В распоряжении “Полит.ру” попал любопытнейший документ – содержание уголовного обвинения в адрес руководителей Сахаровского центра в связи нашумевшей выставкой “Осторожно, религия!”, разгромленной людьми, называвшими себя православными. Причем сами погромщики были оправданы, а преследованиям сейчас подвергаются организаторы и художники. При возможных различных оценках выставки сам факт преследования за художественное высказывания, а так же содержание обвинения не могут не настораживать.
Полный текст документа в формате PDF можно посмотреть здесь.
Ниже мы копируем аргументационную часть обвинения по статье ст. 73 УПК РФ, подписанную следователем по особо важным делам прокуратуры ЦАО г. Москвы юрист 2 класса Цветковым Ю.А.
...в период с августа по декабрь 2002 года Самодуров Ю.В., являясь исполнительным директором международной общественной организации “Фонд Андрея Сахарова – Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова” и директором автономной некоммерческой организации культуры “Музей и общественный центр “Мир, прогресс, права человека” имени Андрея Сахарова” (в дальнейшем – музей) вступил в предварительный сговор со своей подчиненной – руководителем группы организации выставок музея Василовской Л.В., а также Зулумяном А.Г., Золян Н., и Михальчук А.А. для совместной подготовки и проведения в Москве выставки, четкая концептуальная направленность которой состояла в публичном выражении в наглядно-демонстрационной форме унизительного и оскорбительного отношения к христианской религии в целом, а к православному христианству и Русской Православной Церкви в особенности, а также к религиозным символам православных верующих, путем публичной демонстрации в помещении музея по адресу: г.Москва, ул.Земляной вал, д.57, стр.6, специально отобранных экспонатов, возбуждающих ненависть и вражду, а также унижающих достоинство лиц по признаку их отношения к христианской религии в целом, а православному христианству и Русской Православной Церкви в особенности.
Действуя во исполнение общего преступного замысла и согласно ранее оговоренной роли, используя свое служебное положение и полномочия, которыми он наделен в силу ст.7 Устава музея (руководить текущей деятельностью музея, действовать без доверенности от имени музея, нести ответственность за выбор, приобретение, установку и функционирование всех экспонатов и подготовку экспозиции музея), Самодуров Ю.В. принял решение о размещении экспозиции в помещении музея по адресу: г. Москва, ул. Земляной вал, д.57, стр.6, на период с 09 января по 10 февраля 2003 года, включил проведение выставки в утвержденный им 20.12.2002 план выставок на 2003 год, обеспечил техническую поддержку для создания экспозиции выставки наибольшим образом соответствующей ее преступным целям.
Действуя во исполнение общего преступного замысла и согласно ранее оговоренной роли, являясь в силу трудового договора от 30.12.2002 руководителем группы организации выставок музея, Василовская Л.В., используя свои служебные полномочия, которыми она наделена в силу п.3.2.3 названного договора и своей должностной инструкции, утвержденной 30.08.2002 (составление и передача на утверждение директору планов выставок, контакты и переговоры с возможными исполнителями, получения инициативных предложений от художников, кураторов, предварительное одобрение предлагаемых для включения в план авторских концепций выставок), внесла в подготовленный ею проект плана выставку “Осторожно, религия!”, совместно с Зулумяном А.Г. и Михальчук А.А. произвела отбор экспонатов для размещения на экспозиции выставки “Осторожно, религия!” и обеспечила оказание технической поддержки при ее проведении путем развешивания экспонатов и изготовления рекламных афиш силами работников музея.
Действуя во исполнение общего преступного замысла и согласно ранее оговоренной роли куратора выставки, Зулумян А.Г. путем уговоров привлек к участию в выставке художников Щечкина В.В., Подосинова А.Н., Сигутина А.В., Виноградова Г.И., Филиппова А.С., Сажину В.Л., Зражевскую А.А., Саркисян О.Р., Флоренского В.П., Галстяна В.А., Батынкова К.А. и других, представил экспонат собственного изготовления “Забытые заветы”, составил и размножил текст концепции выставки “Осторожно, религия!”, а также координировал действия других соучастников: Золян Н., Михальчук А.А. и Василовской Л.В.
