и не выдано частным лицам значительное количество польских изданий, поместивших антисоветские и антисоциалистические материалы.
“Глос працы” /”Голос труда”/ — ежедневная политическая варшавская газета — орган Центрального Совета Польских профсоюзов, поступающая в СССР в количестве 1335 экз., в том числе для продажи через розничную сеть “Союзпечати” тиражом в 1230 экз. В № 172 газеты от 22 июля была опубликована антисоветская статья Адама ЗАГРОБЕЛЬНОГО “Дневник 1956 г.”, в которой содержатся резкие выпады против т. Сталина. А.ЗАГРОБЕЛЬНЫЙ, в частности, писал:” “Оказывается, не благодаря Сталину народ был спасен от гитлеризма, но вследствие его невежества и недосмотра Советский Союз оказался захваченным врасплох, как безоружный ребенок. Оказывается не гениальная сталинская стратегия уничтожила и нанесла поражение гитлеровцам, но вследствие решений Сталина, вопреки здравому смыслу и всяким правилам стратегии были понесены ненужные человеческие жертвы и пролито много крови. Сталин — это не друг всех людей, а личность с болезненной подозрительностью, который в страхе перед утратой власти, сосредоточенной в его руках прислушивался к провокаторам и ликвидировал действительно хороших и преданных членов партии. Сталин — это не друг польского народа, а тот, кто принял решение а роспуске и исключении КПП из Коминтерна”.
“Пшеглёнд культуральны” /”Обозрение по вопросам культуры”/ — еженедельный журнал, издается в г.Варшаве, поступает в СССР в количестве 190 экз. Номер 35 журнала от 29 августа, опубликовавший статью редактора журнала “Свят” С.АРСКОГО “Мифы, легенды, действительность”, был ограничен Главлитом СССР для общего пользования.
В этой статье С.АРСКИЙ стремится доказать, что в прошедший, так наз. “сталинский период”, история фальсифицировалась. Он пишет: “Нужно с самого начала сказать, что факт возрождения отдельных мифов, политических легенд или создания новых ложится виной на историографию и публицистику сталинского периода. История в сталинскую эпоху была политикой, обращенной в прошлое ... Сталин трактовал историю как одно из средств захвата власти ... Поэтому сначала “гнилой либерализм”, а потом “объективизм” должны были стать самыми крупными преступлениями историографии. История был одним из “орудий”, которыми он прокладывал себе путь к власти, а размеры исторического ревизионизма расширялись пропорционально размерам захваченной им власти”. Проиллюстрировав эти положения рядом примеров, автор далее пишет: “Исторический материализм полностью уступил место историческому детективизму. Процесс дегенарции зашел очень далеко. Как был бы удивлен и поражен автор “18-го брюмера”, если бы в его руки попали плоды этого творчества. В этот период иронически говорили, что классовую борьбу заменила борьба допросов. Эта шутка была ближе к правде, чем казалось. В конечной фазе историю начали писать офицеры госбезопасности и прокуратуры, а лекции читались в судебных залах во время фальсифицированных процессов”. С.АРСКИЙ утверждает, что в настоящее время люди “поняли, что они пали жертвой гигантской мистификации, кошмарного обмана”.
“Иллюстрованы курьер польски” — ежедневная газета, орган демократической партии Польши, издается в г. Быгдощи, поступает в СССР в количестве 10 экз. Главлитом СССР были ограничены для общего пользования № 208 газеты от 1-2 сентября и № 209 от 3 сентября 1957 г. В газеты от 1-2 сентября в обзоре иностранной прессы опубликовано изложение интервью американского писателя Говарда ФАСТА газете “Нью-Йорк таймс”, в котором Г.Фаст допускает ряд антисоветских выпадов. В этой же газете от 3 сентября было опубликовано изложение антисоциалистической статьи С.АРСКОГО <...>, перепечатанной из польского журнала <...>.
“Денник людовы” — /”Крестьянская газета”/ ежедневная политическая варшавская газета, орган объединенной крестьянской партии, поступающая в СССР в количестве 7 экз. [№ 188 от 31 августа — 1 сентября был “ограничен для общего пользования” по той же причине].
“Жице Варшавы” /”Жизнь Варшавы”/ — одна из центральных политических ежедневных газет, издающаяся в Варшаве. Газета поступает в СССР в количестве 931 экз.
Номер 180 газеты от 31 июля был ограничен для общего пользования за антисоветскую рецензию “В поисках правды о современности”, в которой разбираются книги польских писателей АНДЖЕЕВСКОГО и К.БРАНДЫСА. В рецензии говорится, что “первым произведением, пытающимся охарактеризовать сущность сталинской системы, является роман Е.АНДЖЕЕВСКОГО “Мрак покрывает землю”. Действие романа разыгрывается в Испании. Фоном романа является доминиканская инквизиция, а темой — механизм террора и закабаления человеческого ума... Атмосфера крайней подозрительности, доносов, клятвопреступлений, постоянно обострояющейся настороженности по отношению ко все более смелым намерениям сатаны, ликвидация целых сфер, находящихся под влиянием сатаны, без подтверждения, действительно ли в эти сферы вкралось зло — разве это не является портретом времени, в котором господствовал принцип: “Чем ближе к цели, тем сильней действует и угрожает враг? Страх, который делает людей подлыми, соревнование во взаимных доносах, измены со стороны ближайших друзей убивают в душе Диэго сомнения и сопротивление и приводит к тому, что человек кажется ему низким, никчемным, требующим насилия для своего освобождения”.
“Голос Выбжежа” /”Голос Побережья”/ — ежедневная газета, орган воеводского комитета ПОРП, издается в г. Гданьске. В СССР поступает по засылке 15 экз. этой газеты. В литературном приложении к № 285 газеты от 30 ноября 1957 г. содержится статья Ю.ЛЕНАРТА “Спор о социалистическом реализме” [посм. мат. по МГУ], содержащая ряд антисоветских и антисоциалистических выпадов.
“Штандар млодых” /”Знамя молодых”/ — ежедневная политическая газета, центральный молодежный орган, издающийся в г. Варшаве. Газета поступает в СССР в колитичестве 345 экз. В номере 267 газеты от 9-10 ноября почти всю 3-ю страницу занимала речь Радека “Коммунисты — Реквием”, посвященную героической смерти комсомольцев, взятых в плен во время гражданской войны дроздовцами. Тут же была помещена специальная подборка о видных польских коммунистах Эдварде Прхняке, “павшем жертвой провокации в 1937 г.”, Юзефе Уншлихте, “павшем жертвой провокации в 1938 г.” и К.Радеке — “одном из наиболее талантливых коммунистических публицистов и одном из наиболее известных деятелей польского и международного рабочего движения. В 1936 г. в результате провокации был арестован и двумя месяцами позже осужден”. Антисоциалистические материалы содержались в номере 169 газеты “Штандар млодых” от 18 июля с.г. Оба номера газеты Главлитом СССР были ограничены для общего пользования.
“Свят” /”Мир”/ — иллюстрированный еженедельный журнал, издаваемый в Варшаве. В СССР поступает в количестве 620 экз. С 1 июня Главлитом СССР было ограничено 2 номера этого журнала: № 29 от 22 июля и № 40 от 6 октября.
В № 29 была опубликована статья В.ГУРНИЦКОГО, посвященная жизни польской эмиграции в Англии. Автор восторженно описывает условия жизни этих эмигрантов, которые “имеют за своей спиной разные колымы, караганды, воркуты”, и не верят в социализм потому, что “сталинизм отпугнул от социализма немало людей, которые не имели никаких оснований его сторониться”. В заключении автор приводит пример, когда польский летчик, “в патриотизме которого никто в Польше не сомневается, сумел сделать в Англии прекрасную карьеру, пройдя путь от безработного до крупного торговца. Разве описанный случай бросает тень на патриотизм заслуженного подполковника? По-моему, нет. В конце концов, нельзя же вменять в вину человеку желание хорошо заработать, жить в достатке, даже позволить себе некоторую роскошь. В Польше этого возможно добиться лишь путем спекуляции или темных политических афер, а в Англии, чтобы улыбнулась фортуна, нужно немного смекалки, которой славятся поляки за границей, и честный труд”.
В номере 40 журнала от 6 октября опубликована беседа корреспондента журнала с известным троцкистом и злейшим врагом Советского Союза Исааком ДЕЙТЧЕРОМ, проживающим в Англии, которого редакция представляет как “наиболее известного и влиятельного марксистского мыслителя на Западе”. Журнал восторженно отзывается об антисоветских книгах И.ДЕЙТЧЕРА “Политическая биография Сталина”, “Россия после Сталина” и т.д. В этом интервью приводятся антисоветские высказывания И.ДЕЙТЧЕРА о т.н. “сталинизме”, положении в Польше и т.п. ДЕЙТЧЕР утверждает, что “сталинизм” желая существовать и утверждаться, должен был стремиться всеми доступными средствами парализовать развитие теоретической мысли, а долгий застой влечет за собой явления разложения и вырождения творческой мысли”. Поэтому ДЕЙТЧЕР требует, чтобы в Польше был разрешен “доступ в прессу мыслителям левого направления, прежде всего известным старым авторам, которых сталинизм старался похоронить навсегда... Тальхаймеру, Деборину, Бухарину, Р.Люксембург”. Далее ДЕЙТЧЕР подробно говорит о “зле сталинизма”. В заключение на вопрос, как он понимает термин “ревизионизм”, И.ДЕЙТЧЕР говорит, что “...ревизия наследия сталинизма является объективной необходимостью. Это вообще условие для выхода из тупика”.