Действуя во исполнение общего преступного замысла и согласно ранее оговоренной роли координатора выставки, Золян Н. путем уговоров привлекла к участию в выставке художника Дорохова А.А., представила экспонат собственного изготовления (без названия), составила и размножила текст концепции выставки “Осторожно, религия!” с подзаголовком “Познающий себя есть собственный палач”, а также оказывала своему бывшему мужу и куратору выставки Зулумяну А.Г. содействие в координации действий других соучастников: Михальчук А.А. и Василовской Л.В.
Действуя во исполнение общего преступного замысла и согласно ранее оговоренной роли координатора выставки Михальчук А.А. путем уговором привлекла к участию в выставке художников Кулика О.Б., Орлова В.М., Митлянскую А.Ю., Любаскину М.Б., Антошину Т.К., Каменецкую Н.Ю., Обухову М.В., Сажину В.Л., представила экспонат собственного изготовления “Откуда и кто?”, а также под псевдонимом Анны Альчук составила и размножила текст концепции выставки “Осторожно, религия!”, в котором поставила выставку “Осторожно, религия!” в один ряд с провокационными выходками Мавромати О., Бренера А. и Тер-Оганьяна А.С., направленными на оскорбление чувств верующих.
Осмотрев отобранные Зулумяном А.Г., Золян Н., Михальчук А.А. и Василовской Л.В. экспонаты и осознавая их соответствие концептуальной направленности выставки, Самодуров Ю.В. дал согласие на их размещение и публичную бесплатную демонстрацию в помещении музея по адресу: г. Москва, ул. Земляной вал, д.57, стр.6, на период с 09 января по 10 февраля 2003 года.
В результате указанных совместных действий Самодрурова Ю.В., Василовской Л.В., Зулумяна А.Г., Золян Н. и Михальчук А.А. 14 января 2003 года была открыта бесплатная выставка “Осторожно, религия!”, на которой до 18 января 2003 года публично демонстрировались перечисленные экспонаты, подбор которых сознательно провоцировал зрителей на агрессивное неприятие важнейших категорий, понятий, образов русской культуры, оскорблял национальные и религиозные чувства верующих, чем способствовал разжиганию конфликтов на религиозной и национальной почве.
На указанной выставке демонстрировались объединенные в единую экспозицию следующие экспонаты:
– экспонаты Магидововой Н.В.: плакат-афиша выставки “Осторожно, религия!” и продолжающая его работа “Свято место пусто не бывает”. Афиша представляет собой ксерокопированную фотографию пустого оклада иконы “Спас Нерукотворный”, где на место лика вставлен дорожный знак “Прочие опасности” в виде восклицательного знака в красном треугольнике. Экспонат “Свято место пусто не бывает” представляет собой 12 ксерокопий фотографии того же оклада с вставленными на место лика различными символами, преимущественно из “сферы услуг”: машина, магнитофонные наушники, чашка кофе, телевизор, изображение черепа и перекрещенных костей;
– экспонат Флоренского В.П. “РПЦ”, представляющий собой щит с прикрепленными к нему тремя буквами “Р”, “П”, “Ц”, вырезанными из пенопласта и обвешанными елочными гирляндами;
– экспонат Зражевской А.А. “Не сотвори себе кумира”, который представляет собой лист фанеры размером 198х122 см, имитирующий оклад православной иконы “Спас на престоле”, в котором отсутствуют лик, кисти рук и раскрытое Евангелие, а вместо них прорези, куда каждый посетитель может поместить свое лицо и любую книгу. В состав экспоната входит фотоаппарат на треноге, повернутый объективом к изображению оклада, с надписью: “Фото. Недорого”;
– экспонат Кулика О.Б. “Новое слово”, представляющий собой цветную фотографию в рамке с паспарту, на которой изображена костюмированная сцена поклонения: молодой человек и девушка, задрапированные под эпоху Возрождения, преклоняются на одно колено перед мужчиной, костюмированным под Иисуса Христа с терновым венцом на голове, но вместо рук у него коровьи копыта, а на них лежит труп поросенка;
– экспонат Дорохова А.А. “В начале было слово”, представляющий собой триптих, на каждой части которого помещено изображение условного силуэта как бы распятого человека: в первом фрагменте – на кресте и на фоне текста из Евангелия, во втором – на пятиконечной звезде и на фоне текста из “Манифеста коммунистической партии”, а в третьем – на свастике и на фоне текста из “Майн кампф” Адольфа Гитлера;
– экспонат Елагиной Е. “Иксисос”, представленный в виде фотографии, на которой изображен деревянный крест на “горке”, символизирующей Голгофу. Вместо изображения распятия по всей поверхности креста наклеены советские плакаты-предупреждения типа “Остерегайтесь ранения рук”, а к рукавам креста полукольцом подвешена гирлянда сосисок;
– экспонат Косолапова А. “Кока-кола”, представляющий цветной рекламный плакат, в композицию которого включен лик Иисуса Христа и надпись на английском языке: “Сoca Cola. This is my blood”, что в переводе означает: “Кока кола. Сие есть кровь моя”;
– экспонат Тер-Оганьяна А.С. “Иконы на картоне”, представляющий собой восемь икон Христа Спасителя и Божией Матери, выпуска московского производственного комбината “Софрино”, на семи из которых, полностью пересекая по горизонтали или по вертикали, большими грубыми буквами сделаны надписи: “REVOLUCIA”, “VODKA”, “KALASHNIKOV”, “RUSSIAN ART”, “50%”, “LENIN”, “1917”, а на одной из икон – изображение серпа и молота.