В № 16 журнала от 12-18 июня помещена статья К.КОЖНЕВСКОГО “Дело ФАСТА”, в которой приводятся антисоветские высказывания Г.ФАСТА, сделанные после выхода из Компартии США. В журнале говорится:
“Г.ФАСТ упрекает советскую Коммунистическую партию в том, что она слишком медленно проводит самоочищение от сталинских ошибок, что она слишком долго проводит практику, известную из сталинского периода. Далее он упрекает советскую партию в том, что она терпимо относится к проявлению антисемитизма и не противодействовала ликвидации еврейской народной культуры ..., что в Советском Союзе существует социализм без демократиии и человечности”.
В номере 17 журнала от 19-25 июня 1957 года содерится ревизионистская статья К.ПОМОРСКОЙ “О линиях развития современной советской повести”. Автор, рассматривая современную советскую литературу, видит единственно правильную и плодотворную линию развития советской литературы в произведениях ЭРЕНБУРГА “Оттепель”, ДУДИНЦЕВА “Не хлебом единым”, НИЛИНА “Жестокость” и др., отмечая у всех этих писателей стремление к “демаскированию и бескопромисcности”. В № 24 журнала от 7-13 августа помещена развернутая рецензия К.КОЖНЕВСКОГО на повесть К.БРАНДЫСА “Мать Крулей”. Вопрос освещаемый и в повести и в рецензии, состоит в том “до какой степени партийный деятель может отказаться от ... собственной совести во имя безличной коллективной совести, какой является партия”. Рецензия проводит мысль, подкрепляя это положение рядом примеров, что “принцип веры в партию ... равен отказу от самостоятельного мышления, суждения и сердца” и что “... деморализация партийных кадров была самым страшным результатом так называемого сталинизма, результатом всеобщего недоверия, фальшивых обвинений”. Восторгаясь К.БРАНДЫСОМ за то, что он первый в польской литературе “подверг сомнению правильность слов “поверим партии!”, К.КОЖНЕВСКИЙ в заключении рецензии пишет о необходимости “постоянной бдительности в отношении этой веры, постоянной дискуссии вокруг этой веры”.
В номере 27 журнала “Политыка” от 28 августа — 3 сентября помещена статья Л.БОРКЕВИЧА “Радикальное обновление должно охватить также и партию”. В этой статье Л.БОРКЕВИЧ, требуя уменьшения численности ПОРП, охаивает КПСС, дает неправильную характеристику деятельности И.В.Сталина. Л.БОРКЕВИЧ пишет, что “Сталин представлял отличную от ленинской концепцию партии. Ленин считал, что в относительно малой по количеству ... партии политическая жизнь будет бить ключом. Сталин, разумеется, прекрасно об знал и именно по этому сознательно стремился изменить характер партии. Направляя советское государство по пути строительства социализма бюрократическим методам, все дальше отстраняя массы от непосредственного участия в управлении, Сталин не мог допустить существования партии ленинского типа”.
Статья Е.ВЯТРА “Спор о ДЕЙТЧЕРЕ и о других вопросах”, содержащая антисоветские высказывания, опубликована в № 29 журнала “Политыка” за 11-17 сентября. В этой статье восхваляется известный троцкист, ярый враг Советского Союза И.ДЕЙТЧЕР.
Е.ВЯТР пишет, что И.Дейтчер яаляется “объективным исследователем социалистической революции и советского общества”, ибо он один из врагов т.н. “сталинизма”. В рецензии разбирается спор между И.ДЕЙТЧЕРОМ, на чьей стороне стоит автор статьи, и Ч.МИЛОШЕМ — другим ренегатом, бежавшем из Польши во Францию. Для МИЛОША, пишет Е.ВЯТР, “сталинизм” — это попросту враждебная тоталитарная политическая система, требующая, если так можно выразиться, критики оружием. Для ДЕЙТЧЕРА сталинизм был наростом на теле революции”. Подробно остановившись на проявлениях т.н. “сталинизма”, Е.ВЯТР в заключении статьи требует переводить произведения ДЕЙТЧЕРА на польский язык. Он пишет: “Страна, ревизующая на практике сталинские нормы, т.е. страна, которая должна быть лабораторией, проверяющей научные гипотезы, не решилась вступить в серьезный научный разговор с ДЕЙТЧЕРОМ. Разумеется, ДЕЙТЧЕР страстно читался и читается у нас. Но достаточно ли этого? Безусловно, существует парадокс в том, что мы публикуем /и хорошо делаем/ философов — идеалистов и не можем издать на польском языке исторические работы ДЕЙТЧЕРА. Чего мы должны в них бояться? Знания фактов? Сегодня уже школьники знают больше страшных по своей выразительности фактов, чем их содержится на страницах биографии Сталина. /”Политическая биография Сталина” — клеветническая книга И.ДЕЙТЧЕРА — примечание переводчика/. Интерпретации? Но интерпретация ДЕЙТЧЕРА, хотя и дискуссионная в некотором отношении, без сомнения более полна понимания многосторонности революционных процессов, чем многие статьи, легально увидевшие свет и не вызывавшие контрреволюции. Может быть, мы боимся тени писателя, который бросил вызов сталинизму?”
В № 41 журнала “Политыка” от 7 декабря 1957 года помещены ответы читателей на анкету газеты “Штетинский голос” о переменах в жизни Польши после октября 1956 года. В числе ответов приводятся следующие: “Помимо частичного ослабления террора У.Б. нет, собственно, никаких положительных изменений. Октябрь является успехом только для правящей клики коммунистов. Коммунистический строй является утопией, основанной на экономических идиотизмах. Он привел к такому рабству, какого не знал древний мир и средние века. Коммунизм убивает человеческую гордость, порождает преступника, шпиона и подхалима. Он не решает ни экономических, ни политических проблем”.
“Мысль филозофична” — журнал, издававшийся в Варшаве отделением философии Польской Академии наук. Журнал поступал в СССР в количестве 107 экз. С декабря 1957 г. вместо этого журнала выходит журнал “Студья филозофичне”.
В журнале “Мысль филозофична” регулярно помещаются ревизионистские статьи польских и западных авторов. Главлит СССР ограничил 3-й номер этого журнала за 1957 год за публикацию антисоветской статьи Я.ГУРАНОВСКОГО “Идеалогия и политика в последних публицистических работах Сартра “Марксизм и экзистенциализм” и “Призрак Сталина”, призванных “обновить марксизм”, и приводит в своей статье подробные выдержки из этих работ. Сартр считает, что “марксизм в его официальной, господствующей версии отвернулся от действительности, выродился как партия в какой-то своеобразный неоплатонизм”, что в СССР “марксизм приведен к абсолютному идеализму”, а “люди и вещи подчинены идее”. Сартр говорит о “теоретическом окостенении” КПСС, которое произошло из-за того, что “партийная интеллигенция утратила размах Маркса и Ленина, и существует противоречие между практическими успехами Коммунистической партии и бесплодностью ее руководителей”. По мнению Сартра, т.н. “сталинизм” порожден тем, что “ ... люди, стоящие во главе правительства, покидают рабочий класс ... Массы становятся пассивной и несознательной жертвой исторических противоречий...”.
Сартр пишет о “противоречиях” между советским рабочим классом и крестьянством, заявляя, что “с 1930 г. руководители Советского правительства вынуждены проводить железную диктатуру по отношению к крестьянству, враждебно настроенному к правительству”. С особой злобой пишет Сартр о советских руководителях: “... Образовалась руководящая группа, отрывающаяся от народа и его реальной жизни”, “... даже правящая бюрократия не могла дальше выносить террор, который сама породила и удерживала...” и что “новые организаторы, бывшие некогда соратниками и лицами, подвластными Сталину, находились в ситуации, полной противоречий: они принадлежали к страшной, но бессильной системе, единственной реальностью которой была пролитая кровь и к обществу техников...”. Все эти антисоветские высказывания Сартра Я.Гурановский выставляет как “гуманизация марксизма”.
“Защиты теоретично-политычне” /”Теоретическо-политические тетради”/ — журнал, издаваемый в г.Варшаве издательством “Книга и знание”.
Журнал регулярно публикует большое количество сугубо антисоветских статей как польских авторов, так и различных ренегатов коммунистического движения /К.Роя, И.Дейтчера, Г.Фаста, Н.Леви, Кларка и др./. Все номера журнала, вышедшие в 1957 году, ограничены Главлитом СССР для общего пользования. В последнем, 9-10 номере журнала за сентябрь-октябрь кроме ряда статей, напрвленных против советской литературы и социалистического реализма, содержится антисоветская статья Кларка, недавно вышедшего из компартии США, и антисоциалистическая статья Томсона.