– экспонат Батынкова К.А. “Семь смертных грехов”, представляющий собой семь цветных фотографий размерами 50х70 см, которые помещены в деревянные рамы под стекло, на которых изображена семья в обыденной жизни. Фотографии изображают время провождения семьи в течение суток. Грех чревоугодия представляет семейное застолье, грех праздности - смотрение телевизора, грех идолопоклонства - комната, завешанная фотографиями, плакатами кумиров. Грех смертоубийства представлен мальчиком с игрушечным оружием;
– экспонат Галстяна В.А. “Ребро Адама”, состоящий из анимационного фильма, который повторяется в течение “1 часа 1 минуты 48 секунд” на мониторе, выполняющем роль алтаря, расположенного в нижней части экспозиции на фоне серой ткани. Перед монитором расположена плоскость с углублениями, в которые вложены “металлические бирки с выдавленными на них цифрами и куски глины”;
– экспонат Орлова В.М. и Митлянской А.Ю. “Последний ужин”, состоящий из двух частей: видеофильм показывал отрубленную, агонизирующую голову рыбы, и три фотографии, изображающие окровавленные рыбьи головы и плавники, лежащие на блюде;
– экспонат Михальчук А.А. “Откуда и кто?”, представляющий лист фанеры размерами 37,7х42 с прикрепленными к нему пятью фотомедальонами - образцами ритуальных фотографий усопших, выполненных специально для могил;
– экспонат Саркисян О.Р. “Акция “ХВ!”, проведенная в 1999 году”, представляющий шесть цветных фотографий размерами 15х10 см, на которых купол московского Планетария изображал пасхальное яйцо с буквами “ХВ!” На трибуне, “человек, ряженный под православного священника с крестом на груди, издевательски улыбаясь, что-то кричал толпе, стоявшей внизу”;
– экспонат Пожарицкой М.Г. “В храмике”, состоящий из четырех гнутых фигурных голубых стенок, на фоне каждой из которых золоченый ангелочек на облаке; три стенки с изображением кукол святых, на фигурной фиолетовой подставке каждая; и двух кукол молельщиц и все это на розово-голубом постаменте;
– экспонат Антошиной Т.К. (без названия) в виде пустого оклада иконы;
– экспонат Каждана Я. “Одежда для мессии”, представляющий имитацию великой христианской святыни - Хитона Господня;
– экспонат Щечкина В.В. “Непротивление злу насилием”, представляющий три картонных полотна с фоторепродукцией портрета Достоевского Ф.М., металлическая клетка для птиц, бюст писателя Толстого Л.Н. Три фотокопии с известной картины кисти Перова, изображающей портрет Достоевского, к которому на одном портрете сзади были пририсованы серые перепончатые крылья летучей мыши, на втором к рукам пририсован топор, на третьем Достоевский держал клетку с птицей;
– экспонаты Сигутина А.В. “Художнику на заметку”, представляющий кусок белой х/б
ткани размерами 75х120 и текст Соборного послания 18 века “Подобает быти живописцу смиренну, кротку, благоговейянну, непразднословцу, несмехотворцу, непьяницы, неграбежнику, неубийцы, наипаче же хранити чистоту душевную и телесную со всяцем опасением”. “Слова, подобные молоту” представляет 8 листов формата А-4, на которых содержатся набранные на компьютере тексты фрагментов из нового и Ветхого заветов. Данные ссылки напечатаны на узких полосках бумаги, наподобие объявлений. Так, каждый человек, которого заинтересовала конкретная цитата, может оторвать себе полоску бумаги, содержащую ссылку;
– экспонат Подосинова А.Н. (без названия), представляющий три черно-белые фотографии. Первая фотография, представляющая собой фрагмент репродукции старой фотографии начала 20 века: с правой стороны фрагмента находится мальчик, а вся остальная фотография представляет собой ряд рук сидящих православных священников. В черных рясах с крестами в ряд сидят обезглавленные (техникой фотографа), и потому умерщвленные (в сознании зрителя) священники и рядом - обычный живой мальчик. Серия, состоящая из двух фотографий – это изображения манифестирующих, протестующих православных граждан, а форму пространства образует линия очень длинного многометрового плаката (манифестация верующих против демонстрации фильма Мартина Скорсезе “Последнее искушение Христа”);
– экспонат Вальдрон И. “Hello Dolli!”, представляющий большое панно с изображением овечки и надписями по-английски: “Привет, Святыня! Хайль, Долли, агнец Божий”;