В своей статье Томсон пишет:
“... рассматривая коммунизм как философию практики, мы должны все продумать, отбрасывая многое, что охватывается формулировкой “ленинизм” и подвергнуть сомнениям многие произведения Маркса ... Тенденции сталинизма появились в коммунизме еще до Сталина, но только в период его правления сталинизм сложился в определенную систему и уничтожил значительную часть теории коммунизма ...”.
“Нова культура” — еженедельный журнал, издающийся в г.Варшаве, центральный орган польских писателей. В Советский Союз поступает в количестве 150 экз. Журнал регулярно помещает ревизионистские, антисоветские статьи. С 1 июня 6 номеров журнала были ограничены для общего пользования; журнал не выдается частным лицам.
В № 34 журнала от 25 августа помещена статья Р.Зиманта, в которой автор анализирует те произведения польских писателей, в которых есть “разоблачения дьяволизма сталинизма”.
В №№ 35-38 журнала от 1 сентября, 8 сентября и 22 сентября помещена статья известного польского ревизиониста Л.Колаковского “Ответственность и история”. В этой статье содержатся ожесточенные нападки на т.н. “сталинизм”, т.е. на советский общественный и государственный строй. Колаковский пишет, что “сталинизм — это общественная сила, держащаяся на терроре”, что “сталинизм является формой жизни политической секты. Партия сталинского типа есть партия, которая ... стала сама для себя целью, автономизировала свое существование по отношению к общественным силам, однажды породившим ее”. Статья Л.Колаковского подводит к выводу, что СССР является “полицейским государством, созданным на крови рабочих и крестьян”. Вся его статья, опубликованная в четырех номерах журнала, носит сугубо антисоветский характер.
“Твурчность” /”Творчество”/ — ежемесячный литературный журнал, издаваемый в г.Варшаве. В СССР поступает 171 экз. этого журнала.
В №№ 10-11 журнала за октябрь-ноябрь 1957 г. была опубликована сугубо антисоветская статья о советской литературе, перепечатанная из сентябрьского номера английского журнала “Таймс литерари саплемент”.
“Жице литерацке” /”Литературная жизнь”/ — еженедельный журнал, издаваемый в г.Кракове местным отделением Союза польских писателей. Поступает в СССР в количестве около 300 экз. Журнал регулярно помещает статьи, направленные против т.н. “сталинизма”, против теории социалистического реализма. 3 номера этого журнала /№ 28 от 14 июля, № 30 от 28 июля и № 40 от 6 сентября/ были ограничены Главлитом СССР для общего пользования. В опубликованном в № 28 журнала статье К.Гжибовского о правах и гражданских свободах в странах капитализма и социализма говорится: “Утверждение, что права и гражданские свободы в капиталистических странах являются фикцией, что они оказались “выброшены за борт”, — не является правдой, а является именно фикцией, сформулированной Сталиным с целью скрыть действительность, созданную им и его окружением в социалистических странах”.
В № 30 журнала от 28 июля помещена рецензия на сборник рассказов С.Мрожка “Слон”. Содержание рассказа “Слон” сводится к следующему: “Директор зоопарка решил “сделать” недостающего зоопарку слона. Смастерил он его из резины и приказал наполнить воздухом. Однако неожиданно во время одной из экскурсий учеников средней школы слон поднялся в воздух. Оказывается, он был сделан бракоделами: он был наполнен более легким, чем воздух газом. Слон поднялся в воздух и улетел. А ученики, которые были на экскурсии, бросили школу, стали хулиганами, пьют водку, бьют окна. В слонов больше не верят”. Автор рецензии далее пишет: “Страсть, с которой Мрожек показывает бессмыслицы сталинизма, может быть только страстью прежнего последователя, потрясенного и пораженного разочарованием, защищающегося уже только насмешкой. Вот в одном из его рассказов “прогрессист” живет в мещанском доме, как канарейка, вот автор пишет отчет о демонстрации, полный трескучих фраз, которая закончилась маршем тех, кто пал жертвой ошибок; они весело несут свои гробы, показывая их перед трибуной”. В заключении рецензии пересказывается содержание его рассказа “Осажденный город”: “Мы живем в осажденном городе, в котором отношения между людьми складываются по принципу злобной бессмыслицы. Артиллерийской прислугой одного из орудия является старик, страдающий воспалением мозга и стреляющий по своим. Управляют нами бессмысленные психические механизмы, которые вынуждают нас делать самим себе зло ради идеи, которая не требует этого зла. Мы не знаем, кто нас осаждает и с какой целью. А тем не менее мы не можем покинуть город, иначе нас ждут смерть”.