– экспонаты Виноградова Г.И. Первый - “Anima”, представляет собой три холста, на которые путем компьютерной печати нанесено фотографическое изображение девушки. На лицо девушки помещена цветовая проекция креста из двух широких полос. Работа выполнена в темно-коричневой бело-золотистой и красной цветовой гамме. Второй экспонат – “Порфирий Иванов – ДрахуЯЯЯЯ – МахуЯЯЯЯ”, являющийся инсталляцией, связанной с деятельностью проповедника с острова Новая Гвинея, выполненная с помощью “порнологии” - приема из арсенала московского концептуализма (сползания речи в матерную брань);
– экспонат Зауташвили И. (без названия), состоящий из следующей композиции: нож с выгравированным латинскими буквами словом “RELIGIA” воткнутый в картонную коробку и четыре фотографии, расположенные на стене. На фотографии (1) в левой верхней части композиции зритель видел женщину в непристойной позе, с раздвинутыми ногами и закрытым чем-то лицом. Между ног женщины на месте половых органов помещена икона; следующая фотография (2) - профиль мальчика в наушниках, взгляд которого направлен в противоположную сторону; фотография (3), размещенная ниже, демонстрировала абстрактную космическую композицию; и (4) - часть обнаженного женского бедра с надписью “Love” и сердечком, нарисованным помадой;
– экспонат Зулумяна А.Г. “Забытые заветы”, представляющий собой панель и коробку с отделениями, где разложены буквы, из которых можно выложить любые “заветы”;
– экспонат Мамышева В.Ю. “Осторожно религия!”, представляющий собой изображение человека, похожего на В.В. Путина, возлежащего в вальяжной позе на фоне Храма. На нем одета мантия в виде монашеской рясы с разбросанными на ней звездами “Роза ветров”. Указательный палец левой руки человека поднят вверх, на месте пальца нарисован православный крест;
– экспонат Кругликова В. (без номера), представляющий лимонадную этикетку, где рядом с изображением фруктов помещен образ Богоматери с младенцем;
– экспонат Турецкой А.В. (без названия), представляющий фотоколлаж, на первом листе которого картина со сценой распятия Христа на Голгофе. Вместо фигуры Христа на кресте помещена цветная фотография голой женщины, как бы распятой на кресте. Второй фотоколлаж – фотография картины Леонардо Да Винчи “Тайная вечеря”. Вместо фигуры Христа вклеено зеркальце, так что каждый, подходящий к работе, мог видеть в нем свое лицо;
– экспонат Обуховой М.В. “Новая религия”, расположенный на потолке, над головами посетителей, состоящий из нескольких полотнищ в форме креста. На этих полотнищах изображены в непристойных позах обнаженные женщины, окруженные ангелами и херувимами;
– экспонат группы “Синий суп” под названием “В час беды”, представляющий собой видеофильм группы из 18 эпизодов. Действие, совершаемое в данных эпизодах, имеет видимую многозначительность и полную бессодержательность: стук молотка, движения рук, нажимающих на кнопку звонка, кружения шариков;
– экспонат-перфоманс Сажиной В.Л. (без названия): в центре насыпан земляной ком, в который воткнут кол. Обнаженная женщина, раскрашенная краской, совершает непристойные движения, которые имеют ритуальный смысл;
– экспонат Золян Н. (без названия) представляющий собой телевизор, стоящий на коробе черного цвета;
– экспонат Каменецкой Н.Ю. “Святой Себастьян”, представляет собой объект из шелковой материи размерами 50х70 см., в которую особым образом вшита картина. На картине изображены фрагменты картин различных художников. Центром работы является изображение Святого Себастьяна с картины Тициана, на которую наложены работы разных художников различных времен (Тициана, Энди Уорхолла и т.д.) с изображением Святого Себастьяна. Все это заключено в круг. В шелковую ткань, на которую нанесено изображение, снизу и сверху вдеты металлические трубки. Через верхнюю трубку вдевается веревка и работа подвешивается на стену;
– экспонат Гуревич (без названия), представляющий композицию из водочных бутылок, на которые надеты луковицы в виде куполов. Под бутылками атрибуты распития спиртного: полусъеденная вобла, три кусочка хлеба. Из водочных бутылок составлен Храм;
– экспонат Драгоевой и Мавромати “Фонтан”, представляющий фотографию головы фигурки горностая. Рядом с фотографией лежал листок с пояснениями к работе: “имеет место новый зооморфный символ Бога, “одобренный” православной церковью, - кто хочет, может перекреститься, а кто хочет - плюнуть”.