В № 40 журнала от 6 октября 1957 г. помещена рецензия на книгу стихов З.Герберта “Гермес, пес и звезда”. В рецензии указывается, что “его стихи — это сказки о сталинизме” и в качестве примера приводится “Русская сказка”:
“Постарел царь-батюшка, постарел.
Даже голубя собственными руками не мог уже задушить.
Сидел на троне, золотой и холодный,
Только борода врастала в пол”.
В этом же номере помещена рецензия на постановку пьесы Е.Брошкевича “Имена власти”, посвященная “дискуссии о сталинизме”. В рецензии говорится: “Во втором акте пьесы ставится проблема наследия власти после умершего тирана. Третий акт иллюстрирует ходячий варшавский анекдот о трех узниках, которые оказались в одной и той же камере: один потому, что боролся против руководителя, другой потому, что его поддерживал, а третий оказался самим руководителем”.
“Новины литерацке и выдавниче” /”Литературные и издательские новости”/ — журнал, издающийся в г.Варшаве и поступающий в СССР в 4-х экз. Главлитом СССР был ограничен № 14 этого журнала от 6 августа, в котором содержались стихотворения, направленные против Советского Союза.
“Вармия и Мазуры” — журнал, издающийся в г.Ольштыне и засылаемый в СССР в количестве 3-х экз. Главлитом СССР был ограничен для общего пользования № 29 журнал от 29 сентября, в котором была опубликована статья А.Равки “Издать апокрифы”. В этой статье А.Равка сравнивает “сталинизм” со средневековой инквизицией и требует издания в Польше работ К.Каутского, Бернштейна, Жореса, Троцкого, Радека, Бухарина, Покровского, Поля Лафарга и др. Он пишет, что “даже в фашистской Польше выбор произведений в области социализма был для образованного читателя без сравнения значительно более широким, чем сейчас”. В статье, кроме этого, повторяются утверждения о том, что “в Советском Союзе правит не пролетариат, а партийная и государственная бюрократия, не считающаяся с подлинными интересами рабочего класса”, что “монополией развивать марксистскую мысль владел только Сталин” и т.д.
“Нове сыгналы” — еженедельный журнал, издаваемый во Врацлаве и поступающий в СССР в количестве около 20 экз. 2 номера журнала /№27 от 7 июля и №36 от 8 сентября/ были ограничены для общего пользования в №36 журнала опубликована статья Т.Карповича, направленная против метода социалистического реализма. Автор ратует за “суверенность художника”, обвиняет советских писателей в том, что они не заметили опасности, скрывавшейся в диктатуре Сталина”, не вскрыли “хотя бы часть фактов, о которых отважился сказать Хрущев”. Карпович видит “возможность реабилитации советской литературы в выявлении всех этих потрясающих дел”.
В №27 журнала опубликована статья Р.Волошиньского, посвященная пьесе Сартра “Непогребенные”. Экзистенциализм Сартра противопоставляется автором марксизму. Р.Волошиньский пишет: “Миссию своей философии он видит в том, чтобы поднять проблематику человека, его сознания, его судьбы. От этой проблематики отвернулся марксизм сталинской эпохи, утверждавший, что личность целиком и без остатка помещается в обществе и не имеет значения вне коллектива ... После осуждения культа личности наступает, наконец, реабилитация личности, которая берет реванш за годы презрения и террора, осуществлявшегося сторонниками абстрактного и бесчеловечного коллективизма”. В опубликованной в этом же номере журнала статье З.Кубиковского автор ратует за [“] освобождение литературы из-под пресса политики и тактики”.
“Диалог” — ежемесячный журнал, издаваемый в Варшаве. В СССР поступает 15 экз. этого журнала. Журнал регулярно выступает против метода социалистического реализма. Главлитом СССР был ограничен для общего пользования августовский номер этого журнала /№8/, в котором помещена статья известного польского ревизиониста К.Теплица “Чары тоталитаризма”, направленная против советского искусства. Издеваясь над советским искусством, К.Теплиц приводит слова Н.Тихонова о советских людях:
“Гвозди бы делать из этих людей
Крепче бы не было в мире гвоздей”
И утвержается, что цель советского искусства — “ ... делать из простых людей гвозди”. Теплиц пишет, что в СССР — “простой человек становится пешкой на огромной шахматной доске, на которой командиры играют и даже сами создают себе условия”.
“Жице господарче” /”Экономическая жизнь”/ — еженедельный журнал, издающийся в Варшаве и поступающий в СССР в количестве 86 экз. Журнал постоянно выступает против политики, проводившейся в Польше до VIII пленума ПОРП. Главлитом СССР с первого июня были ограничены для общего пользования 2 номера этого журнала: №22 от 2 июня и №31 от 4 августа. В №22 журнала от 2 июня опубликована большая статья М.Мещанковского “Искривления или ошибочные теории”, в которой автор под предлогом критики “сталинизма” выступает против марксистско-ленинской теории коллективизации. М.Мещанковский пишет, что “... сталинская аграрная теория не выдержала экзамена в польских условиях ... Исторический опыт коллективизации в СССР, происходившей в совершенно исключительных условиях и во время которой был допущен ряд ошибок, был неправильно обощен Сталиным и поднят до ранга теории, обязательной, якобы, для других стран, строящих социализм. Сталинская теория коллективизации ... доказала, что она не носит универсального характера”. Автор выступает против союза между рабочим классом и крестьянством в “сталинской трактовке”, заявляя, что этот союз “является союзом неравноправных партнеров ... Крестьяне являются объектом этого союза, а не его субъектом”; что теория союза рабочего класса и крестьянства есть “неверие в творческую активность крестьянских масс и ликвидация всякой экономической инициативы деревни ...”. Затем автор стремится доказать “несостоятельность сталинской теории” о неспособности мелких крестьянских хозяйств к расширенному воспроизводству. М.Мещанковский пишет: “ Мы можем утверждать, что крестьянское хозяйство способно к расширенному воспроизводству. Поэтому можно строить социализм даже в течение долгого периода времени на двух разных основах”. Автор призывает направить развитие кулацких хозяйств в русло госкапитализма и проповедует “теорию самотека”. Затем М.Мещанковский пишет, что “... сталинские предпосылки означают в действительности применение в той или иной форме принуждения ... У Сталина экономическая политика и ее институты узурпирует себе право заменять механизм экономических процессов”. Автор выступает против роли Коммунистической партии в преобразовании сельского хозяйства и пишет, что “сущность ленинского кооперативного плана была отброшена Сталиным”. В заключение автор обрушивается на политику ограничения и вытеснения кулачества как класса, которая, как он пишет, “даже не требует разоблачения”.
В №31 журнала “Жице господарче” от 4 августа помещена антисоветская статья Тадеуша Ковалика “О социализме без мистики”. В этой статье автор пишет о “расхождении между мечтами и стремлениями народных масс и результатами революционной борьбы”, о превращении “марксизма” в веру”. Цель статьи, как пишет Т.Ковалик, — “проделать рационалистический анализ и покончить с мистификацией наших представлений о социализме”, выяснить, “возможно ли в существующих условиях основательное очищение марксизма от всяческих догматических элементов, от, фидеизма, возможно ли возрождение классового коммунистического движения на основе марксизма подлинного, очищенного”.
Автор резко критикует социализм в СССР, где “простой человек становится рабом своего собственного воображения. Не только его обманывали, он сам себя обманывал и хотел быть обманутым”. Автор приходит к выводу, что “будут существовать рядом друг с другом “разные социализмы”. Социализм бедный и богатый. Более справедливый и менее справедливый. Демократический и опирающийся на “культ личности”. По приниципу централизма и по принципу предоставления прав местам. Опирающийся на план типа ГОЭЛРО и на планы-приказы”. В заключение Т.Ковалик делает вывод, что речь идет не только о разнице в методе и путях построения социализма, но и “о разнородности целей”, и призывает “... покончить с ежедневной и неизменной постановкой задач “строительства социализма”, покончить с неустанной мобилизацией к маршу в социализм”.
“Поглёнды” — еженедельный молодежный журнал, издаваемый во Вроцлаве и поступающий в СССР в количестве 5 экз. Главлитом СССР ограничен для общего пользования №17 этого журнала от 6 июня за публикацию антисоветского стихотворения К.Кожутского “Бывший сосланный рассказывает”. В стихотворении говорится о мучениях “сосланных в тайгу”.
“Млодежь свята” /”Молодежь мира”/ — международный журнал молодежи, издаваемый в Варшаве. Журнал поступает в СССР в количестве 7 экз. Номер 7 журнала за июль опубликовал высказывание Л.Троцкого.
“Збюр документув” /”Сборник документов”/ — ежемесячный журнал, издающийся в Варшаве Польским институтом по международным проблемам. Журнал поступает в СССР в количестве 21 экз. Главлитом СССР был ограничен для общего пользования №1 этого журнала, поместивший текст послания Д.Эйзенхауэра американскому конгрессу. В тексте этого послания содержится большое количество антисоветских выпадов.