Изображения, предметы, тексты, использованные в экспонатах данной экспозиции, являются значимыми для исторической и социальной памяти народов России и, прежде всего для народов, исповедующих православие, а также для других христиан, содержат предметы и тексты, имеющие культовое назначение и религиозный смысл, в частности: оклад иконы Спас Нерукотворный (в работах Антошиной, Магидовой Зулумяна); оклад иконы “Великий Архиерей” (в работе Зражевской) имитация колокольного звона (работа Галстяна); распятие (работы Дорохова, Турецкой); молитва (группа “Синий суп”), аббревиатура РПЦ (работа Флоренского); крест (работы Елагиной, Виноградова, Подосинова Мамышева); слова Иисуса Христа из Евангелия: “Сие есть кровь моя” (работа Косолапова) символ Христианства - рыба (работа Орлова, Митлянской) название Last supper, переводящееся как “Последний ужин” (работа Орлова, Митлянской); терновый венец (работа Кулика); Хитон Господень (работа Каждана); иконы (работа Тер-Оганьяна); евангельские тексты (работа Сигутина); слова из Евангелия “агнец божий” (работа Вальдрон); Евангельские заповеди (работа Зулумяна) образ Божьей Матери (работы Зауташвили, Кругликова); Святой Себастьян (работа Каменецкой); Церковные купола (работа Гуревич); Православный храм (работы Мамышева, Мавромати).
Использованные в перечисленных экспонатах словесные и изобразительные средства содержали унизительные характеристики, отрицательные эмоциональные оценки и негативные установки, возбуждающие ненависть и вражду по отношению к христианству, православию, Русской Православной Церкви, унижающие достоинство людей по признаку национальной и религиозной принадлежности.
Цель выставки достигнута путем использования в представленных на нее экспонатах специальных языковых (вербальных), визуальных, звуковых средств, методов скрытого психологического манипулирования сознанием и других психотехнических методов для передачи оскорбительных и унизительных характеристик, отрицательных эмоциональных оценок, негативных установок и побуждений к действиям против христианства вообще и русского православия в частности: десакрализация сакральных образов посредством создания ассоциативных связей между сакральным и низким, отвратительным, комическим, ужасным; обусловливание изображений половыми стимулами и стимулами отвращения; создание депрессивных ассоциативных связей при помощи изобразительных и вербальных средств в видеофильмах, с помощью чего были оскорблены и унижены религиозные чувства верующих и неверующих лиц, имеющих представление о святости (сакральности) основных символов христианской религии.
Публичная демонстрация экспонатов выставки в музее по указанному адресу проходила с 14 по 18 января 2003 года и вызвала широкий общественный резонанс, возбудила ненависть и вражду, а также унизила национальное достоинство большого числа верующих в связи с их принадлежностью к христианской религии, в особенности к православному христианству и Русской Православной Церкви, чем нарушались принципы конституционного строя Российской Федерации, закрепленные в положениях ч.5 ст.13, ст.14 и ст.28 Конституции Российской Федерации и гарантирующих принцип веротерпимости как залог гражданского мира и стабильности демократического общества.
Таким образом, Михальчук А.А. совместно с Зулумяном А.Г., Золян Н., Василовской Л.В. и Самодуровым Ю.В. совершила преступление, предусмотренное ч.1 ст.282 УК РФ.