“Паньство и право” /”Государство и право”/ — журнал Института права Академии наук Польши, издаваемый в Варшаве. В СССР поступает 91 экз. этого журнала. В №6 от июня и в №9 от сентября были опубликованы антисоциалистические “дискуссионные” статьи К.Гжибовского и Я.Кольчинского о влиянии “сталинизма” на Советскую Конституцию. В статьях содрежится много выпадов против советского общественного и государственного устройства. Атисоциалистические материалы, кроме этого, были опубликованы в журнале “Свят и Польска” /”Мир и Польша”/ № 21 от 18-24 июля и журнале “Магазын польски” /”Польский журнал”/ № 10 за октябрь.
Главлитом СССР был также ограничен для общего пользования ряд книг, изданных в Польше в последнее время и содержащих антисоветские и антисоциалистические материалы.
В изданной в 1957 г. в Варшаве издательством “Чительник” книге стихов Яна Залевского “Лирические образы” опубликовано стихотворение “Человек” /стр. 56-70/, в котором автор проводит мысль, что органы госбезопасности враждебны народу и действуют только против народа.
Антисоциалистические и антисоветские стихотворения и рассказы опубликованы, кроме этого, в следующих книгах, ограниченных Главлитом СССР для общего пользования:
А.Стерн “Старые и новые стихи” /Варшава, 1957 г./, С.Мрожек “Слон” /Краков, 1957 г./, З.Герберт “Гермес, пес и звезда” /Варшава, 1957 г./, Ян Выка “В полночь” /Варшава, 1957 г./, Ян Хушча “С дальних дорог” /Варшава, 1957 г./, М.Яструн “Горячий пепел” /Варшава, 1956 г./ и “Избранные стихотворения” /Варшава, 1956 г./, А.Мулярчик “Звезды в лужах” /Варшава, 1957 г./ и Ю.Кущмерек “Приговор” /Варшава, 1957 г./.
Главлитом СССР, кроме этого, ограничен для общего пользования ряд книг польских авторов по социально-политической тематике, в которых допускаются антисоветские выпады. К их числу относятся следующие книги: В.Беньковский “Продолжение революции” /Варшава, 1957 г./, И.Кучинский “Очарование веры” /Варшава, 1957 г./, Е.Брошкевич “Попытка ответа” /Варшава, 1957 г./, Е.Кушко “Свобода в системе диктатуры пролетариата” /Варшава, 1956 г./, Г.Кац “Освободить марксизм от лжи” /Варшава, 1957 г./, Ян Шчепаньский “Интеллигенция и общество” /Варшава, 1957 г./ и ряд других. 32 наименования книг были ограничены для выдачи частным лицам. Также было ограничено для общего пользования 17 религиозно-пропагандистских книг, изданных в Польше в 1957 г.
* * *
Следует отметить, что с 1 июня по 30 декабря 1957 г. Главлитом СССР задерживалось большое количество польских изданий, засылаемых в адреса частных лиц. За этот период не были выданы частным лицам издания, содержащие антисоветские, антисоциалистические и религиозные материалы. Указанные произведения печати засылались из Польши в адреса частных лиц, проживающих, главным образом, в Прибалтике и западных областях Украины и Белоруссии. В числе литературы, засылаемой из Польши в адреса частных лиц, следует отметить засылку: еженедельной газеты “Фольксштимме” на еврейском языке в количестве 350 экз.; литературы на еврейском языке, издаваемой израильским посольством в Варшаве; газет и журналов капиталистических стран /политических, развлекательных изданий, журналов мод и т.п./; “Журнала Польской Академии наук” № 1-2 за 1957 г., посланного в различные адреса в количестве 137 экз. и содержащего статью об “отсутствии свободы дискуссии в странах социализма” и журнала “Польша” на языке эсперанто, посланного в количестве 302 экз.
Всего за период с 1 июня по 30 декабря с.г. Главлит СССР ограничил для общего пользования, т.е. направил в спецфонды библиотек или не выдал частным лицам, 351 польское издание тиражом в 55.000 экз., в том числе были сняты с продажи и распространения через розничную сеть “Союзпечати” 23 номера тиражом 5.171 экз. Из этих 55.000 экз. около 44.000 экз. приходится на газету “Фольксштимме”.
РГАНИ, ф.5, оп.33, д.88, л.2-22
Документ выявлен и предоставлен для публикации Г.В. Кузовкиным (НИПЦ «Мемориал», Москва).